техническим видам спорта. Больше всех побед в первенствах страны у уфимского гонщика Ю. Дудорина (пять золотых медалей) и свердловчанина И. Клевнова (четыре победы). Вот уже девять лет на ипподроме выступают спортсмены на машинах 3 только трех кубатур—125, 175, 350 см . Позже в эти соревнования включились юноши и женщины. Помимо личного зачета, регулярно разыгрывается командное первенство. Ныне в ипподромных гонках принята система предварительных и финальных стартов. В решающий заезд попадают только те гонщики, которые успешно выступили в четвертьфиналах, полуфиналах ив «заезде надежды». Старт одновременно принимают от шести до шестнадцати спортсменов (в зависимости от ширины и длины дорожки) на машинах одной кубатуры. Дистанция каждогоНА ИППОДРОМЕОни прошли большой и трудный путь. Являясь старейшими среди мотоциклетных соревнований, помогли получить путевку в жизнь шоссейно-кольцевым и трековым гонкам, но сами завоевали официальное признание лишь десять лет назад. За это время молодые «собратья» быстро окрепли, вышли на международную арену, а «мотоипподром» остается на вторых ролях в нашем спортивном календаре. И всетаки жизнеспособность этого вида соревнований не может не вызывать уважения. Даже в грозные годы Великой Отечественной войны, когда опустели все спортивные арены страны, мотоипподромные гонки продолжали жить: фронтовики-мотоциклисты, приезжавшие на побывку в Москву, не упускали случая помериться силами. «Мотоипподром» никто не придумывал и не импортировал из-за рубежа. Скорее всего, он возник сразу же после появления первых мотоциклов. Ведь трудно было представить себе более удобное и, главное, уже готовое место для спора о скоростных возможностях машин и умении спортсменов, чем широкая ровная дорожка ипподрома. Да и зрителям здесь удобно: всю борьбу между участниками можно наблюдать от начала до конца. Сейчас трудно отдать кому-либо пальму первооткрывателя. В моем архиве сохранилась вырезка из газеты, датированная 29 июля 1912 года, в которой говорится, что на Московском ипподроме в Останкино состоялись соревнования на 10 верст. Победителем стал Б. Кремлев, установивший новый рекорд трассы — 11 минут. Это были, конечно, не первые гонки, проведенные в дореволюционной России. Уже тогда спортивные хроники пестрели именами известных рекордсменов ипподрома — москвичей Б. Кремлева и Н. Струнникова, ленинградца П. Воротилкина, одессита С. Уточкина... Да, это тот самый Уточкин — знаменитый русский летчик, внесший большой вклад ив развитие отечественного мотоспорта. В первые же годы существования молодой страны Советов, когда многие мотогонщики Москвы, Петрограда, Одессы и других городов, восстановив трофейные машины, стали устраивать соревнования, возродились и гонки по ипподрому. Проходили они без определенных правил. К старту допускались все, кто имел собственные машины. Не было делений на классы мотоциклов, очень часто, чтобы создать равные условия, участникам на машинах меньших кубатур предоставлялась фора в несколько десятков или сотен метров. Старт давался флагом или даже кепкой. В 30-х годах, когда у нас появилась собственная мотопромышленность, ипподромные гонки получили базу для развития. В ряде городов регулярно проводились свои первенства, в которых выступали сотни энтузиастов, главным образом на собственных машинах. Не могу не упомянуть еще об одной заметке, сохранившейся в моем архиве. «Победа мотоциклиста-фронтовика» — так назывался отчет о первенстве Москвы 1943 года по ипподромным гонкам, опубликованный в одной из газет. Интересно, что наряду с гонками на машинах классов 350, 500 и 750 см 3 , которые выиграли Н. Бакулина, Ю. Абрамов и Е. Грингаут, проводился еще заезд с гандикапом. В нем участвовали все сильнейшие. Здесь снова победил Грингаут. Наивысшего расцвета мотоипподромные гонки достигли к середине 50-х годов. Учитывая большую их популярность, ЦК ДОСААФ учредил в 1954 году переходящий командный кубок. Первые Всесоюзные соревнования состоялись в Харькове. А в 1959 году мотогонки по ипподрому были включены в число официальных первенств СССР с присвоением победителям звания чемпиона страны. Вот фамилии тех, кто первыми получили золотые медали, которые разыгрывались в Одессе, — Р. Богданов (125 см 3 , г. 3 Владивосток), Ю. Кююнемяэ (175 см , г. Таллин), Л. Дробязко (750 см 3 , г. Одесса). С тех пор состоялось тринадцать первенств страны, ипподромные гонки входили в программу четырех последних Всесоюзных спартакиад по военнозаезда — четыре круга, что составляет от 4000 до 6 400 метров. Строгие технические требования еще не коснулись ипподромного мотоцикла. Как особый тип он не существует. Вот почему при подготовке машины к соревнованиям перед спортсменом открываются широкие возможности продемонстрировать свои конструкторские знания. Одни используют в качестве базового трековый мотоцикл, другие — предназначенный для шоссейно-кольцевых гонок. Однако все при подготовке машины должны учитывать специфику езды на ипподроме: уменьшить вес мотоцикла, его бензобака, снизить центр тяжести, обеспечить лучшее сцепление шин с дорогой. Обязателен тормоз на заднее колесо. Словом, каждое соревнование на ипподроме отражает еще и технический поиск спортсменов. Не случайно постоянно выступающие в этих гонках Ю. Дудорин (Уфа), В. Хельм (Таллин), В. Чупин (КаменскУральский), А. Олейников (Москва) и другие слывут в мире мотоспортсменов незаурядными конструкторами. В последнее время ипподромные мотогонки, к сожалению, начали терять популярность. Осталось не так уж много ответственных стартов, сокращается число участников, особенно среди молодых мотоциклистов. Дело, думается, не только в том, что появилась конкуренция со стороны кросса и гаревых гонок, пользующихся все большим интересом со стороны и спортсменов и зрителей, но ив недостаточном внимании со стороны Федерации мотоспорта. А ведь эти соревнования заслужили более почетное место в нашей спортивной жизни. У них значительные возможности для самого широкого развития: в стране около 100 ипподромов — готовых арен для массовых стартов мотоциклистов. И если привлечь на их дорожки владельцев личных машин, которые когда-то составляли основную массу соревнующихся, мотогонки по ипподрому вновь станут популярными и будут настоящей кузницей спортивных кадров. С. РЫЛЛО, судья Всесоюзной категории27