о to о3 о.3к .t? (о.9я s °-Щ ? п £о яСX ок ьк5к &п до Кй«О XК 18 (О ИО! ИIsСуществует мнение, и довольно распространенное, что мотоспорт по сути своей не может быть массовым. Подобное можно услышать даже от тех, кто долгие годы связан с мотоспортом ив какой-то мере определяет его развитие. С этим можно согласиться, если резервы массовости искать только в секциях и автомотоклубах ДОСААФи спортивных обществах, объединяющих участников кроссов и гонок. Потому что там массовость находится в прямой зависимости от количества спортивных и гоночных мотоциклов, а это в свою очередь — от того, сколько таких машин дает промышленность. Но есть другой путь, открывающий подлинный резерв массовости. Журнал «За рулем» уже не раз писал о соревнованиях на личных мотоциклах, неизменно вызывающих большой интерес среди мотолюбителей. Последние из них были организованы редакцией и районным спортивно-техническим клубом в городе Крымске Краснодарского края («За рулем», 1971, № 8). Они еще раз подтвердили, что именно в этом направлении следует искать ключ к решению проблемы массовости. У нас в стране насчитывается около 8 миллионов владельцев мотоциклов. С увеличением выпуска машин, предусмотренным на ближайшие годы, число тех, кто постоянно пользуется двух- и трехколесным транспортом,Мотоциклисты есть- . спортсмены будутЯ й1Веще более возрастет. Всем им нужна хорошая школа повышения водительского мастерства. Такой школой и должен стать мотоспорт. В этой связи важное значение имеет принятое Бюро президиума ЦК ДОСААФ постановление «О массовом привлечении владельцев собственных мотоциклов, мотороллеров и мопедов к участию в мотоциклетных соревнованиях». В нем, в частности, отмечается, что с ростом производства мотоциклов, мотороллеров, мопедов и постоянным улучшением материального благосостояния трудящихся ежегодно увеличивается число мотоциклистов. Многие из них, особенно молодежь, стремятся участвовать в соревнованиях на собственных машинах. Важно правильно организовать и всячески поощрять подобные состязания. Тогда это положительно скажется на дальнейшем массовом развитии мотоциклетного спорта. Соревнования владельцев мотоциклов способны решить и вторую задачу — выявить новые спортивные таланты, прежде всего среди тех, кто по характеру своей производственной деятельности связан с машиной. В городе Крымске, например, значительная часть участников — водители колхозных и совхозных автомобилей — показали отличные ездовые навыки и на мотоцикле. Не случайно некоторым из них тренерыАвторалли, кросс, многоборье в «Спартаке»Вряд ли в какой-либо отрасли производства можно столь наглядно проследить влияние спорта на повышение профессионального мастерства, как на автомобильном транспорте. Участие в ралли, шоссейно-кольцевых и ипподромных гонках, автонроссах, автомногоборье положительно сказывается на квалификации водителя, а следовательно, и на повышении производительности труда. Ордена Ленина добровольное спортивное общество «Спартак», объединяющее в своих рядах и автотранспортников, наряду с другими видами спорта все более активно развивает автомобильный. Делается это а тесном сотрудничестве с Министерством автомобильного транспорта РСФСР и профсоюзом рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. При министерстве создан совет, призванный руководить спортивно-массовой работой на предприятиях автотранспорта. В составе его — руководящие работники министерства, ЦК профсоюза и республиканского совета ДСО «Спартак». Этот совет под председательством заместителя министра А. Петрова принял постановление, в котором сказано: «Считать обязательным развитие на предприятиях ив организациях каждого транспортного управления и управления пассажирского автомобильного транспорта автомногоборья, автокросса, авторалли, как прикладных видов спорта, способствующих освоению техники и мастерства вождения автомобилей». Этим же постановлением транспортным управлениям, а также областным и краевым советам общества «Спартак» вменено в обязанность обеспечить нормальную работу секций по техническим видам спорта. Президиум Центрального совета ДСО «Спартак» одобрил организаторскую работу спортивного совета Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Президиум обязал республиканские, краевые, областные и городские советы общества использовать опыт совместной работы Российского республиканского (совета ДСО «Спартак» с Министерством автомобильного транспорта РСФСР и Центральным комитетом профсоюза.предложили заняться мотоспортом в секции) автомотоклуба. Надо было видеть, с какой радостью новички приняли это предложение. Тем же постановлением Бюро президиума ЦК ДОСААФ обязало республиканские, краевые, областные, Московский и Ленинградский комитеты оборонного Общества организовать на местах соревнования среди владельцев личных м<!шин (они должны предшествовать всероссийским и всесоюзным стартам), широко популяризировать их среди мотоц> клистов. Сборные команды областей и республик следует комплектовать тслько из числа участников, показавших лучшие результаты в местных соревнованиях. Постановлением определен и порядок награждения победителей на всесоюзных состязаниях владельцев личных мотоциклов, мопедов, мотороллеров. Шесть первых призеров в каждом классе будут награждаться: за первое местопризами стоимостью до 70 рублей, за второе — до 50 рублей, за третье — до 35 рублей, и все вошедшие в первую шестерку — памятными жетонами и дипломами. На республиканских соревнованиях! также награждаются шесть спортсменов (соответственно призами стоимостью до 30, 25 и 20 рублей). Всем призер ам (по шестое место включительно) вручаются жетоны и дипломы. Средства для награждения следует предусматривать в смете соревнований. Комитетам ДОСААФ разрешено в размере устано зленных сумм (и в соответствии со сметой) награждать спортсменов такими призами, как запасные части к мотоциклам, покрышки и предметы спортивной1 экипировки. Таким образом, соревнования на личных мотоциклах получили не только официальное признание, но и необходимую материальную поддержку. Теперь дело за организаторской работой на местах. 1^ здесь представляется полезным дать ряд советов тем, кто приступает или в будущем готовится приступить к проведению состязаний среди владельцев мотоциклов. Программа троеборья достаточно простая, интересная для участников и зрителей и одновременно несложная для судей. Главная часть—дорожные испытания — три круга, каждый из которых протяженностью от 15 до 20 км. После |Первого круга спортсмены выполняют стрельбу из пневматических винтовок, а после второго — гранатометание. Старт раздельный, с интервалом в минуту. За |каждый промах на огневом рубеже (стрельбу для упрощения подсчета результатов следует вести по навешенным на щите разбивающимся тарелочкам) и невыполнение установленного норматива по гранатометанию участник штрафуется: он должен пройти дополнительны й километровый круг. Таким образом, судьи ведут подсчет не очков, а чистого времени, затраченного спортсменом' на преодоление всей трассы. Успех соревнования определяет выбор дистанции дорожных испытаний. В основном она должна состоять из грунтовых дорог, закрытых для движения транспорта. Длинные прямые участки, трамплины и другие места, представляющие опасность, должны быть исключены или найдены объезды, на которых спортсмены не смогли бы развивать предельную скорость. В выборе трассы большую помощь могут оказать опытные26