18
19
wоборона спортffЭТИ три столь значимых для каждого из нас слова стали девизом III Всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов на призы «За рулем». Автомобиль — т руженик , автомобиль — солдат, автомобиль—спортсмен и, если быть точным, автомобиль — турист. В таком многогранном облине предстал наш любимец на необычном шараде, после которого и начались состязания. О масштабе того или иного соревнования можно судить по различным признакам. В том числе и 'по месту, которое отводит для него город-организатор. Орденоносный Харьков предоставил для встречи юных водителей свою главную площадь, гордость города, свидетельницу всех больших торжеств — площадь Дэержинсного. Тем самым подчеркивался не только всесоюзный ранг соревнований, но и то большое значение, которое придают адееь воспитанию у молодого поколения любви к моторной технике, занятиям автомобильным делом. А в том, что это действительно так, мы убедились на параде. Взгляните на помещенный слева снимок. Фотообъектив вместил лишь небольшую часть колонны — движущиеся по площади у памятника В. И. Ленину транторы, бронетранспортер. А заIpyiними — не попавшие в кадр самоходные шасси, автомобили, мотоциклы, нарты, гоночные «Эстонии». Они растянулись по всей площади. За рулем каждой машины (исключение составила лишь военная) — мальчики и девочки, иные с бантиками в косичках. Это воспитанники Харьковского Дворца пионеров и школьников имени п. П. Постышева и их гости из других городов. На автомобильный праздник юных собралось много зрителей. Еще бы — о нем знает весь Харьков. Эмблема соревнований встречалась повсюду — в трамвае, троллейбусе, на стеклах такси. «Труд, оборона, спорт». В головном открытом «газике» почетные гости соревнований — Герой Социалистического Труда Ф. Амелин, Герой Советского Союза А. Нефедов, заслуженный мастер спорта В. Никитин. И ребята, со взрослой сноровкой управляющие этой сложной техникой, словно бы рапортуют о готовности преодолеть все испытания, стать мастерами автодела — для труда, для обороны, для спорта! Об этом думали мы и тогда, когда ребята вели машины на параде, и когда они вышли на площадь, чтобы оспаривать традиционные призы соревнований. Десять команд (в прошлом году их было восемь) по пять человек в каждой, включая девочку, должны были помериться силами в троеборье. А оно в этом году обрело по сути новый статут. Появилась автоэстафета — новинка, насколько нам известно, не только для юношеских соревнований. Состязания на мастерство вождения намного усложнились и стали, можно сказать, «скоростными». Изменились и условия гранатометания. Все эти нововведения пошли на пользу троеборью. Оно прибавило в динамичности и обогатилось тем, чего ему особенно не хватало раньше, — зрелищностью. Н ужно было видеть, к ак близко принимали к сердцу зрители все происходившее на площади, особенно когда дело касалось их юных земляков. Забегая несколько вперед, скажем, что харьковские школьники не ударили лицом в грязь. Пятое место вслед за «асами» из Москвы, Ленинграда — это хорошее достижение для команды, всего второй раз участвующей в таких соревнованиях. К тому же ей достался- первый из разыгранных призов — приз «Конкурса знатоков травил движения», который был проведен накануне. Пять этапов эстафеты, в которой одновременно стартовали по две команды, доставили удовольствие и участникам и зрителям. Раньше всех — за 1 минуту 41 секунду ее пронесла пятерка юных водителей Московского Дворца пионеров и школьников. Им был вручен переходящий приз «За лучшую техническую подготовку», учрежденный ЦК ВЛКСМ. Они же завоевали и главный командный приз — журнала «За рулем», показав лучший результат в комплексном зачете по троеборью.«Сергеев день», — шутили по этому поводу ребята. За команду победителей выступали сразу четыре Сережи — московские школьники Лебедев, Кочетнов, Кострикин, Зимаков — и одна Ира, Худякова, кстати, ставшая чемпионкой среди девочек. А вот а фигурном вождении первенствовали ребята из Подмосковья. Команда Детской автомобильной дороги Министерства автомобильного транспорта РСФСР к большой радости ее тренеров выиграла переходящий приз «своего» министерства — «За лучший результат в мастерстве вождения». Но по сумме очков она осталась все же за чертой призеров — подвело гранатометание. Ниже приводятся результаты соревнований, из которых видно, сколь напряженным было на этот раз соперничество в группе лидеров. Ш утка сказать — судьбу второго места решали даже не очки, а лучшее время на фигурном вождении — секунды! А в личном первенстве, где разыгрывались призы нашего журнала, возникла совсем сложная ситуация. Целая группа ребят набрала максимальное количество очков на «фигурке». И порядок призовых мест определило лишь метание гранаты. В общем-то и здесь счастье сопутствовало сильнейшим. Тем приятнее было видеть на пьедестале почета рядом с «маститыми» — теми, кто уже выполнил норму первого юношеского разряда, новичка — ученицу 41-й харьковский школы Женю Литовко. Ее успех был радостно встречен земляками, особенно в семье инженера Харьковского турбинного завода Литовко, где, к ак сказала нам Женя, «папа, мама, брат ия — заядлые автолюбители». Вообще, к ак выяснилось, страсть к автомобилю чаще всего носит семейный характер. Если отец, старший брат или сестра увлекаются автоделом, это почти гарантия, что и младший пойдет по их стопам. В списке ленинградской команды нам встретилась фамилия Шахвердов. Ростислав оказался младшим сыном известного конструктора гоночных автомобилей В. Г. Шахвердова. В команде харьковчан стартовал Игорь Юшко, и больше других за него «болели» Алик и Володя — его младшие братья, тоже активисты автотракторного кружка . Все это надо иметь в виду. В этом пятилетии миллионы взрослых пополнят ряды автомобилистов, и вслед за ними к автомобилю потянутся их внуки, дети, младшие братья и сестры. Но мы несколько отвлеклись от итогов. Они в общем радуют, хотя нельзя сказать, что уровень подготовки всех участников соответствует всесоюзным стандартам. Слишком велик разрыв в очках, а значит, в мастерстве между четверкой лидеров « всеми остальными. И все же это не может служить поводом для огорчений. Москвичи и ленинградцы имеют за плечами многолетний опыт подготовки ребят. К тому же они располагают отличной базой для массовых соревнований и тренировки, чего другие пока не имеют. Это только непосвященным может показаться, что соревнования юных — детская забава. Возьмем ту же «фигурку». К акже она не проста. Не всем даже многоопытным водителям она сразу по плечу. Так что пусть не огорчаются ребята из Минска и Брянска, дебютировавшие в этих трудных соревнованиях, пусть не досадуют юные водители из Оренбурга и Ижевска, что не завоевали призов и наград. Все впереди. С опытом придут и победы. В третий раз встречаются школьникиавтомобилисты на всесоюзном уровне. И в третий раз мы задаем себе вопрос: что же это все-таки такое? Спорт? Да. Но в то же время это и нечто большее. Это, если хотите, дорога к автомобильным знаниям и, что особенно важно сегодня, — профессиональная ориентация. На смену восьмилетнему приходит всеобщее среднее образование. Все больше и больше выпускников десятилеток сразу включается в промышленное и сельскохозяйственное производство. И какже важно для всего нашего народного хозяйства, чтобы эти ребята дружили с мотором, знали технику, умели ею управлять так, как это делали участники соревнований. Страсть к автомобилю ведет юного водителя к выбору профессии. Тот, кто в детстве прочно освоил водительсние навыки, научился владеть инструментом, уже не оставит избранного пути. Видимо, понимание важности всего этого и определило отношение н нашим соревнованиям в Харькове. О том, чтобы Отчет о наших соревнованиях вы читаете в десятом, октябрьском номере. В этом месяце Ленинский комсомол отмечает день своего рождения. Среди его многих славных дел — ударные комсомольские стройки автозаводов, механизаторский всеобуч, соревнования молодых водителей. На снимке: секретарь Харьковского обкома комсомола Антонина Храбан вручает приз ЦК ВЛКСМ команде Москвы. Фого Г. Этот этап назывался «перевозка опасного груза». Неважно, что вместо него биллиардные шары . Их везли с такой же осторожностью, как повезут настоящий груз. Дрюкова каУх, каким длинным жется этот коридор! Эстафета начиналась 20-метрового спринта.они прошли как праздник, заботились работники горкома партии, обкома и горкома комсомола, гороно, милиции, госавтоинспекции, не говоря уж о главном организаторе — Дворце пионеров. Директор его Виталий Павлович Горюн и руководитель автотракторного кружка Евгений Владимирович Андрющенко, что называется, горы перевернули (их усилия были отмечены специальным призом). И как это ни печально, только одна организация осталась равнодушной к этому большому делу — городской комитет ДОСААФ. Мы не увидели на празднике ни его руководителей, ни даже начальника автомотоклуба. А кому как не им в первую очередь следовало бы проявить живую заинтересованность в этом деле. Ведь на главной площади соревновались допризывники — те, кто через год-два наденет военную форму. У автодела, автоспорта есть еще одна важная сторона — они нацелены на оборонные задачи. И наверно, пора уже нашим автомотоклубам и спортивно-техническим клубам прийти на помощь внешкольным учреждениям Министерства просвещения и шнолам, которые занимаются автомобильной подготовкой подростков и юношей. Хотя бы включить в свой календарь соревнования школьников-автомобилистов, как это делает Московский спортивно-технический клуб. Нет, мы вовсе не предлагаем перекладывать заботы с одних плеч на другие. Нынешний размах автомобилизиции, интересы страны требуют того, чтобы подготовка юной автомобильной смены стала общей заботой, общим делом. М. ТИЛЕВИЧ, спецкор «За рулем» г. Харьков Результаты соревнований Командные: 1. Москва (Двооец пионеров и школьников) — 296 очков; 2. Москва (Клуб юных автомобилистов) — 279: 3. Ленинград — 279. Личные: Мальчики: 1. С. Дездионок (Московская область); 2. А. Кириллов (Москва): 3. В. Москвин (Москва). Девочки: 1. И. Худякова (Москва); 2. О. Журавлева (Ленинград); 3. Е. Литовко (Харьков). Приз «лучшему среди семиклассников» завоевал В. Золотарев (Киев).Радостные минуты победителей. Команде Московского Дворца пионеров и школьников предоставлено право опустить флаг соревнований.19