С ЭМБЛЕМОЙ ИЖИжевский машиностроительный завод — к рупнейший производитель мотоциклов в нашей стране. Каждые полторы минуты с конвейера сходит готовая машина. Тольно в прошлом году 230 тысяч иЖей покинули ворота завода, причем каждый одиннадцатый отправлялся за границу. Коллектив предприятия, на знамени которого четыре ордена, не только увеличивает выпуск мотоциклов, но и совершенствует их конструкцию. В этом году на дороги страны выйдут новые модели «ИЖ-Юпитер-3» и «ИЖПланета-3» (см. «За рулем», 1970, № 4). Они отличаются от своих предшественников большей мощностью и современным вйешним видом. Спортсмены получат машины для кроссов (ИЖ-К11), шоссейно-кольцевых гонон (ИЖ-Ш11) и многодневных соревнований (ИЖ-М11).КрАЗ-255Л на лесной дороге. легчает погрузку деревьев и их доставку с места порубки, так сказать, от пня на верхний склад—площадку, где дерево будет обработано. Отсюда такие подготовленные к дальнейшему пути стволы-хлысты (без сучьев и вершин) отправляются на нижний склад — место погрузки на суда или железнодорожные платформы, место сборки и отправки плотов по рекам. А иногда и непосредственно на лесопильные и перерабатывающие предприятия. На этом этапе в дело вступают автомобили-лесовозы. Они должны доставлять стволы разной длины и толщины от участков, где дороги только претендуют на такое название, на лесохимические предприятия, пристани, лесопильные заводы и т. п. Поэтому их делают на базе грузовиков высокой проходимости. Пример тому — КрАЗ-255Л — машина, перевозящая за ездку 23 тонны стволов-хлыстов по лесовозным дорогам. Мощный 240-сильный дизельный двигатель, привод на все три оси тягача, специальное устройство дышла, прицеп-роспуск, который можно складывать и поднимать на тягач при движении к месту погрузки леса, мощная лебедка — все это делает машину очень удобной в лесной промышленности. Лесовоз на базе ЗИЛ-131 также имеет привод на все три оси тягача. Меньшая, чем у КрАЗа, мощность его бензинового двигателя (150 л. с.) допускает и меньшую нагрузку — «всего» около 7 тонн. Но у ЗИЛа выше скорость (65 км/час) и маневренность (радиус поворота — 11 метров). Лебедка, так же как иу КрАЗ-255Л, обеспечивает погрузку бревен, затаскивание сложенного роспуска на тягач, самовытаскивание автомобиля в случае, если он застрял на тяжелой лесной дороге. Две модели лесовозов — родом из Минска. Это МАЗ-501 и МАЗ-509 («За рулем», 1967, № 9). Кроме них, на вывозке леса применяются грузовики высокой проходимости Уральского автозавода, оборудованные кониками и роспусками. Как правило, автомобили-лесовозыПортальные автомобили Т-140 Соломбальского машиностроительного завода. снабжены радиотелефонными установками, и водители оперативно получают указания диспетчера. Особые условия работы в лесу требуют от водителей и особой квалификации. Ведь им приходится вести свои тяжелые и длинные автопоезда и по бездорожью, и по узким лесным просекам, и по снежным дорогам, преодолевать заболоченные низины, вброд переправляться через небольшие реки. Уменье и опыт, знание техники и дорожных условий, а главное — чувство долга и взаимная помощь — вот обязательные качества настоящего водителя лесовоза. Здесь нужно сказать ио машинах, специально созданных для транспортировки обработанного леса — досок и балок — на территории лесопильного завода, лесопогрузочного порта или железнодорожного узла. Это так называемые портальные автомобили-лесовозы. Их конструкция отличается несколькими необычными особенностями. Штабель пиломатериалов подвешивается в грузозахватных устройствах под шасси. Чтобы разместить достаточно объемный груз, двигатель, силовую передачу и место водителя подняли высоко над землей. Колеса помещены на стойках и как бы обнимают штабель, образуя вместе с рамой П-образную конструкцию, напоминающую портальный кран. Выпускаемые отечественной промышленностью (Соломбальский машиностроительный завод) портальные автомобили имеют грузоподъемность от 5 (Т-60М, Т-80А, А-210) до 7 (Т-140, Т-150) тонн, а размеры портала, например, у модели А-220 (грузоподъемность 6,7 тонны) доходят до 3 метров в ширину и 2,5 метра в высоту. Для улучшения маневренности у этих машин все четыре колеса сделаны управляемыми. Многие модели снабжены пружинной независимой подвеской для всех колес. Машины-лесовозы — еще одна из профессий автомобиля, очень нужная сегодня в народном хозяйстве. Е. ЩЕБЛЫКИН, Л. РОГАЛЮК, инженерыНОЧЬ — НЕ ПОМЕХАВладельцы мотовелосипедов и' легких мопедов с выпускавшимися ранее двигателями Д-4 и Д-5 в темное время не могут выезжать на дороги общего пользования, Так каку них нет заднего освещения. Энергии, вырабатываемой генератором с приводом от нолеса, достаточно только для лампочки фары. Дополнительную энергию для освещения можно Иолучить, используя второй полупериод тона низковольтной обмотки магнето (см. «За рулем», 1964, N» 7 и 1969, № 5). Мйогим мотолюбителям, однако, не удалось реализовать эту рекомендацию из-за отсутствия подходящего фонаря, а иногда й диодов.Комплект ВОП-3.Ныне это препятствие устранено: Томилинский завод полупроводниковых приборов наладил производство комплекта ВОП-3, в который входит включатель с заделанным в него диодом, хомутик И задний фонарь с проводом. Включатель легко монтируется на левой рукоятке руля, а фонарь — на щитке заднего колеса. Комплекты ВОП-3 и отдельно включатели (ВОПИ) поступили в продажу.ПЕРВАЯ КНИГА О «ЖИГУЛЯХ»В конце года выходит в свет книга «Автомобиль «Жигули» (Издательство ДОСААФ). Несомненно, в этой книге нуждаются те 180 тысяч автолюбителей, которые уже стали владельцами машины Волжского автозавода, и многие тысячи тех, нто готовится купить ее. Идет освоение новой модели, и уже наверняка возникло множество вопросов, неизбежных в таном деле, к ак эксплуатация почти незнакомого по конструкции автомобиля. Ответы на свои вопросы водители найдут в книге «Автомобиль «Жигули». В ней детально описаны устройство автомобиля, его конструктивные и эксплуатационные особенности, приведены квалифицированные советы по эксплуатации, и прежде всего по регулировочным работам. Автор ее Л . П. Шувалов — инженер-конструктор Волжского автомобильного завода в Тольятти, мастер спорта, с ноторым вы уже знакомы по серии статей, опубликованных в нашем журнале.13