гонщики, умеющие на глаз определять, где кроется опасность. В местах, где возможны срезки, устанавливают контрольные пункты. Важно также расположить стрельбище и площадку для гранатометания в районе старта и финиша недалеко одно от другой, но с соблюдением мер безопасности. Наиболее трудоемкая часть работыэто предварительная подготовка самих участников. Одни афиши, как бы много их ни было выпущено, не смогут обеспечить массовость. Ведь для большинства владельцев мотоциклов мотоспорт ассоциируется с трудным кроссом, выдержать который под силу только тренированным спортсменам на специальных машинах. Вот почему еще задолго до соревнований нужно в первичных организациях ДОСААФ предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, в местных секциях и клубах мототуристов объяснить будущим участникам доступность и несложность программы троеборья. Рекомендуется создать оргкомитет, как это сделали в Крымске, состоящий из представителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и досаафовских организаций. И еще одна немаловажная деталь, о которой, к сожалению, иногда забывают организаторы даже всесоюзных соревнований. Речь идет о создании приподнятой, праздничной обстановки. Важно, чтобы здесь присутствовали все атрибуты больших соревнований — приветствия, торжественный подъем флага, репортаж радиокомментатора, объявление результатов и награждение победителей. В этой статье мы остановились на новом троеборье для владельцев личных мотоциклов. Но это совсем не значит, что оно исключает другие простейшие и доступные соревнования, например однодневные состязания на регулярность движения с дополнительными испытаниями (разгон и торможение, скоростной подъем, «фигурна» и т. д.). От массовых соревнований владельцев личных мотоциклов во многом зависит будущее нашего мотоспорта. Это не громкая фраза. Люди старшего поколения хорошо помнят, что в довоенные годы, несмотря на нехватку мотоциклов, проводилось очень много состязаний для тех, кто имел собственные машины. Именно с таких стартов начался путь в большой спорт Г. Обухоаа, А. Дмитриева, П. Воротилкина, А. Силкина, В. Грингаута, В. Карнеева и многих других известных гонщиков, ставших затем рекордсменами и чемпионами страны. Но, повторяем, поиск будущих чемпионов — отнюдь не главная цель таких соревнований. Задача состоит в том, чтобы мотоспорт стал достоянием сотен тысяч мотолюбителей, чтобы он помогал им хорошо и творчески трудиться, с пользой проводить свободное время, чтобы он давал возможность в совер* шенстве овладеть техникой и воспитывал лучшие качества — смелость, физическую выносливость, мужество. Словом, все то, что нужно труженику и защитнику Родины. Именно поэтому организация соревнований среди владельцев личных мотоциклов становится одним из важнейших направлений спортивной работы организаций оборонного Общества. Б. ЛОГИНОВ, член президиума Федерации мотоспорта СССРСПОР РЕШАЮТ МОТОРЫВ несколько рядов выстроились серебристые, оранжевые, веленые, красные машины. Узкие туловища их припали к асфальту. Они кажутся живыми существами, широко расставившими лапы и присевшими перед броском. Над стартовой площадкой, затянутой пеленой белесоватого дыма, висит пронзительный вой двигателей. Старт! Черные полосы на асфальте и удаляющийся гул семнадцати моторов. Так начался в Минске первый этап автогонок "на «Кубок дружбы». Эти традиционные соревнования впервые состоялись о 1963 году и по существу стали чемпионатом социалистических стран по автогонкам. В розыгрыше командного Кубка (см. «За рулем» № 6, 1969), который присуждается за наибольшую сумму очков в четырех этапах, в разные годы принимали участие спортсмены Венгрии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии. до 1600 см . Теперь можно применять двигатель даже с двумя распределительными валами или впрыском топлива. Только... весь воздух, поступающий в систему питания, должен проходить через ограничительную шайбу диаметром 20 мм. Для конструкторов гоночных машин это «только» превратило форсировку двигателей в голошоломную задачу. Поэтому к гонкам на «Кубок дружбы» 1971 года допускались спортсмены на машинах как старой, так и новой гоночных формул 3. Чтобы выявить возможности других гоночных автомобилей по сравнению с машинами обеих формул 3, журнал «За рулем» учредил 'специальный приз. Он разыгрывался одновременно с первым этапом гонок на Кубок и присуждался за абсолютно лучший результат независимо от конструкции и рабочего объема двигателя. Соревнования на «Минском кольце» (22 круга по 4,3 IKM) принесли успех гонщикам из ГДР. Их команда одержала победу на первом этапе, а Г. Мелькус завоевал приз журнала «За рулем». Интересно, что новая формула 3 наряду с машинами «Мелькус-Вартбург» с 1100-кубовыми моторами мощностью 80 л. с. была представлена также автомобилями «Эстония-16М» к акс двигателями «Москвич-4'12» (1478 см 3 ), так ис двигателями «Жигули» (1198 см а ). Машина ленинградца А. Себейкина, оборудованная двигателем «Москвич», который гонщик снабдил системой впрыска топлива, выдержала лишь пять кругов тонки. Члены сборной страны таллинцы М. Лайв и X. Саарм шли « а «Эстониях-16М». Совершенно безупречно работал двигатель «Жигулей» (кстати, абсолютно нефорсированный), -который позволил Л. Шувалову из Тольятти выйти на шестое место. Таким образом, сегодня мы можем сделать вывод о перспективности использования на машинах новой формул ы3 двигателя «Жигулей». Мы можем также заключить, что экипажная часть (дисковые тормоза, подвеска, отлитые из магниевого сплава колеса) новых отечественных машин «Эстония-16М» хорошо зарекомендовала себя. И еще один вышод: форсировка двигателей, во всяком случае для машин членов сборной команды, должна проводиться при участии заводов. Наши гонщики вправе рассчитывать в этом отношении на помощь АЗЛК, Уфимского моторного и Волжского автомобильного заводов. Л. ШУГУРОВ, член президиума Федерации автоспорта СССР г. Минск Результаты соревнований 1. Г. Мелькус; 2. У. Мелькус (оба — «Мелькус-Вартбург»), ГДР; 3. П. Краузе («СЕГ-Вартбург»), ГДР; 4. В. Греков («Эстония-16М-Вартбург>). СССР: 5. Э. Гриффель («Эстония-9М-Вартбург»), СССР; 6. Л. Шувалов («Эстония-16М-Жигули»), СССР.3Известный конструктор гоночных машин и автоспортсмен Гейнц Мелькус с кубком журнала «За рулем». До последнего времени Кубок разыгрывался на автомобилях международной формулы 3 (рабочий объем двигателя не более 1000 см 3 , один карбюратор). Чтобы ограничить форсировку двигателя, формула 3 требовала установки между карбюратором и впускным коллектором дроссельной шайбы диаметром 36 мм. Таким образом, мощность двигателей находилась в пределах 86—90 л. с. Однако в 1971 году ситуация изменилась, так 'как Международная автомобильная федерация (ФИА) ввела новую гоночную формулу 3. Она разрешает использование серийных автомобильных двигателей рабочим объемом27