ТЕМ. КТО ЕЗДИТ НА ТЯЖЕЛЫХ МОТОЦИКЛАХРемонт генераторовЕсли верить некоторым владельцам мотоциклов, t o приборы электрооборудования для Них — «темный лес». Когда отказывает, например, генератор, иные мотоциклисты спешат заменить его новым, хотя в большинстве случаев устранить неисправность Можно Даже в домашних условиях. Об этом пишет нам читатель М. Костомаров, который делится опытом ремонта генераторов Г-НА и Г-414 (мотоциклы Киевского и йрбитского заводов). Обычно о неисправное™ этого узла сигнализирует контрольная Лампа. Она не гаснет при увеличении оборотов двигателя, указывая на то, что потребители электроэнергии питаются исключительно от аккумуляторной батареи. «Повинны» в втом могут быть либо генератор, не вырабатывающий энергию достаточной мощности, либо реле-регулятор. Чтобы определить «виновника», от генератора Г-НА или Г-414 отсоединяют провода, соединяют тонкой проволокой его клемму Шс массой, а к клемме Яи массе подключают лампу фары. Если лаМпа будет гореть полным накалом, значит, генератор исправен. Если же при средних и высоких оборотах двигателя она не горит или ее нить едва светится — генератор нуждается в ремонте. Наиболее часто причинами Плохой работы этого источника энергии является отсутствие надежного контакта щеток с коллектором или «амыкание между собой его пластин. Устранить первую из них нетрудно. Достаточно обеспечить свободное -перемещение щеток в гнездах щеткодержателя, промыв его чистым бензином, или заменить щетки, если они изношены по высоте более чем на одну треть. Пластины коллектора могут замкнуться при скоплении угольной пыли в зазорах между «ими, в результате механических повреждений или межвиткового замыкания. Из-за итого иногда обгорает коллектор и отпаиваются провода от его пластин. Для ремонта якорь снимают и промывают 'в чистом бензине. Если на пластинах коллектора остались следы обгорания, то их зачищаю* стеклянной шкуркой № 80-—100, вращая якорь рукой, а затем выбирают изоляциюмежду пластинами на глубину около 0,5 мм при помощи специально заточенного обломка ножовочного полотна. Собранный генератор проверяют при работе в режиме электродвигателя. Для этого соединяют перемычкой клеммы ЯиШи 'подключают их через амперметр к аккумуляторной батарее. Другой полюс батареи соединяют с массой генератора. Работая как электродвигатель, он должен потреблять ток не более 4 а. Если сила тока выше, значит, повреждены или замкнуты обмотки якоря. Неравномерное вращение якоря говорит о замыкании пластин коллектора. Чтобы найти место повреждения проводов якоря, его снимают и проверяют согласно схеме, приведенной на рис. 1. № пластины коллектора напряжение, мв >й пластины коллектора 12517 28 39 27 4 11 26 5 13 256 15 24Для удобства работы используют кольцо из диэлектрического материала с двумя противоположно (расположенными отверстиями, имеющими резьбу МЗ или М4. Кольцо надевают на коллектор якоря, в отверстия ввертывают винты до контакта с противоположными пластинами и присоединяют к ним провода согласно схеме. Щуп 2 от милливольтметра ставят на соседнюю пластину и резистором 4 устанавливают напряжение, кратное 14 (половина количества пластин) д ля удобства замеров. Переставляя щуп 2 по пластинам коллектора сначала в одну, а затем в другую сторону от болтов асольца, записывают показания прибора. При исправном якоре они должны соответствовать следующим величинам:7 17 23 8 19 22 9 21 21 10 23 20 11 25 19 12 27 18 13 29 17 14 31 16 15 33 15ПЛАСТИНЫ510 15 20 25 30 ПЛАСТИНЫРис. 1. Схема проверки целостности обмоток якоря: 1 — милливольтметр; 2 — щуп; 3 — коллектор якоря; 4 — регулируемый резистор сопротивлением около 150 ом; 5 — источник питания 3—4,5 в (батарейки для карманного фонаря). Справа — характеристики исправного (1) и неиспранного (2) якорей.тч1 ^/V9 \ ID!У<:fв3 I31и1213 М4!1 \ 2 Ё3 ; 4 i5/18 13 20 21 22(23 24 25 26 27 28 12345f6789 10 11 12 13 14 15 16 17Ъ__^=ЛйЫиРис. 2. Схема обмотки якоря генератора: 1 — развертка коллектора; 2 — развертка сердечника якоря; 3 — пазы; 4 — зубцы сердечника; 5 — провода обмоток. Если милливольтметр отметит уменьшение напряжения, значит, в проверяемой секции замкнуты витки. Обычно замыкание происходит между пластинами коллектора и легко устраняется аккуратным углублением изоляции. Увеличение же напряжения указывает на обрыв или отпайку проводов в секции. Чтобы найти неисправный провод, следует пользоваться рис. 2, показывающим порядок укладки проводов в пазах якоря и соединение их с коллектором. Различить эти неисправности трудно, поэтому сначала надежно пропаивают маета соединения пластины («петушки») с проводами. Если это яе помогло, ищут место обрыва провода: снимают сякоря изоляцию и металлическим шилом приподнимают провод, подходящий к отмеченной пластине; поврежденный провод легко определяется в месте обрыва. Оставшийся в пластине кусочек провода отпаивают, а к концу провода обмотки и «петушку» пластины припаивают отрезок такого же провода. Убедившись (проверкой по схеме рис. 2), что дефект устранен, изолируют место сращивания проводов швейной ниткой с последующей пропиткой ее бакелитовым или другим изолирующим лаком. Если нужно выровнять поверхность якоря, прокладывают отрезок тафтяной ленты. Чтобы в дальнейшем снова не пришлось ремонтировать генератор, надо регулярно проверять его состояние и выполнять рекомендации завода по смазке подшипников, замене щеток, очистке коллектора. М. КОСТОМАРОВ Московская область, г. Балашиха18