важно на пересечении улиц с двухсторонним и односторонним движением (рис. 3). Принципиально подобное решение не новость. Указатели, по существу, повторяют установленный порядок движения на перекрестке, но они дают возможность водителям, и мы в этом убедились, быстрее и конкретнее ориентироваться в порядке организации движения, а значит, не замедлять скорости и не снижать пропускной способности перекрестка. Нам кажется, что нынешний указатель -количества рядов имеет и недостатки. Во-первых, он предусмотрен для использования на перегонах, так как действует лишь до перекрестка. Во-вторых, содержит текст, который при изображении стрел вообще не нужен « нарушает принцип лаконичности. Хорошие результаты дополнительная информация дает на перекрестках, проезжая часть которых позволяет двигаться в три ряда. Без нее средний ряд, по сути дела, пропадает. Мы применили на одном из подобных перекрестков вот таской указатель (рис. 4), и условия движения резко улучшились. Такие же по смыслу указатели мы используем при сравнительно длинных сужениях дороги, если проезжая часть не имеет соответствующей продольной разметки, или зимой, когда разметка покрыта снегом (рис. 5). Каковы их достоинства? В информации не только об изменении количества рядов, но ио преимущественном праве на движение. Укрепленная под указателем табличка обязывает совершить маневр для изменения ряда движения в зоне 100 метров. Общее увеличение интенсивности движения, особенно в определенных направлениях, заставило нас на развязках с [круговым движением отказаться от прежних решений, при которых выезд на примыкающий проезд осуществлялся только из правого ряда. Разрешив в некоторых местах правый поворот в два ряда, пришлось изменить и рисунок знака «Круговое движение» (рис. 6). Подобные указатели были установлены на подходах к развязке со всех направлений. Но так как они по смыслу не вводят ограничений, то дополнительно в необходимых местах были установлены желточерные указатели количества рядов движения, выполнение требований которых обязательно. Для ориентации и наглядности на них' изобразили и некоторые элементы пересечения. В заключение хочется сказать, что номенклатуру дополнительных средств, указывающих количество рядов, направление движения, главную дорогу и т. п., можно и нужно увеличить. Очевидно и другое — Правила движения практически не могут предусмотреть многие варианты конкретных условий. Поэтому не надо бояться «нестандартных» указателей. Они хорошее подспорье в работе по организации движения.Водители знают, что если случилось дорожно-транспортное происшествие, оно будет зафиксировано и проанализировано самым тщательным образом. Будут изучены следы и осколки на дорожном полотне, эксперты дадут заключение о техническом состоянии машины, начнется поиск и опрос свидетелей, сбор необходимых документов, развернется кропотливая и трудоемкая работа, именуемая расследованием. Делается это отнюдь не только для того, чтобы установить виновника и наказать его. Не менее важно выявить причины, изучить атмосферу, порождающую аварийность. Слишком часто происшествие бывает закономерным, неизбежным финалом привычных мелких нарушений, пренебрежения правилами и техническими нормами, недисциплинированности, ставшей стилем работы. В таком автохозяйстве надо ждать других происшествий, и, чтобы избежать их, необходимы срочные профилактические меры. Какие именно — решать придется с учетом всего выявленного расследованием. Материалы следствия нередко становятся исходными данными для широких обоб-шиеся с характеризуемым, всесторонне изучившие его, и их мнение имеет особую ценность. Так должно быть, но, к сожалению, далеко не рсегда так бывает. Часто характеристика оказывается бессодержательной, формальной отпиской, состоящей из набора стандартных фраз. Она ничем не может помочь следствию. Еще хуже, когда составители характеристики ради пресловутой чести мундира пытаются влиять на разбирательство дела, давая заведомо необъективный хвалебный отзыв, Это уже помеха. Истина все равно будет установлена, поскольку не по одной характеристике изучается личность обвиняемого, но понадобятся дополнительные усилия и время. Вопрос о качестве характеристик, представляемых в органы следствия и ГАИ, специально изучался Научно-исследовательским институтом МВД СССР во время социологического обследования водителей — участников дорожнотранспортных происшествий. Из многих следственных управлений и отделов УВД были собраны заполненные анкеты с ответами на специально разрабо-КРИВОЕ ЗЕРКАЛОПо материалам исследования производственных характеристик участников дорожных происшествийА. КАЛДА, начальник городского отделения организации движения ГАИ г. Таллинщений, существенно помогают в профилактике дорожно-транспортных происшествий в более широких масштабах. При расследовании самое пристальное внимание привлекает фигура водителя (разумеется, если он виновен в происшествии). Это может быть закоренелый нарушитель, несчастье всего коллектива предприятия, постоянно находившийся на грани срыва; может быть, это начинающий шофер, не знавший ничего другого, кроме обстановки расхлябанности в своем первом гараже и принявший ее за норму; может — образцовый работник, попавший в беду по непредвиденному стечению обстоятельств. Вариантов тут много, и каждый требует особой оценки, особого отношения, приводит к разным выводам. Поэтому глубокое изучение личности обвиняемого обязательно для всестороннего расследования преступления, выявления обстоятельств, способствовавших его совершению, правильного определения меры и вида наказания. И не случайно поэтому от предприятия, где работает водитель — участник происшествия, запрашивается его производственная характеристика, которая должна отражать мнение коллектива, товарищей по работе о его положительных и отрицательных качествах на производстве ив быту, об индивидуальных особенностях его характера и поведения. Такими сведениями и наблюдениями могут располагать только люди, продолжительное время общав-танные вопросы по делам двух последних лет. Анкет поступило большое количество, и обработка их велась • вычислительном центре. Полученные результаты свидетельствуют о том, что многие руководители автохозяйств отнеслись к составлению производственных характеристик легковесно, без должной принципиальности. Около 76 процентов всех водителей, повинных • происшествиях, администрация характеризовала хорошо, удовлетворительные оценки получили 16 процентов и лишь около 8 процентов — неудовлетворительные- Получилось, что о подавляющем большинстве водителей нельзя было и подумать, что они станут участниками происшествия, выходило, что они попали в беду по нелепой случайности. Точно ли это соответствует действительности? Обработка дополнительных данных, касающихся лиц, охарактеризованных только хорошо, внесла в общую картину существенные дополнения и уточнения. Оказалось, что 23,5 процента из них сознательно, преднамеренно нарушили Правила движения, а 12,2 процента виновников пытались скрыться с места происшествия, но были задержаны. 19 человек в день происшествия не проверяли исправность автомобиля перед выездом чз гаража, а многие вообще относятся к сбережению техники лишь на «удовлетворительно». Разве могут все они быть достойны репутации хоро-23