О юбилеях немного позже. А сейчас о том, к ак он стал водителем. Это было неспокойное время. Полыхала первая мировая война. Девятнадцатилетний орловский паренек Дима Саньков со дня на день ждал призыва. Отсрочка, хотя и недолгая, возникла неожиданно: из Москвы от дяди пришло письмо, тот звал к себе и обещал устроить учеником шофера. Определил он его вгараж братьев Головиных, при котором были курсы автомобильной езды. Гараж считался в Москве одним из лучших — с размахом, с новой по тому времени техникой и оборудованием.ПЕРВОПРОХОДЦЫСоветские автомобили высокой проходимости представлены на вкладке (2—3-я стр.)Эти автомобили предназначены для работы не только на дорогах с покрытием. Благодаря ряду конструктивных особенностей их можно успешно эксплуатировать на грунтовых Дорогах и просто на местности. Высокая проходимость делает такие машины незаменимыми для нужд народного хозяйства, для армии. И ми пользуются агрономы, сельские врачи, лесозаготовители, геологи, строители, мелиораторы. Производство автомобилей высокой проходимости, крайне необходимых во мно ­ гих отраслях, получит дальнейшее развитие в Девятой пятилетке. Д ирективамиXXIV съезда КПСС предусмотрено «увеличить поставки сельскому хозяйству... автомобилей повышенной проходимости». Такие машины требуются и для того, чтобы «ускорить вовлечение в эксплуатацию новых высокопродуктивных нефтяных и газовых месторождений , а также расширить работу по геологическому изучению земных недр и разведке минеральносырьевых ресурсов», и для выполнения многих других задач пятилетнего плана. П о ­ этому наша промышленность должна не только количественно увеличить выпуск автомобилей-вездеходов, но также модернизировать машины, выпускаемые сего ­ дня, освоить производство их специализированных модификаций, перейти -на новые, более совершенные конструкции. В этомномере мы знакомим читателей с основными моделями автомобилей высокой проходимости, выпускаемых нашими заводами. Тут нет перспективных УАЗ-469 иЛуМЗ - 9 69 , массовое производство которых еще не начато, нет имоди ­ фикаций базовых моделей, таких, как микроавтобус УАЗ-452В, лесовоз КрАЗ 255Б или седельный тягач ЗИЛ-131В. Для обзора всех образцов потребовалось бы очень много места. М ыже выделили лишь наиболее распространенные, наиболее характерные вездеходы. У них все оси, к ак видно из колесной формулы, ведущие, шины — односкатные с развитыми грунтозацепами, а конструкция ходовой части такова, что обеспечивает большой дорожный просвет, одинаковую колею для всех колес и постоянную передачу на грунт крутящего момента нужной величины. С моделями , которые предстоит освоить в девятой пятилетке, мы познакомим читателей вбудущем . О дни из них ныне еще проектируются, другие проходят испытания. Естественно, что их конструкция, технические показатели и внешний вид могут измениться к тому моменту , к огда развернется серийный выпуск этик автомобилей. Пока лишь скажем , что в числе нескольких десятков новых машин, производство которых начнется в нынешней пятилетке, будет немало автомобилей высокой проходимости, в том числе трехосные грузовики КрАЗ - 2 60и «Урал-379», тягачи, самосвалы и автобусы со всеми ведущими колесами.ТРИ ЮБИЛЕЯНесладко жилось будущему водителю: учеба — учебой, а в добавок к тому постоянные понукания да бегание за водкой. Но паренек готов был снести все ради автомобилей, которые полюбил с первого взгляда. В июне 1915 года сбылась мечта — он получил удостоверение об окончании «Московской шко ­ лы шоферов В. А. Головина». А спустя Йва месяца .призвали в армию. Сначала етербург, потом Киев — автомобильные части. Солдат-шофер многое познал, многому научился. И научился ненавидеть эксплуататоров. Всем сердцем он воспринял социалистическую революцию. Одним из первых вступил в профсоюз транспортных рабочих. В годы гражданской войны его направляют на Урал, я Пермь для организации автоцеха на механическом заводе, затем водителем-механиком is штаб Туркестанского фронта. В 1925 году он снова приехал в Москву, теперь уже навсегда. Работал в «Союзавтотрансе», в «Интуристе». Возил по улицам столицы немцев и австрийцев, американцев и французов, итальянцев и англичан на американских , английских, итальянских машинах. И день, когда он сел за руль одного из первых советских автомобилей, был едва ли не самым счастливым в его жизни . .А потом пришла Великая Отечественная — третья война на его оеку. И сорокашестилетний водитель опять надел солдатскую форму. 'Как пригодился тогда Дмитрию Васильевичу Саиьнову, шоферу штаба МВО, годами накопленный опыт. в -1945 году, уйдя в запас, он определился на автобазу Академии медицинских наук. Тут и работает по сей день. Когда ветерана войны и труда просят рассказать о каких-либо необыкновенных случаях за годы его работы, он смущенно улыбнется и разведет руками . Саньков считает, что тот, кто влюблен е свою профессию, не может назвать саму жизнь обыденной. А у него были дороги, длинные и близкие, трудные и легкие — но не было ни одной будничной. В коллективе автобазы Дмитрия Васильевича любят иуважают . И не только как «старейшину», но икак человека, много сделавшего и делающего для своих товарищей. 'Коммунист с 1929 года, Саньков не мыслит себя без общественной работы — несколько лет подряд был членом партбюро, а сейчас в технической комиссии, член месткома. Его энергия, чувство ответственности, трудолюбие заражают молодежь. В один год у Дмитрия Васильевича было три юбилея: ему исполнилось 75 лет, из них 55 он провел за рулем и 25 в бессменном труде на автобазе Академии медицинских наук. Свои юбилеи он встречал на беспокойных московских улицах.' Если вы увидите в столице санитарную «Волгу» с номерным знаком МОГ91-91 (кстати, эта машина прошла уже более 200 тысяч километров без ремонта!), знайте — за рулем Дмитрий Васильевич Саньков, один на старейшихя стране водителей. В. СТАРЧЕВСКИЙНаиболее распространенная кинемат ическаясхема трехосного автомобиля высокой проходимости (типа «Урал375Д» и ли ЗИЛ-131): 1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3 — р аздаточная коробка; 4 — в едущие мосты.О дновременноспереходом на более совершенные конструкции наши автозаводы в девятой пятилетке будут наращивать вьтуск машин, предназначенных для эксплуатации в любых дорожных условиях. Достаточно сказать, что ужев нынешнем году, п ервом году пятилетки, производство автомобилей этого типа возрастет на 18 процентов по сравнению с 1970 годом . М ожет возникнуть вопрос: з ачем столько вездеходов? Ведь скаждымгодом сеть автомобильных Дорог с твердым покрытием растет — в течение 1971 — 1 975 гг. их протяженность намечено увеличить по меньшеймере на 110 тысяч километров. Нет ли здесь противоречия? Нет, потому что размах работ по освоению новых райо ­ нов, строительству, развитию сельского хозяйства становится все шире . Это значит, что первые колеи в новых районах неизбежно придется прокладывать на машинах высокой проходимости. «« В. ГУСЕВ, кандидат технических наук