VJJ**~~ <®тдисциплиной, готовностью в любое время прийти на помощь товарищам. Вот, скажем, Михаил Чевычалов. После окончания десятилетки он получил в автомотоклубе права шофера. Потом водил армейский автомобиль. Вернувшись домой, пересел на колхозный грузовик. Бывший механик-водитель танка Николай Балясников управляет трактором. Недавно демобилизованный воин Николай федоренко — автомобилем. В артели можно насчитать не один десяток семейных звеньев, экипажей. По стопам отцов-механизаторов идут их сыновья. Так, Галеев-старший — колхозный шофер, Галеев-младший — тракторист. Три сына тракториста В. Д. Цапова — Виктор, Николай, Василий — механизаторы. Слава о них давно переs шла границы области. Хорошо трудятся семейные династии механизаторов Дмитриенко, Кудрявцевых. Земля щедро одаряет своих хозяев. Колхозный доход в прошлом году составил 4 миллиона 200 тысяч рублей, превысив плановые наметки. Быльем поросла старая Голодаевка. На ее месте раскинулся благоустроенный поселок: ни в чем не уступающие городским Дом культуры, поликлиника, больница, комбинат бытового обслуживания, столовые, кафе. Квартиры колхозников также не отличаются от городских — современная мебель, радиоприемники, телевизоры. Самый распространенный вид личного транспорта у нас — мотоцикл, заменивший коня. Не могу назвать точную цифру, но за то, что он есть в каждой второй семье, — ручаюсь. Двадцать восемь колхозников имеют автомобили. Новые задачи, выдвинутые XXIV съездом КПСС перед работниками сельского хозяйства, требуют от нас новых усилий в борьбе за повышение урожайности полей, садов, увеличение продуктивности животноводства. Решая новые задачи, мы прежде всего думаем о том, как перевести наше артельное хозяйство на индустриальную основу. Для этого потребуется обновить технику и, конечно, автомобильный парк. Бортовые грузовики ГАЗ-51, которыми укомплектовано хозяйство, основательно подносились. Мы рассчитываем на новые ЗИЛы, ГАЗы, МАЗы и другие производительные машины. Решено принять участие а строительстве и благоустройстве местных дорог, на что выделяются сотни тысяч рублей. Естественно, понадобится и больше людей, умеющих квалифицированно управлять техникой. И не только в нашем хозяйстве — по всей стране, во всех колхозах и совхозах. Вот почему еще раз хочется обратиться к молодежи: на трактор, автомобиль, комбайн, друзья! Ростовская область, С. Куйбышево За нашу Советскую Родину!•!,<:'•"••'•. Ь>Испытывается трехосный седельный тягач МАЗ-515, рассчитанный на эксплуатацию с полуприцепом грузоподъемностью 25 т. Машина снабжена 240-сильным дизелем и может развивать до 80 км/час.НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,Научно-технический прогресс, базирующийся на новейших достижениях науки и техники, — это основа роста производительности труда, которую Владимир Ильич Ленин называл залогом победы социализма. В новом пятилетии прирост продукции будет достигнут главным образом путем повышения производительности труда. Автомобильной промышленности, в частности, предстоит увеличить выпуск продукции в 1975 году до 2,0—2,1 миллиона машин. Девятая 'пятилетка ставит перед автомобилестроителями небывалые по своим масштабам задачи. Основные направления развития отрасли намечены вДи ­ рективах XXIV съезда КПСС. Конкретизируя задания пятилетки, каждый завод определяет пути их выполнения, сочетая текущие дела с перспективными. Любую новую модель, ее основные параметры заводы наши выбирают, руководствуясь перспективными типажами. Это согласованные с запросами потребителей межотраслевые документы, в каждом из которых в соответствии с требованиями народного хозяйства и перспективами совершенствования автомобилей прогнозируется на ближайшие годы развитие базовых моделей грузовых и легковых машин, автобусов, при^ цепов. Перспективный типаж грузовиков (см. «За рулем», 1971, № 4), охватывающий период 1971—1980 гг., является свидетельством научного подхода к прогнозированию научно-технического прогресса в отрасли. Работам по новым моделям, как травило, предшествуют исследования, которые создают теоретические основы для поисковых конструкций и их всесторонних испытаний. Здесь главную роль играют научно-исследовательские институты, такие, как НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), НИИАТ (Научно-исследовательский институт авгомобильного транспорта), НИИавтоприборов (Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и «втоприборов), ВНИИПП (Всесоюзный научно-исследовательский институт подшипниковой промышленности). Выполненные 'ими разработки дают необходимые исходные данные для создания экспериментальных и опытных машин и агрегатов как непосредственно в заводских, так ив самостоятельных головных и специальных конструкторских бюро. Только после тщательных испытаний и доводки этих опытных конструкций принимается решение об освоении их производства. Сейчас главные направления и темы новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые предстоит осуществить ведущим автомобильным предприятиям и институтам, в основном уже определились. Прежде всего, это повышение производительности выпускаемых грузовиков и автопоездов увеличением их средней грузоподъемности с 5,2 т (уровень 1970 года) до 5,8 т (в 1975 году). На этой основе в последнем году девятой пятилетки намечено поднять среднюю грузоподъемность всего парка грузовиков и прицепного состава в стране с 4,1 до 5,0 т. Для выполнения этой задачи развернуто строительство Камского завода большегрузных автомобилей, а также намечено освоить производство новой модели грузовика (ЗИЛ-133) на заводе имени Лихачева и трехосных машин на Минском автомобильном заводе. В перспективных планах заводов важное место отводится также повышению надежности и долговечности автомобилей и их узлов с тем, чтобы довести пробег грузовиков до капитального ремонта до 200—250 тысяч километров. Предусматривается почти на 30 процентов снизить трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Таким образом, благодаря повышению грузоподъемности, более широкому освоению прицепного состава и сокращению затрат труда на регулировку, смазку, проверку технического состояния машин можно высвободить в народном хозяйстве многие тысячи рабочих рук. Обратимся теперь к конкретным делам, которые намечено осуществить в девятой пятилетке. Задачей номер один является создание 8-тонного трехосного грузовика с малой осевой нагрузкой, позволяющей эксплуатировать его на дорогах всех типов. Эту модель и ее модификации предстоит выпускать строящемуся Камскому автозаводу. Испытание и доводка опытных образцов новой машины, снабженной 210-сильным дизелем и кабиной над двигателем, уже начаты и ведутся совместными усилиями ЗИЛа, Ярославского моторного завода с участиемЧаруиёлй№ 9-сентябрь-1971ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 года Н АМИи других научно-исследовательских учреждений. Парк большегрузных машин, наряду с грузовиками КамАЗа и его же седельными тягачами с полуприцепами, будет пополняться тяжелыми машинами других предприятий. Минский завод не только готовит новые трехосные грузовики (14-тонный МАЗ-514 и седельный тягач МАЗ-515 на его базе), но и занимается проблемой дальнейшего увеличения грузоподъемности своей основной двухосной модели МАЗ-500А. Автозавод имени Лихачева в этой пятилетке начнет производство трехосных 8-тонных грузовиков ЗИЛ-133, конструкция которых в настоящее время находится в стадии доводки. В «конструкторском портфеле» Кременчугского автозавода — разработка нового семейства трехосных машин. Конструкторам Белорусского завода предстоит создать самосвалы грузоподъемностью 120 т для карьерных и вскрышных работ. Опытные образцы 75-тонного БелАЗ-549 и 120-тонного БелАЗ-549В с газотурбинным двигателем уже иопытываются.ние к автомобилю ВАЗ-2101 начать про ­ изводство модели ВАЗ-2103 с более 3 мощным (1450 см , 75 л. с.) двигателем и улучшенной отделкой. Кроме того, в планах ВАЗа освоение еще одного легкового автомобиля — ему присвоен индекс 2102. Это «Жигули» с кузовом «универсал». Аналогичные модификации готовят Горьковский и Ижевский автозаводы. Они будут называться ГАЗ-24-02 и «ИЖ-Комби». На базе новой «Волги» в ближайшем будущем ГАЗ должен соз ­ дать автомобиль для медицинокой службы. Опытно-конструкторские работы не сводятся, конечно, к подготовке новых моделей. К аждому институту или заводу предстоит выполнить большую программу исследований, направленных на совершенствование отдельных узлов и агрегатов. Среди них немалая доля отводится работам по дальнейшему повышению безопасности — улучшению эффективности тормозов, созданию безопасных рулевых колонок, совершенствованию систем освещения и сигнализации и другим мероприятиям.За строкой Директив... Ускорить темпы научнотехнического прогресса и обеспечить осуществление единой технической политики... Всемерно развивать фундаментальные и нрикладные научные исследования и быстрее внедрять их результаты в народное хозяйство.Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годыНОВЫЕ КОНСТРУКЦИИПоскольку в девятой пятилетке намечено широкое использование прицепного состава, перед заводами и специализированными конструкторскими бюро ставится важная народнохозяйственная задача по созданию новых образцов прицепов и полуприцепов. Немало предстоит сделать и для облегчения труда водителя. Предполагается построить и испытать опытные образцы гидромеханических трансмиссий для тяжелых грузовиков, позволяющие автоматизировать переключение передач. Намечено разработать унифицированное по важнейшим деталям семейство гидравлических усилителей руля, более совершенное оборудование кабины во ­ дителя, особенно нужное для машин, эксплуатируемых в районах крайнего севера. Серьезное внимание в девятой пятилетке уделяется развитию общественного пассажирского транспорта. Именно ему предстоит взять на себя львиную долю обслуживания населения в городах. В городах с разной плотностью пассажиропотоков необходимы различные по производительности городские автобусы — длиной от 7 до 12 м, а такж е особо вместительные машины сочлененного типа. Они должны иметь широкие двери, низкий пол, пневматическ ую или гидрапневматическую подвеску с автоматическим регулированием высоты машины. В этих направлениях и предстоит работа Головному специализированному конструкторскому бюропо автобусам в г. Львове и автобусным заводам. Одновременно ведется создание новых микроавтобусов, которые планируется делать на строящемся заводе в Елгаве. На базе такого автобуса (РАФ-2203) предполагается выпускать машину медицинской службы. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, который регулярно обновляет свои модели, у же испытывает первые образцы очередного «Москвича». Волжский автомобильный завод планирует в ближайшие годы в дополнеX»Особое место в этой программе уделяется наиболее сложному и трудоемкому автомобильному агрегату — двигателю. В выборе перспективных конструкций нужна большая дальновидность, и поисковые работы в этой области должны учитывать прогнозы развития отрасли «а много лет вперед. Известно, например, сколь значительный экономический эффект дает дизелизация автомобильного парка. Этому вопросу отводится важное место в планах многих наших предприятий. Будут продолжены изучение роторных двигателей и газовых турбин, исследования по анижению дымности дизелей, уменьшению токсичности продуктов выхлопа карбюраторных двигателей. Названными здесь разработками по двигателям, разумеется, не ограничиваются планы наших заводов и институтов. Применение электронного управления впрыском топлива, усовершенствование полнопоточной фильтрации масла, освоение алюминиевых радиаторов, исследования работы поршневых колец, направленные на сокращение расхода масла, подбор (наиболее долговечных материалов для вкладышей и гильз двигателей, усовершенствование систем очистки воздуха и изучение турбонаддува дизелей — каждая из этих тем сама по себе имеет большое значение для совершенствования конструкции автомобиля. Осуществление широкого круга перспективных работ позволит повысить эффективность автомобильного транспорта в стране, снизить себестоимость перевозок, более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения, внести тем самым вклад о выполнение задач, поставленных девятым пятилетним планом. Л. КОСТКИН, заместитель председателя научнотехнического совета Министерства автомобильной промышленности СССР, лауреат государственных премийЭкспериментальный автопоезд Белорусского автозавода грузоподъемностью 120 тсседельнымтягачом ВелАЗ-549В. Он снабженгазотурбинным двигателем мощностью 1200 л. с.Самосвал КрАЗ-251А грузоподъемностью 14 тизсемействамашин , р азрабо ­ танного кременчугскими автостроителями.И жевскийзавод на оазе выпускаемого им «Москвича-412» р азработал свой вар иантмашины «•ИЖ-Комби» . с грузо-пасс ажирским кузовом типа «универсал».Опытный образец среднего городского автобуса КАвЗ-3100. у нифицированногос ЛиАЗ-677. Эта машина Курганского автобусного завода вмещает 70 пассажи ­ ров.з