ЗИМЕ НАВСТРЕЧУНаступает зима. Для двух третей автолюбителей это мертвый сезон — они консервируют машины н начинают привыкать к специфике езды на городском транспорте. Треть, невзирая на пургу н туман, не расстается со своими «запорожцами», «волгами», «москвичами». Именно таким людям мы хотим помочь советами по зимней эксплуатации автомобилей, тем более что в нынешнем году их ряды пополнились большим числом новобранцев, счастливых обладателей «жигулей». У многих это первая машина в жизни, и то, что искушенному автомобилисту может показаться азбучными истинами, для них — откровения. Для этого заседания «Клуба» мы coбрали разнообразные советы, которые помогут встретить зиму во всеоружии. чают не «крепость» смеси, а температуру ее замерзания. В «сороковом» антифризе содержится 53% этиленгликоля, а в «шестьдесят пятом» — 66%. Чем больше этиленгликоля в антифризе, тем выше плотность смеси (определяется ареометром) и ниже точка ее замерзания. Не следует, однако, думать, что, увеличив концентрацию этиленгликоля, скажем, с 66 до 76%. мы получим жидкость, которая не замерзает при 70 градусах мороза. Между концентрацией и температурой замерзания, как видно из таблицы, нет линейной зависимости. Это нужно знать, так как в процессе эксплуатации из антифриза выкипает вода, он густеет и его приходится разбавлять. И наконец, при пользовании антифризом надо обязательно помнить о четырех его важных свойствах: во-первых, он ядовит, и отсасывать его ртом через шланг — значит играть со смертью; во-вторых, при попадании в антифриз бензина или масла он сильно пенится и стремится любой ценой вырваться из системы охлаждения; в-третьих, портит окраску кузова и, в-четвертых, обладает большей, чем вода, способностью просачиваться там, где этого меньше всего ждет водитель. Владельцы «жигулей», которые лишены пока возможности приобрести «свой» антифриз в магазине, интересуются его рецептом. К сожалению, в «кухонных условиях» приготовить жидкость нельзя, так как ее компоненты не поступают в продажу. К ак же быть? На крайний случай можно заправить систему охлаждения «жигулей» обычным антифризом. Для тех, кто предпочитает антифризу заливку горячей воды в блок (не в радиатор!) двигателя, можем сообщить, что на страницах журнала уже публиковались интересующие их рекомендации (1967, № 12, стр. 15). (Кстати, там приводился эскиз специальной воронки для заливки воды в блок «Победы», операции, на первый взгляд, непростой. Чтобы прогреть мотор, одни автолюбители пользуются паровым подогревателем («За рулем», 1969, № 12, стр. 22), другие — комбинированной установкой, преющей воду и одновременно масляный картер двигателя («За рулем», 1967, № 12, стр. 25). Наконец, наиболее изобретательные предпочитают смонтировать на своей «Волге» или «Москвиче» самодельный предпусковой бензиновый подогреватель («За рулем», 1969, № 2, стр. 14). Перейдем теперь к аккумулятору. Представьте себе, что вы возвращались домой в туманный зимний вечер. Мокрый снег залеплял стекла, и все работало на полную мощность — фары, отопитель, стеклоочиститель, а двигаться приходилось почти «ползком». Генератор на малых оборотах (ведь стоял туман) не давал зарядки, и аккумулятор, естественно, оказался на грани истощения. Не мудрено, что наутро, когда вы спешили на работу, машина была бездыханной. В таких условиях оправдываются и предусмотрительно сделанная осенью полная зарядка (плотность электролита 1,28—1,29) батареи, и приобретение зарядного устройства, и тот факт, что вы свой аккумулятор буквально носите на руках : вечером — в помещение, утром — в автомобиль. И все же бывает, что даже при отличном аккумуляторе машина не заводится. Здесь чаще всего виноват нерадивый ее владелец. Перед зимним сезоном надо очень тщательно выполнить все работы по обслуживанию приборов зажигания. Целесообразно также несколько уменьшить зазоры между электродами свечей. Когда приходится пускать двигатель рукояткой, большую пользу принесет нехитрая перемычка («За рулем», 1970, № 1, стр. 26) д ля замыкания клемм ВК иВКБ катушки зажигания. Ее тоже можно сделать заблаговременно, не дожидаясь морозов. Еще несколько слов об аккумуляторе. Владельцы «жигулей» с гордостью рассказывают, как в 20-градусный мороз их машина «заводится вполоборота». Причин тому много — удачная конструкция карбюратора и впускного коллектора, обеспечивающая хорошее испарение топлива, применение специальных высококачественных масел, мощный стартер, аккумулятор, имеющий большую емкость — 55 а-ч. Для сравнения укажем, что емкость батарей на «запорожцах» и «москвичах» всех моделей, начиная с «402-го», со-ИЛ О |» Д„ UJ CQ |_ lli дрС приходом зимы дороги покрываются снегом и льдом — это общеизвестно. На борьбу с ними бросают бульдозеры, снегоочистители, лопаты и соль. Соль, смешанная с талым снегом, летит изпод колес на наиболее важные в смысле прочности места несущего кузова—пороги, днище, стенки колесных ниш. 1U Что можно противопоставить безжаЕС лостному соляному раствору, этому возбудителю коррозии, разъедающей кузов? Вредное (воздействие «коктейля» из соли и снега можно значительно ослабить, если перед наступлением зимы обработать наиболее уязвимые места кузова защитными составами, такими, к ак графитовый раствор «Глобо». Этот состав, изготовленный в ГДР, продаетО ся в хозяйственных магазинах. Нано< сят его на поверхности, требующие ваСО шиты, пульверизатором. Когда наступают холода, приходит время заправлять соответствующие картеры зимними сортами смазки, а систему охлаждения антифризом. Поскольку антифриз (жидкость с низкой температурой замерзания) в последние годы стал завоевывать все более широкое признание среди автомобилистов, остановимся подробней на его свойствах. Антифризы выпускаются двух марок: «40» и «65». Эти цифры обознао ош шПлотность (при +20°) Процент этиленгликоля Температура замерзания, град.1,041 29,5 —141,056 40,4 —241,068 49,6 —861,078 58,0 —501,085 64,8 —641,090 69,6 —641,096 75,8 —541,111 96,4 —24