«коляски»ВХОДЯТ В МОДУВ чемпионате Советского Союза по мотокроссу на машинах класса 750 см' с коляской изъявило желание участвовать рекордное число экипажей — 65. Было решено допустить к соревнованиям лишь половину из всех, кто подавал заявки. Это вынужденное ограничение не только сузило круг соискателей главных наград чемпионата, но создало препятствие для проверки сил многих молодых гонщиков,. претендующих на право выступать в соревнованиях самого высокого ранга. Видимо, в будущем стоит 'подумать о введении новой формулы розыгрыша чемпионата. Ведь не секрет, что в «коляснах» до сих пор прилив свежих сил был очень незначительным. Проблема «омоложения» здесь стоит как нигде остро. В город Огре, где проходил чемпионат, собралось 38 экипажей. Среди них были представители РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии. Эстонии, Литвы, Армении, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, а также городов Москвы и Ленинграда. Большинство участников выступало на мотоциклах Ирбитского и Киевского заводов. Это было впечатляющее зрелище, когда армада тяжелых трехколесных машин, выстроившихся на старте в несколько рядов, с оглушительным ревом ринулась на трассу. Сразу же выявилось преимущество заводских экипажей, IH прежде всего тех, нто участвовал в розыгрыше 'Кубка ФИМ . Правда, первый заезд выиграли ветераны Ю. Соколов и В. Ковачеев. Здесь произошел случай, который в дальнейшем повлиял на судьбу золотых медалей. Хорошо начавшие гонку члены сборной команды В. Телегин с колясочником П. Сосновских неправильно объехали покрышку, обозначавшую границу трассы. За это они были сняты с дистанции. Второй заезд Телегин закончил вслед за Н. Иванютиным — О. Хариным, а третий выиграл, но победа досталась его соперникам, которые сумели в первом заезде пройти всю трассу. Соревнования поназали, что мотоциклы нуждаются в существенной переделке. Надо не только облегчить их. Существующая до сих пор конструкция коляски затрудняет действия водителя и его помощника, не дает колясочнику возможности выбрасываться впереди колеса. А ведь такой прием улучшает маневренность машины. У же сейчас обращают внимание попытки некоторых спортсменов создать свои конструкции двигателей, и в частности спарить два двигателя «Чезет» (360 смз), используя при этом цепные передачи, которые стоят «на вооружении» у всех сильнейших иностранных гонщиков. В ближайшем будущем мы вправе ожидать интересные кроссовые новинни как от КБ мотозаводов, тан и от самих спортсменов. На трассе Огре оспаривали чемпионский титул и 20 экипажей на мотоциклах класса 350 см' с коляской. Это соревнование превратилось по сути дела в розыгрыш первенства республик Прибалтики. Лишь один И. Гармай с колясочником В. Годамчуком защищали спортивные цвета команды Советсной Армии, остальные представляли клубы Латвии, Литвы и Эстонии. Все участники выступали на машинах ижевского производства, все были, т аким образом, в равных условиях. Тем не менее преимущество Я. Сергиса — Г. Миглы оказалось очевидным. Этот экипаж уверенно выиграл два заезда и досрочно обеспечил себе победу в чемпионате. Нельзя не сказать о том, что сходов по техническим неисправностям в этом классе почти не было. Ижевский завод многое делает для создания надежных кроссовых мотоциклов. В. ШАРОНОВ. судья реслубликансиой категории Латвийская ССР, г. Огре Результаты соревнований 350 см 3с коляской: 1. Я. Сергис — Г. Мигла (Латвийская ССР); 2. П. Проничев—В. Вийер (Эстонская ССР); 3. В. Зирнис — А. Андыньш (Латвийская ССР). 750 смз с ноляской: 1. Н. Иванютин — О. Харин (Москва): 2. В. Телегин — П. Сосновских; 3. А. Сибирцев — Е. Королев (оба — РСФСР).¥Техника1Дорожные мотоциклы класса 250 см издавна пользуются популярностью у мотолюбителей. Они занимают большое место ив продукции мотоциклетной промышленности Венгрии и ГДР. Две новые модели — «Панкония» П-20 и «МЦет» ЭТС 250 «Трофи опорт» — к акрази относятся к классу двухсотпятидесятикубовых. Рассмотрим подробнее устройство исравним показатели этих мотоцикловодноклассников.IДНОКЛАСС3ники»Мотоцикл «Паннония» П-20.Мотоцикл спорт».«МЦет»ЭТС 250«ТрофнДвигатели на обеих моделях — двухт актные воздушного охлаждения с высокой степенью сжатия (9,3 на «МЦет» и до 10,5 на П-20), работающие на бензине с октановым числом 92. Причем на П-20 предусмотрено уменьшение степени сжатия до 8,5 (установкой более толстой прокладки под головку цилиндра) для использования бензина с октановым числом 72. В этом двигателе два чугунных цилиндра, а на «МЦет» один из алюминиевого сплава со стальной гильзой и одним выпускным каналом. Цилиндры и головки обеих моделей снабженыразвитыми ребрами охлаждения, причем для уменьш ения их вибрации на «МЦет» использ ованырезиновые трубки, с вязывающие ребра между собой. На П-20 свечи разм ещеныв центре камеры сгорания, а на «МЦет» — сбоку. Коленчатый вал на П-20 разборный . Он состоит из двух половин, соединяемых центральным болтом после установки вкартер . В верхней головке шатуна — бронзовая втулка, в нижней — роликовый подшипник. На «МЦет» коленчатый вал обычного типа, а в верхней головке шатуна использован игольчатый подшипник, редко встречающийся на дор ожных мотоциклах. Картер двигателя у обоих мотоциклов отлит из алюминиевого сплава. На «МЦет» он состоит из двух половин с вертикальной плоскостью разъема , проходящей вдоль картера. На П-20 картернеразъемный . У этой модели коренные подшипники коленчатого вала размещены всъемныхфланцах , р асположенныхс обеих сторон картера, а коробка передач с механизмом переключения — на своем фланце, который крепится винт амис левой стороны. Такая конструкция позволяет заменять коленчатый вал и демонтировать коробку передач, не снимая двигатель с мотоцикла, что значительно ускоряет и удешевляет ремонт. Передняя передача на обоих двигател ях осуществлена косозубыми шестернями. Сцепление — многодисковое с пробковыми вкладышами, работающее в масляной ванне. У «МЦет» муфта сцепления закреплена на левом конце коленчатого вала, а у П-20, к ак обычно. — н а первичном вале коробки передач. Коробка передач у «МЦет» — четырехступенчатая, причем четвертая передача повышающая (передаточное число 0,92). У П-20 — пять передач. В механизме переключения примененыкопирные валики. Карбюраторы на обоих мотоциклах снабжены центральной поплавковой камерой, которая обеспечивает нормальную подачу топлива при наклоне и движении на спусках. На П-20 каждый цилиндр имеет свой карбюратор. Это заметно улучшает разгон мотоцикла, но требует тщательной регулировки карбюраторов для обеспечения синхронной работы цилиндров. Р амау П-20 дуплексного типа. Она хо-К0Р0Х0Д «АЛЬФА-РОМЕО»В более чем шестидесятилетней биографии итальянского завода «Альфа-Ромео» автомобильный спорт всегда играл важную роль. Удачные конструктивные решения, проверенные на гоночных машинах, часто обретали вторую жизньна массовых моделях. Понятно, что серийные автомобили, подготовленные для соревнований, нередко показывали высокие результаты, в частности на первенстве Европы по кольцевым гонкам. Как известно, к участию вних допускаются легковые машины, годовой выпуск которых составляет не менее 1000 штук (так называемая группа 2). Взяв за основу серийную модель ГТ1750 с кузовом «купе», завод «Альфа-Ромео» произвел в ней допустимые конструктивные переделки. , Эта ' модель обладает хорошей динамикой. У нее двигатель с двумя распределительными валами, пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза с двухконтурной системой гидропривода.«Альфа-Ромео-ГТАМ» на трассе кольцевых гонок. Бросаются в глаза широкопрофильные шины и отсутствие бамперов (снятых для снижения веса). Рабочий объем четырехцилиндрового двигателя был увеличен с 1779 до 1994 см 3 , изготовлена усовершенствованная головка с повышенной с 9,0 до 11,0 степенью сжатия . Кроме того, угол разпала клапанов в ней уменьшен с 90 до 60 градусов, установлены по две свечи на цилиндр, у величендиаметрвпускных30