ЕЕ ПРОФЕССИЯ ВОДИТЕЛЬЕсли бы эту женщину в ярком цветастом платке и национальном платье мы не встретили за рулем автомобиля, то приняли бы скорее всего за хлопкороба или животновода. Да, Мамур Клычева водитель. Многие дороги родной Туркмении повидала она за свою трудовую жизнь. С 1938 года за рулем! Довоенные пятилетки. В стране быстрыми темпами развивалось культурное строительство, в народное хозяйство молодой республики все (возрастающим потоком шли различные машины. Чтобы управлять ими, нужны были технически грамотные кадры. Раскрепощенные Октябрем женщины Востока наравне с мужчинами стремились овладеть техникой, смело садились за руль тракторов и автомобилей. И, глядя на своих сверстниц, девушкатуркменка твердо решила: стану водителем. Трудовой путь Мамур начался на меНЕОБХОДИМАПРОФИЛАКТИКАОтвечают работники завода. Н апряжение на выводах цепи освещения генератора Г-411 при 2000 — 5 000 оборотов двигателя вминутуи включении ламп фары (32 св.), заднего фонаря (3 св.), подсвета спидометра { 2 св.) составляет б — 8 вольт. Выключение даже одного из этих потребителей вызывает увеличение напряжениявцепи , вывод ящее из строя другие лампы. Основной причиной неодновременного включения и выключения ламп является плохой контактмежду клеммами переключателя П-200, применяемого на мотоцикле М-105. Чтобы соединение клемм в переключателе всегда было надежным , необходимо регулярно через 500—'1000 километров пробега делать следующие профилактические операции: снимать переключатель иочищать от грязии коррозии соприкасающиеся поверхности клемм и подвижной пластины; подгибать подвижную пластину так , чтобы при переключении она надежно прижималаськ клеммам; проверять, нет ли люфта рычажка переключения, а если он есть, устранять при помощи шайбы, подложив ее под рычажок на ось; смазывать техническим вазелином фиксатор.Многие владельцы минских мотоциклов М-105 жалуются на частое перегорание ламп и спрашивают, как поступить.увеличение неподрессоренных масс, обусловленное несколько большим весом колее сшироким профилем, не вызывает заметного ухудшения работы подвески.ЗАДНИЕ МОСТЫ И РЕССОРЫ «МОСКВИЧЕЙ»Автолюбитель О. Михайлов из Перм и интересуется, м ожнолина «Москвиче^?)?» установить рессоры или задний мост от модели «408». Балки заднего моста «москвичей» моделей «407», «403» и «408» взаимозаменяемы, а рессоры — нет. Расстояние между центрамипроушину рессоры «Москвича-408» (коренной лист находится в выпрямленном состоянии) равно 1250 мм, а у рессоры моделей «407» и «403» — 1200 мм.Однако иногда ( ч аще всего это делают спортсмены) м ежду фланцем ступи ­ цы и ободом колеса ставят дополнительные проставки, позволяющие еще несколько сместить колею в наружную сторону. Здесь возможны неприятные последствия. П режде всего растет кон ­ сольная нагрузка на подшипники колес из-за увеличения плеча прилагаемой силы — сравните величины «а» и «б» наЗАМЕНАНЕЖЕЛАТЕЛЬНА« М ожно ли на ксивровоком мотоцикле использовать в паре с генератором Г-401 катушку зажигания В-Э007» — с прашивает В. Демидов из Новосибирска. К атушказажигания Б-300 предназнач ена для работы с генератором Г-411. М ощность обмотки зажиганияиток кор откогозамыканияу него ниже , чем у Г-401. Поэтому Б-300, работая вместе с Г-401, перегревается и быстро выходит из строя, х отя до этого момента она ра ­ ботает лучше, чем штатные катушки КМ-01 или ИЖ-56.ОБ УШИРЕНИИ КОЛЕИ«Я слышал, что автоспортсмены на ралли применяют специальные уширенные диски колес или особые проставки (между ступицей и диском колеса) для увеличения колеи машины. Что дает такое уширение? Полезно ли оно?» — спрашивает И. Прохоров из г. Горького. Эти же вопросы интересуют одессита С. Забродного, москвичей А. Туркина и Ф. Болотникова. 'Как известно, автомобиль, имеющий колеи большей ширины при одинаковом положении центра тяжести, обладает лучшей устойчивостью на поворотах.Для устойчивости важнатак называемая полная ширина колеи — расстояние междунаружными плоскостями колес, а не условная номинальная, которая показывает расстояние между плоскостями, проходящими через середину колес. Полную колею как передних, т аки задних осей можно увеличить, поставив на них дискиишины более широкого профиля. Для «Москвича-408» и «412», например, вместо обода 4Jишин 6,00 — 1 3 соответственно 4 '/, J ишины6 , 5 0 — 1 3 . Такое изменение колеи положительно влия ет на устойчивость, а незначительноеханическом заводе в Ашхабаде. После войны не один год работала она на автобусе ПАЗ-651, на грузовом такси. Ныне она водит легковую машину. В коллективе автопредприятия Мамур Клычева уважаемый человек. Более двадцати поощрений а ее трудовой книжке. В 1970 году она была удостоена медали «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». П. БАГРОВ,водительрис. 1. Повышаются и усилия, действ ующие иа поперечные рычаги подвески. С мещение средней плоскости колеса наружупри сохранении старых параметров переднего моста сказывается так ­ ж е на управляемости. «Дело втом , что, к онструируя переднюю подвеску автомобиля, его создатели выбирают такие соо тношения углов развала колес и поперечного наклона шкворня , чтобы линия, проходящая через ось шкворня , пересекала точкуконтакта середины шиныс дорогой, тогда облегчается управлениемашиной . Бели колея расширена прос тавками , это требование нарушаетсяи появляется дополнительное плечо «в», п овышающее усилие поворота колеса (рис. 2). Кроме того, увеличение расстояний от оси крепления рычагов подвески до средней плоскости колеса вызывает большие вертикальные перемещения его при подскакивании на неровностях. Приходится изменять жесткость упругих элементов подвески, чтобы сохранить хорошийконтактшиныс дорогой. Снижается эффективность амортизаторов, ход которых уменьшается , когда они расположены дальше от колеса. Т аким образом, у ширение нолей проставками без изменения конструкции подвески, несколько улучшая устойчивость. у худшает надежность и управляемость автомобиля.!правочна* службаг. ЧарджоуФото автора24