Жители столицы пробуждаются рано и рано начинают свой рабочий день. Но, пожалуй, раньше других встают -на трудовую вахту водители. Вам надо в восемь быть у станка, за чертежной доской, на лекции в институте. Водитель автобуса ровно в шесть уже за рулем. Ждет вас на остановке. Вы спешите к восьми в магазин за свежими продуктами, а многие тысячи автомобилей к этому часу уже разгрузили свои кузова, доставив к прилавкам то, что вам нужно. Вы поднимаетесь на строительную площадку. Автопоезд, самосвал, панелевоз, нагруженные песком или керамзитом, панелями или железобетонными конструкциями, — уже сделали свое дело. Свыше тридцати пяти тысяч грузовых машин, бортовых, специализированных, двенадцать тысяч прицепов и полуприцепов предприятий Главмосавтотранса расходятся по городским и загородным маршрутам. Восьмимиллионную столицу надо, как говорят, накормить, одеть, обуть, обеспечить строительными и многими другими грузами. Только автомобили Мосторгтранса, обслуживающие предприятия-поставщики и торгующие организации, перевозят за день больше 2 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, около 600 тонн рыбы, 800 тонн сахара для населения и кондитерской промышленности, 2200 тонн хлебопродуктов, около 3000 тонн молочных продуктов. 20 тысяч точек, куда надо все это доставить! Каждый день на строительных площадках — а 'их сегодня в столице более 2 тысяч, — где воздвигаются многоэтажные корпуса, целые массивы, новые микрорайоны, трудятся более 250 тысяч рабочих. Их тоже надо «накормить» — снабдить по графику кирпичом, товарным бетоном, арматурой, материалами и изделиями не менее четырехсот наименований, от железобетонных конструкций до штепсельных розеток. Доставку материалов на стройки осуществляют более 8 тысяч специализированных машин пятнадцати автопредприятий Мосстройтранса. Подвоз продовольственных и строительных грузов, о которых здесь сказано, всего лишь часть многосложных работ, выполняемых автотранспортниками. Москва — крупнейший промышленный центр и транспортный узел. Все, что производит она для нашей страны и зарубежных государств, развозится на автомобилях к железнодорожным станциям, речным портам, аэродромам. И все, что прибывает к нам по суше, воде, воздуху, — доставляется в город тоже автотранспортом. А это 400 тысяч тонн в сутки! Грузовые автомобили трудятся не только в городе и области. Из года в год Москва направляет тысячи машин и водителей на вывозку урожая. Вот и ныне 8,5 тысячи московских автомобилей работали в Волгоградской, Оренбургской, Воронежской, Курской и других областях страны. А приглядитесь « пассажирскому транспорту. В Москве по 350 маршрутам курсирует около 5 тысяч автобусов, 1700 троллейбусов, 1200 трамваев. И наше замечательное метро. На его долю приходится почти пять миллионов пассажи-N\ О СКSA АВТОМОБИЛЬНАЯЖизнь моя сложилась так, что вот уже четыре десятка лет я непосредственно связан с московским транспортом. Хорошо помню, когда при Исполкоме Моссовета в начале 30-х годов образовались два треста, объединившие столичный транспорт. В них насчитывалось не более 800 грузовых автомобилей и свыше 1000 лошадей. Да-да, не удивляйтесь! Московские старожилы, думаю, не забыли такие живописные сцены: по мостовой громыхают большие зеленые повозки — что-то наподобие железнодорожной платформы, но с высоким сиденьем-рундуком и даже рукоятью-тормозом; битюги-ломовики по вечерам, потемну, высекают искры из булыжника. Ездили не спеша. Лошадь не машина. И грузов, соответственно, не доставляли и сотой части того, что перевозим теперь. Недавно мне попался на глаза репортаж известного журналиста Михаила Кольцова «Три дня в такси», относящийся к 1934 году. Читаю: «По шоферской путевке я получил из Первого московского таксомоторного парка машину... Форд-лимузин американского производства». Что это был за автомобиль, узнаем из следующего описания: «Поршневые пальцы и толкатели резко стучат в моторе. Аккумулятор — на последнем вздохе, надо всегда держать наготове ручку для заводки. Тормоза 'или совсем не берут, или прилипают целой колодкой к барабану. Гудок прерывается, как хрип умирающего. Один фонарь слепой, другой слепнет каждую минуту. Спидометр вырван с мясом. «Дворник» (стеклоочиститель) давно исчез... Ну а внизу, кругом — все безнадежно дребезжит, гремит, грохочет...». Да простит мне читатель столь длинную цитату, но я не удержусь, чтобы не привести еще одну: «Редко кто из приезжающих ищет глазами такси. Народ жадно мчится к трамваям и автобусам...» Ныне в столице около 15 тысяч легковых таксомоторов — современных машин, которые перевозят за сутки в среднем 600 тысяч человек. Теперь проследим коротко процесс роста грузового транспорта общего пользования. Кажется, так же как дватри десятка лет назад, движутся сегодня по улицам столицы грузовики. Но это уже не те машины. Не та и организация их работы. Ведь что было прежде? Разрозненные маленькие ручейки, не составляющие единого потока. Еще в конце 1950 года парк грузовых автомобилей Москвы был разбросан ни много ни мало в 4534 автохозяйствах. 3591 из них имело от одного до девяти автомобилей. В среднем у каждых десяти машин был свой хозяин. Автотранспорту общего пользования (будущему Главмосавтотрансу) принадлежало только пять предприятий и 3,4 процента всех грузовых автомобилей. Разве можно было при такой организационной структуре обеспечить все возрастающие по-И. ГОБЕРМАН, начальник Главмосавтотранса, Герой Социалистического Труда ров в день. Вот и получается: не считая такси, столичный транспорт каждый день перевозит до 13 миллионов человек. И разумеется, не только жителей столицы. Исстари говорят: Москва у всей Руси под горой — в нее все катится. Каждый день к нам прибывают 170 поездов и 1400 пригородных электричек. Они привозят почти 1600 тысяч человек — транзитных пассажиров, туристов, загородников, да около 40 тысяч пассажиров доставляют самолеты, которые ежедневно садятся на столичных аэродромах. Только их обслуживают более 200 автобусов ежесуточно. Развитие столичного транспорта, как и транспорта всей нашей необъятной Родины, — результат повседневной заботы Коммунистической партии, Советского государства об автомобилизации. Девятое пятилетие принесет нам новый большой рост автомобильного парка. Мы, работники автомобильной промышленности и транспорта, участвовавшие в работе XXIV съезда КПСС, с чувством особой гордости восприняли решения съезда, в которых наряду с высокими темпами роста промышленности, сельского хозяйства, укреплением оборонной мощи страны предусматривается дальнейший, в сущности, небывалый подъем автомобильного транспорта и дорожного строительства. Начавшаяся пятилетка явится новым этапом в развитии экономики, технического прогресса, науки, культуры нашей столицы и, конечно, в решении транспортных проблем. Прежде чем их коснуться, я позволю себе вспомнить, может быть, не столь отдаленные в историческом плане времена. Это поможет лучше понять, какой колоссальный скачок мы совершили за годы пятилеток, особенно в послевоенное время.4 требности в перевозках, использовать автомобили рационально? Конечно, нет. Особенно если принять во внимание бурный рост города — его промышленности, строительства, товарооборота. Совсем 'иное дело, когда вместо разобщенных карликовых автохозяйств образовалось мощное автотранспортное объединение, каковым ныне и является Главмосавтотранс. О н осуществляет основные транспортные работы, направляет их таким образом, чтобы как мож ­ но полнее ис наименьшими затратами удовлетворить нужды народного хозяйства и населения столицы. Главмосавтотранс — это более ста предприятий. Конструкторское бюро. Вычислительный центр. Специальное объединение по транспортному обслуживанию населения. Управление механизации погрузочных и выгрузочных работ. 9 0 тысяч рабочих, инженеров, ученых, служащих. На наших транспортных предприятиях сложились замечательные коллективы. И м свойственно чувство нового, широкая инициатива, техническое творчество, дух соревнования. Более чем 22 тысячам автотранспортников присвоено звание ударника коммунистического труда. Большой отряд водителей, ремонтных рабочих, инженеров, техников, служащих за успехи в выполнении планов восьмой пятилетки награжден орденами и медалями Советского Союза. Когда рождался замысел создания такого мощного объединения, п редпо ­ лагалось иметь пятьдесят крупных автотранспортных предприятий. В течение восьмой пятилетки мы почти достигли этой цели. Вот, « примеру, на автокомбинате № 3 Моспромтранса, занятом перевозками горючего, леса, металла, бумаги и других грузов, трудится свыше 2500 водителей, инженеров, техников, служащих. Еще крупнее 1-й и 2-й автокомбинаты Мосстройтранса, доставляющие грузы на сотни строительных площадок столицы. Всего теперь в Главке 58 крупных экономически крепких автотранспортных предприятий с числом автомобилей до 1000 и более. Жизнь, однако, диктует: допущенный 20 лет назад «просчет» неплохо бы уст-Макет Центра технического обслужив ания автомобилей, который намечается к строительству на Минском шоссе недалеко от пересечения с Московской кольцевой автомобильной дорогой.ранить — иметь не 50, а 40, возможно, и того меньше — 35 автотранспортных предприятий, но зато более мощных. Мы убеждены, что этот путь правилен. Ведь надо всегда учитывать, что столица наша растет буквально не по дням, а по часам. И только крупные автохозяйства с их высокой экономической эффективностью способны наиболее полно удовлетворить транспортные нужды го ­ рода. В восьмом пятилетии было многое сделано для специализации парка по ро ­ ду работ. П ри этом мы старались добиться от автомобильной промышленности создания специализированного подвижного состава — построили для начала своими силами 90 образцов: различные виды фургонов, самосвальные автопоезда, цементовозы, цистерны, панелевозы, самосвальные 'Полуприцепы для перевозки леса и др. Конструкции добротные. Ряд из них отмечен дипломами и медалями ВДНХ, экспонировался на международных выставках. Благодаря укрупнению парка, специализации работ, широкому внедрению централизованной доставки грузов, м но ­ гим другим мероприятиям, направленным на повышение производительности труда, в прошлом пятилетии автомобилями Главмосавтотранса перевезено на 23,9 процента грузов больше, чем за предыдущие пять лет, 368 миллионов рублей направлено вбюджет государства, из них 25 миллионов сверх плана. О днако при всех этих впечатляющих показателях автотранспорт столицы не в полной мере удовлетворяет все возрастающие запросы многоотраслевого ее хозяйства и нужды населения впере ­ возках. Большие надежды мы возлагаем на текущее, девятое пятилетие. Московские автотранспортники разработали свой пятилетний план, который тесно увязан с задачами столицы. В расчет взяты реальное, выраженное в тоннах и номенклатуре, возрастание транспортных потребностей города, а такжене ­ обходимый рост собственных мощностей и эффективности труда. Сейчас идет процесс совершенствования и углубления новой системы планирования и экономического стимулирования, метода централизованных перевозок, п ионером которых являются московские автотранспортники. В нынешнем пятилетии во все возрастающих масштабах будет внедряться комплексная механизация и автоматизация тех-ГОВОРЯТ МДЕГАТЫнического обслуживания > ремонта ави томобилей. В управлении транспортными процес ­ сами уже сейчас широкое применение находят математические методы и электронная вычислительная техника. При помощи ЭВМ ежедневно рассчитываются планы перевозок грузов по 30 наименованиям основной номенклатуры. О коло2 тысяч автомобилей и автопоездов доставляют грузы предприятиям и организациям Москвы по рациональным маршрутам, что дало возможность за ­ метно сократить порожние пробеги. О бъем работы вычислительного центра за пятилетие удвоится. Будут наращи ­ ваться темпы научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ. Они сосредоточатся в главном техническом центре, «оторый вскором времени начинаем строить. О дним словом, планов на будущее много. Все они нацелены на одно — более полное удовлетворение потребностей столицы. В дни работы XXIV съезда КПСС , во время перерывов между заседаниями, в поездках по предприятиям столицы нам не раз приходилось слышать: — К ак мы завидуем вам, москвичам, — вы живете в столице первого в мире социалистического государства! — Это говорили наши гости из-за рубежа . И надо было видеть, как бурно аплодировал многотысячный зал Леониду Ильичу Брежневу, когда он сказал, что Мос ­ ква дорога всем советским людям как столица нашей Родины, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, как символ нашей великой социалистической державы. Призыв товарища Л . И. Брежнева: «Сделать Москву образцовым городом — это дело чести всего советского народа!» — нашел горячий отклик в сердцах москвичей. Н е прошло и трех месяцев после съезда, как ЦККПССи Совет Министров СССР приняли Постановление оге - неральном плане развития столицы, рассчитанном на 25 — 3 0 лет. В нем отводится большое место транспортным проблемам в их общем комплексе. К роме задач, стоящих перед грузовым транспортом, о которых сказано выше, намечается широкая программа работ по развитию магистральной сети, расширению улиц, площадей, улучшению всей транспортной системы. Столица раздалась вширь. Вместо 28 500 гектаров, которые она занимала в 1935 году, теперь площадь ее равна 87 500 га. С этим нельзя не считаться. Выросли целые города-микрорайоны. Просторнее становится транспорту на столичных магистралях, проспектах. Только за годы восьмой пятилетки сооружено, главным образом в районах массовой жилой застройки, 5,3 миллиона квадратных метров дорог. В их числе такие жизненно важные для города транспортные артерии, как Пролетарский проспект с замечательным метро мостом через Москву-реку, связавший центр города с новыми большими жилыми и заводскими районами. Введены в эксплуатацию пять транспортных пересечений в разных уровнях, восемь путепроводов, два крупных^- моста, 45 пешеходных переходов. Капитально отремонтировано около 9 миллионов квадратных метров изношенных дорож ­ ных покрытий. Все эти меры позволили несколько сократить сложившуюся ранее диспропорцию между темпами развития жи ­ лищного идорожного строительства в городе, улучшить условия работы транспорта, повысить безопасность движения. Вместе стем немало ещев ряде мест узких улиц, перекрестков, густые потоки пешеходов, создающие существенные трудности для быстрого и бесперебойного сообщения между отдельными районами столицы. Москва, сказал недавно на совместном заседании МГККПССи Моссовета член Политбюро ЦККПСС первый секретарь Московского городского комитета партии В. В. Гришин, призвана дать наилучшее решение транспортной проблемы большого города. Основой такого решения является комплексное развитие московского железнодорожногоуз ­ ла, метрополитена, автомобильного,воздушного и водного транспорта. Вопрос ставится так: из любого конца го ­ рода доставить человека к месту работы не болэе чем за 30 — 3 5 минут! М ак ­ симум удобств, минимум времени — таков принцип врешении проблемы развития столичного транспорта. Поэтому более активно пойдет процесс объединения метрополитена и электрифицированных дорог, подведения станций метрокжелезнодорожным платформам, вокзалам. Намечается коренным образом улучшить, обновить автотранспортные артерии. О ни должны принять на свои плечи не только многотысячный поток столичных машин, но и автомобили гостейтуристов, транзитные машины, которых уже сегодня проходит через Москву 14 — 1 5 тысяч в 'Сутки. Как намечается развивать транспортную сеть? Исторически сложившаяся радиальнокольцевая система городских улиц и магистралей будет совершенствоваться и взаимодействовать с «прямоугольной» сетью скоростных автомобильных до ­ рог, идущих в обход центрального ядра города. Это позволит снять большие транспортные потоки с основных проспектов и обеспечить удобные выезды автомобилей за город. Система скоростных магистралей включает Московскую кольцевую автомобильную дорогу. и четыре новые: Ховрино—Борисово, Теплый Стан — Владычино, Очаково — Мытищи, Татарово — Бирюлево. Предусматривается завершение ре ­ конструкции и строительства главных радиальных магистралей и Садового кольца как трасс непрерывного движения. М ежду Московской кольцевой и Садовым кольцом предполагается соо ­ рудить две новые кольцевые магистрали. Протяженность городской уличной сети к расчетному сроку составит 4,3 тысячи километров — скоростные до ­ роги, главные городские, районные ма ­ гистрали, улицы жилых кварталов. Намечается строительство 45 мостов че ­ рез реки Москву, Яузу, Сетунь. Будет сооружено 150 транспортных развязок и более 100 путепроводов. Улучшатся и расширятся автобусные перевозки. У жев 1975 году намечено довести автобусный парк до7 тысячмашин, пополнив его главным образом автобусами большой вместимости типа ЛиАЗ , «Икарус». Основной курс взят на развитие четко действующего общественного транспорта, как наиболее массового и экономичного. Вместе стем серьезное внимание обращается на улучшение обслуживания автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан. Парк индивидуальных машин заметно пополняется. «Москвичи», «жигули», «запорожцы», «волги» настойчиво вливаются в столичные потоки. Более 100 тысяч автомобилей, как их не заметишь! Согласно расчетам в столице к концу пятилетки будет до 250 тысяч личных ма ­ шин. Их надо разместить, обеспечить ре ­ монтом, обслужить. Ныне вМоскве только шестая часть личных машин хранится в капитальных гаражах. Генеральным планом предус ­ матривается большое строительство стоянок, гаражей, станций технического обслуживания. М ногое делается уже сейчас. Техническое обслуживание ире ­ монт личных автомобилей в столице осуществляет производственное объединение «Мосавтотехобслуживание», входящее в состав Главмосавтотранса. В его ведении 12 СТО, расположенных в разных районах города. Однако пропускную их способность сейчас нельзя признать достаточной. Чтобы обеспечить нормальное техническое обслуживание и ремонт личного транспорта, в текущей пятилетке предстоит создать широкую сеть предприятий на современной индустриальной основе. Будет построено два крупных технических центра с суточной пропускной способностью по 250 автомобилей. Это умный комплекс. Здесь все к услугам автомобилиста. Не только ремонт, мойка. В центре можно будет купить автомобиль, не исключено — что и продать. Наряду с центрами предусматривается развитие сети средних, мелких станций ремонта и обслуживания. Расширится сеть мотелей. С коро войдут в строй еще два — в Лианозово и на Ос ­ ташковском шоссе, а после 1980 года — на Волоколамском, Щ елковском , Рязанском, Каширском, К алужскоми Киевском шоссе в районах пересечения с Московской кольцевой автомобильной дорогой. Все это обеспечит автолюбителей столицы, туристов нужной технической помощью. Разговор о Москве автомобильной, надеюсь, будет продолжен. З апреде ­ лами статьи остался ряд проблем, т а ­ ких, как автомобиль и пешеход, автомобиль и воздушный бассейн, г аражи ; мы почти не касались организации бе ­ зопасного движения. Все эти проблемы острые, насущные. Их надо решать с привлечением широкой общественности — специалистов, ученых, социологов, экономистов, с применением электронно-вычислительной техники. М не представляется несомненным од ­ но: москвичи, в том числе автотранспортники, за плечами которых славные трудовые и революционные традиции, большой опыт решения важнейших задач коммунистического строительства, приложат все силы, чтобы столица нашей Родины была во всех отношениях об ­ разцовым, коммунистическим городом. Транспортная развязка веловского вокзала. в районе СаФого А.Ганюшина