Сейчас, когда труженики села, выполняя решения XXIV съезда КПСС, стремятся как можно полнее использовать технику, каждый новый квалифицированный механизатор для них особенно дорог. И тут помощь досаафовских организаций очень и очень кстати. ...Воскресный летний день. За городом — соревнования по мотокроссу. Вокруг трассы полно людей. Волнуются, силятся узнать спортсменов. Болеют за своих и жители Ленинского района. Как они сегодня? Не подкачают? Нет, и на этот раз гонщики районного спортивнотехнического на первом месте среди участников городских соревнований. Уже становится традицией: зимой на ледяных, летом — на гаревых дорожках, в мотокроссе спортсмены клуба завоевывают призовые места. И здесь сказывается та же любовь к делу, энтузиазм и энергия воспитателей, которые передаются воспитанникам. Помню, три года назад, когда была создана мотоциклетная секция, никто ни о каких призах, конечно, не помышлял. Возглавлявший секцию ветеран спорта спортивный судья В. Ф . Бубнов думал лишь об одном: побольше привлечь юношей. Мне не раз довелось наблюдать, как Владимир Федорович настойчиво и любовно пестовал своих подопечных, учитывая все стороны характера и навыков каждого. Особенно много работал с призывниками. Разве забудешь, например, Колю Сидорова. Задиристый, смелый паренек, однако несдержанный, самый отъявленный лихач. Умно, тонко тренер-воспитатель лепил из паренька настоящего спортсмена. И добился своего. Недавно сержант Советской Армии Николай Сидоров получил за отличную учебу краткосрочный отпуск, специально побывал в клубе, чтобы поблагодарить Владимира Федоровича Бубнова и других старших товарищей за все то хорошее, что они сделали для него — человека, вступающего в жизнь. Отлично несет службу в армии воспитанник клуба мотоспортсмен Костюченко. А те, кто уже закончил воинскую службу или готовится к ней, совершенствуют в мотосекции спортивное мастерство. Клубные команды теперь постоянные участники районных, областных, республиканских соревнований. Не только мотоспортсмены пользуются доброй славой. Секции автомобилистов, картингистов, радистов, стрелков, в которых занимается больше 800 человек, также часто выставляют своих спортсменов на состязания. Уже сотни разрядников воспитал клуб. Готовясь к VII Всесоюзному съезду добровольного оборонного Общества, коллектив районного спортивно-технического обязался подготовить еще более ста технических специалистов, повысить качество учебной работы, добиваться подлинной массовости в развитии военно-технических видов спорта. ...Торопятся по вечерам ребята и девчата на занятия, в секции, на спортивные площадки, в мастерские. Вижу знакомые лица. Счастливого пути! В. НЕКРАСОВ, Герой Советского Союза майор в отставке г. Запорожье Рисунок В. ВостриковиОсновная причина, побуждающая людей, и в первую очередь горожан, обзавестись личным транспортом, как показал опрос владельцев индивидуальных машин,— стремление хотя бы на короткое время вырваться из «тисков цивилизации», окунуться в мир тишины, пожить немного где-нибудь среди полей и лесов, на берегу тихой речушки. В наш нервный век стремительный темп жизни нечасто дает возможность побыть наедине с собой. Мы подхвачены потоком событий и вынуждены подчиняться напряженному ритму буден. Когда же человек устает, ему нужна разрядка, перемена привычной обстановки. Вот тут-то мы и вспоминаем о природе. И хотя до очередного отпуска остается еще полгода, мы все чаще останавливаемся у витрин спортивных магазинов, с вожделением взирая на великолепные спиннинги, газовые плитки или яркие палатки. Когда же на вербах начинают набухать почки, а из-под прошлогодней палой листвы проклевываются первые лесные фиалки, горожанина-автомобилиста не удержишь дома в свободное время. И чем становится теплее, тем больше владельцев машин устремляется за город приобщиться к природе, послушать весенние песни щеглов, посидеть с удочкой у заветного омутика или просто изжарить на угольях кусок привезенного с собой мяса. Природа врачует. Прикоснувшись к ней, мы успокаиваем нервы, приводим в порядок растрепанные мысли, очищаем легкие от городской пыли, в общем, заряжаемся энергией. По мере того, как процесс урбанизации вовлекает в себя все больший процент жителей планеты, эстетическая, нравственная и экономическая ценность гектара неоскверненной природы становится все дороже. Давайте же разберемся, достаточно ли бережно относимся мы к тому, чем на словах так искренне дорожим. На Черноморском побережье Кавказа в районе Геленджика деревьям расти трудно: молодую поросль иссушает летний зной, она испытывает острый недостаток влаги, зимой ее терзают свирепые норд-осты. Здесь каждый островок леса — благословенный оаэис, который щедро дарит человеку и тень и прохладу. Тут вьют свои гнезда певчие птицы, находят пристанище суетливые ежи и ящерицы-желтопузикй. В последние годы сюда проник и человек с автомобилем. Я видел сам, как один уже немолодой товарищ срубил целое дерево только по той причине, что оно мешало «Волге» проехать в самую чащу. В другом месте добрая половина деревьев у комля обожжена паяльными лампами. Из-под полопавшейся обугленной «оры, как желтоватая кость, проглядывает омертвевшая древесина. В окрестностях курортного поселка Бетта туристами, как механизированными, так 'и пешими, за короткий срок были почти полностью уничтожены средиземноморская черепаха и уже упомянутый желтопузик, поедающий слизней, улиток и крупных жуков-вредителей, которые «не по зубам» большинству птиц. Я видел, как один любитель «лесного комфорта» все той же паяльной лампой выжигал муравейник, имевший несчастье оказаться поблизости от его палатки. М о ­ жет быть, это ив самом деле менее хлопотно, чем переносить палатку на новое место, но причем же тут муравьи — вечные труженики, хранители и санитары наших лесов? В Италию, например, лесоводы завозят муравейники из-за рубежа, расплачиваясь с поставщиками чистым золотом. Никогда не следует забывать о ггом, что в лесу мы всегда лишь гости и что подлинные хозяева его требуют к себе уважения. А иначе без них кому будет нужен мертвый молчащий лес, да и долго ли он протянет без постоянной опеки жаб и синиц, дятлов и летучих мышей. Человеку при его нынешних возможностях ничего не стоит своим неосторожным вторжением нарушить естественное равновесие в природе, в какой-то мере подрубить сук, на котором мы сами сидим. И тем не менее тревожных фактов хоть отбавляй. Они не могут не настораживать. Берега горной реки Псекупс в окрестностях Горячего Ключа, всего лишь в часе езды от Краснодара, еще недавно очаровывали туристов изумрудными полянами, поросшими мягкой шелковой травой, гигантсгоими белолистками толщиной в несколько обхватов, живописным порожистым руслом и причудливыми скалами. Но в последние годы места эти, столь любимые краснодарцами, стало трудно узнать. Как следы черной оспы, пятнают поляны размытые дождями кострища и следы впитавшихся в землю масляных луж. Не от цветов рябит в глазах, а от бумажных обрывков, полиэтиленовых пакетов, грязной обтирочной ветоши и битых бутылок. По-моему, есть смысл говорить о необходимости специального законодательства, предусматривающего строгую ответственность за умышленное загрязнение естественных ландшафтов не только предприятиями, но и отдельными гражданами. Однако одними указами и постановлениями тут не обойтись. Нужно мобилизовать общественное мнение, создать обстановку нетерпимости вокруг таких людей, не проходить мимо и не отворачиваться, когда у тебя на глазах калечат деревья, сливают грязный бензин или масло, ради забавы стреляют по воробью. Всем нам следует усвоить истину: лес оказывает гостеприимство только людям добрым и умным. Сейчас, когда машин в индивидуальном пользовании становится все больше, угроза, нависшая над шриродой, выглядит еще .реальнее. На карту поставлено многое. Мы говорим «мать-земля». Так можно ли быть неблагодарным матери, согревшей и вскормившей нас, в которой не только наше прошлое, но и будущее? Проблемы «земля и машина» нет. Противоречие существует только между природой и человеком, от которого целиком зависит, какой будет завтра наша земля, что он оставит в наследство своим потомкам. Ю. АБДАШЕВ, писатель г. КраснодарЗЕМЛЯ И МАШИНА