Заметкифельетонистаоft,Автомобильная «барахолка», как и всякие другие, давно запрещена в столице. И все же, к великой досаде милиции, в укор работникам министерств торговли и автомобильной промышленности, она существует, демонстрируя завидную живучесть и невероятную приспособляемость к нелегким условиям нелегального бытия. Она возрождается, как только очнувшийся от зимнего оцепенения автолюбитель берется за гаечные ключи, и самоликвидируется с наступлением первых морозов. Закрытая в одном месте, перебирается на другое. В последний раз она перекочевала с Птичьего рынка в район Лианозова, поближе к комиссионному магазину, торгующему запасными частями. Здесь, на опушке леса, у кольцевой автодороги, каждую торговую субботу восседают негоцианты с мешками и сумками, из коих выглядывают дефицитные прокладки и сальники, крестовины кардана, подшипники и многое другое. Ходячие коробейники носят свои карданы под полой. Купить тут можно почти все, чего нет в магазинах. Почему так живуч этот толкучий рынок, кто тут торгует и откуда берется изобилие? Ясно, что когда развернется по-настоящему автосервис, наладится бесперебойная торговля запасными частями, автомобильная барахолка, как и Сухаревская, уйдет в область преданий. А пока ее гальванизирует суровая для автолюбителя действительность. В магазинах месяцами не бывает именно того, что всего нужнее. Исчерпав все праведные возможности, владелец автомобиля убеждается, что так далеко не уедешь. Тогда, скрепя сердце, подавив голос совести, он вступает на пути окольные, самый простой из которых ведет на автомобильную барахолку. Состав торговцев на толкучем рынке разношерстный. Самые безобидные из них — честные автолюбители, не помышляющие о наживе. Из своих стародавних запасов они приносят сюда то, что им сейчас не нужно, в надежде сбыть и приобрести необходимое или обменять на требующуюся позарез деталь. Но погоду здесь делают не они. Одним из «королей» толкучки слыл бывший преподаватель высшей математики Московского химико-технологического института им. Менделеева кандидат наук Виталий Мышакин. По его скромным подсчетам, за три года, предшествовавшие аресту, он скупил и перепродал краденых запасных частей больше чем на 70 тысяч рублей. Мышакин осужден на 6 лет лишения свободы. И другие короли автомобильной барахолки завершили свою карьет ру на скамье подсудимых, но, поскольку нужда в запасных частях остается, на смену им приходят новые. Товар по-прежнему добывается в основном там, где его производят. Минувшей зимой работники заводской группы БХСС остановили благополучно прошедшего проходную подсобного рабочего транспортного цеха АЗЛК Сергея Палунина. Шел он домой очень не спеша, с величайшей осторожностью переставляя ноги. Все стало ясным, когда его вернули на завод и попросили раздеться. Он сгибался под тяжестью металла. Его хитроумно сконструированные исподние брюки были оснащены до самых щиколоток карманами разной формы и вместимости. На сей раз в карманах находились четыре увесистых амортизатора задней подвески и восемь сияющих замков зажигания с запасными ключами — всего на 84 рубля. Еще на 800 рублей похищенного обнаружили у него дома. Но есть и такие, кто подбирает дефицитный товар... на свалках. Автомобильный завод, выпускающий «москвичи», концентрирует свой мусор возле Кузьминского кладбища. Чего тут только нет! Тормозные цилиндры и бензонасосы, диски, пружины и рычаги сцепления, шестерни и всякая мелочь. Все свеженькое, промасленное. Это брак, но не сразу отгадаешь, в чем тут загвоздка. При доскональном изучении новенького тормозного цилиндра со свалки удалось, например, установить, что в одном из крепежных отверстий забыли нарезать резьбу. Это минутная работа, а цена цилиндру — 3 рубля 50 копеек, да еще попробуй найти его в продаже. Наладчик первого подшипникового завода Иван Добрынин, сообразивший, какое это золотое дно свалка, возил выброшенное на толкучку и имел от этого устойчивый доход в 30—50 рублей за базарный день. А возле Киевского шоссе сваливает некондиционные прокладки для автомобильных стекол завод резинотехнических изделий. Попадают прокладки сюда из-за небольших заусениц не толще бумажного листа, обрезать которые — пустое дело. Некто Николай Максимов мешками возил эти прокладки на толкучку, продавал их по божеской цене, по гривеннику за штуку, а дневная выручка составляла 70—80 рублей. И таких предприимчивых «мусорщиков» здесь пруд пруди. Запасные части имеются, конечно, не только на толкучке. Как это ни парадоксально, большой их резерв лежит мертвым капиталом. Вот наглядный пример. На исходе прошлого года 13-й таксомоторный парк столицы сдал в комиссионный магазин 90 новеньких спидометров для «побед», десятки теплых капотов для «побед» и старых «москвичей», которые тут же были распроданы. Вспомним, что эти машины уже добрый десяток лет назад исчезли из таксомоторных парков, уступив место «Волге». Значит, все это время спидометры и капоты лежали неизвестно для чего, как у гоголевского Плюшкина. А сколько еще нужного автолюбителям и ненужного владельцам покоится на складах остальных 17 таксомоторных парков Москвы и других автопредприятий? В ближайшее время старую «Волгу» полностью заменит новая. Неужели придется ждать еще десяток лет, пока накопившиеся на складах запчасти станут продавать? В решительной модернизации нуждается комиссионная торговля запасными частями. Единственный в столице специализированный магазин торгует не только и не столько ими, а в основном — мотоциклами. Они составляют 80 процентов его годового оборота. У магазина есть план, и его проще выполнить, продавая не дешевые детали, а дорогие мотоциклы. Это легко понять, но с этим нельзя мириться. Автолюбители неохотно несут свои излишки в магазин, потому что мелочь, хотя бы и дефицитную, у них вообще не примут, а деньги за стоящую деталь можно получить только после ее реализации. Значит, полезно было бы так организовать комиссионную торговлю, чтобы магазины заинтересованы были принимать и мелочь, а за детали, пользующиеся повышенным спросом, рассчитываться сразу. Вспоминается агент Госстраха. Он стучится в каждые двери, солидно и убедительно рассказывает о выгодах страхования, раскрывает людям глаза20