роко распространенный бензин А-72. Годится для нового «Урала» и А-76. Впервые в отечественном мотоциклостроении кузов бокового прицепа соединен с рамой посредством резиновых элементов. Испытания показали, что после 35 тысяч километров пробега эти элементы еще работоспособны. Пожалуй, единственный их недостаток — увеличение жесткости на морозе, ощущаемое лишь при температуре ниже 25 градусов. Если учесть, что в такую погоду мало кто ездит, а плавность хода изменяется -незгначительмо, этот недостаток нельзя считать серьезным. В общем «Урал-3» близок по своим характеристикам к лучшим зарубежным образцам. Сравнивая его, например, с новым мотоциклом Р60/5 (см. «За рулем», 1970, № 7) известной фирмы БМВ (ФРГ), снабженным тоже двухцилиндровом оппозитным двигателем, можно отметить следующее. Р60/5 не приспособлен для эксплуатации с коляской, и, несмотря на это, он даже чуть тяжелее «Урала-3». Несколько большая мощность (40 л. с.) достигнута увеличением степени сжатия (до 9) и оборотов коленчатого 1 вала (6400 об/мин). Двигатель требует высокооктанового бензина (96). Крутящий момент у обоих мотоциклов практически одинаков, однако у «Урала-3» тяговые качества лучше, так как максимальный крутящий момент достигается уже при 3800—4000 об/мин, в то время как на Р60/5 только при 5000 об/мин. Это особенно важно при движении по плохим дорогам, для которых Р60/5, кстати, почти непригоден. Кроме того, выпуск мотоциклов БМВ очень ограничен, а наш «Урал-3» является массовой машиной, удовлетворяющей разнообразные запросы мотолюбителей. А. ХАЛТУРИН, заместитель главного конструктора г. ИрбитЗИЛСерийный автомобиль ЗИЛ-130 сошел с конвейера в конце 1964 года. Выпуск новой модели начался на заводе без остановки основного производства. Не нарушался налаженный технологический процесс, не менялась производственная программа. С первых дней как важнейшую задачу заслуженный коллектив определил заботу о том, чтобы машина наилучшим образом отвечала требованиям транспортников. Был организован общезаводской совет по качеству. Такие же советы появились в цехах. Началось соревнование за присвоение Государственного знака качества узлам и деталям грузовика ЗИЛ-130. И вот нарядный огромный зал Дворца культуры. Год 1971-й. iHa постаменте модель грузовика, завоевавшего признание ив нашей стране и за рубежом. Коллектив старейшего предприятия страны собрался на вечер трудовой славы, чтобы отметить большое событие. Автомобиль ЗИЛ-130 удостоен Государственного знака качества. Поздравить автозаводцев с победой пришли представители родственных предприятий, работники автохозяйств. Поступили многочисленные поздравления от потребителей зиловских машин. Приветствуя автозаводцев, первый заместитель председателя Государственного комитета стандартов при Совете Министров СССР В. В. Ткаченко сказал, что высокая оценка, полученная автомобилем ЗИЛ-130, имеет важное значение для всего отечественного автомобилестроения. Эти слова были встречены аплодисментами. Ведь каждый из сидящих в зале участников праздника имел непосредственное отношение к герою дня — грузовику, на кабине которого появился знак высшего качества продукции Советского Союза. В трудовую историю ЗИЛа вписана еще одна яркая страница. Победа пришла в результате упорного целенаправленного труда. В соревнование за качество были вовлечены все предприятия-смежники. iHa производственных участках организовали школымарка отличнаяНепрерывно совершенствовались материалы. Внедрение новой марки стали позволило без увеличения сечения вдвое повысить долговечность рамы, сделать более стойкими лонжероны. Удалось разработать, а затем и внедрить полуавтоматическую аппаратуру ультразвукового контроля. |Потери от брака неуклонно снижались. Все меньше было и рекламаций. Создание нового грузовика неразрывно связано с реконструкцией завода. В восемь раз возросло количество станков, работающих по автоматическому циклу. Если в 1959 году в литейных цехах действовало 23 автоматических линии, то сейчас их 1751 ЗИЛ-130 завоевал всеобщее признание. Шоферам понравились просторная кабина, рулевое управление с гидравлическим усилителем. Работая в составе автопоезда, машина перевозит 10 тонн груза. Это универсальный грузовик. Сегодня он является базовой основой более чем для 60 специальных модификаций: самосвалов, рефрижераторов, пожарных, автокранов, фургонов и др. Теперь на капоте каждого сходящего с конвейера грузовика будет Знак качества. Это гарантия того, что машина соответствует уровню лучших мировых образцов. Об авторитете марки ЗИЛ свидетельствуют шоферские письма, которые идут со всех концов страны на завод. Вот одно из них. «Когда в июне 1967 года я впервые сел за руль грузовика ЗИЛ-130 в городе Павловске Воронежской области, — пишет Н. Сакурьян, — на его спидометре было 860 километров (грузовик пришел с завода своим ходом). С тех пор пятый год я работаю на этой замечательной машине. Хотя она уже прошла 260 тысяч километров, все узлы и детали работают хорошо. Расход масла нормальный. Приношу большую благодарность коллективу автозавода за то, что он выпускает такие замечательные машины». Недаром ЗИЛ-130 покупают в пятидесяти странах мира.В «Циклисте» публиковались статьи о новых конструкциях автомобилей и мотоциклов, об автомобильных гонках, все оповещения и постановления Московского клуба автомобилистов, устав которого выл утвержден 20 марта 1900 года. Журнал выступал горячим поборником автомобилизации, активно пропагандировал новый вид транспорта, высмеивал его консервативных противников. Он предвидел, что в недалеком будущем дни гужевого транспарта будут сочтены. И, опережая время, «Циклист» пытался даже представить, как это произойдет.С большой радостью встретил коллектив автозавода им. Лихачева известие о присвоении грузовику ЗИЛ-130 Государственного знака качества. На снимке • митинг, посвященный этому событию. — Фого Е. Семенова качества, общественные советы. СтреВ девятой пятилетке на дорогах страмясь поставить браку надежный заслон, ны появится новый грузовик, ЗИЛ-133 — передовые рабочие взяли на себя дополидет подготовка к его серийному произнительные обязанности — стали сами проводству. В то же время продолжается раверять обработку деталей, следить за бота по совершенствованию автомобиля ЗИЛ-130 — основной продукции завода. состоянием инструмента, выявляли «уз«Зиловское — значит отличное» — такие места», помогали изживать недоков девиз коллектива Московского автоделки. завода имени Лихачева.ВысшегоСовсем еще недавно высокооктановый бензин был дефицитным. Водитель «Москвича-412» или «Жигулей» не всегда находил на АЗС нужный сорт. Производство такого бензина все время растет. К концу 1972 года вступит в строй новая технологическая установка на Рязансортаском нефтеперерабатывающем заводе. Сейчас строительство ее в полном разгаре. Это значит, что в скором времени на бензоколонках все чаще можно будет встретить таблички «АИ-93», «Экстра», «АИ-98».13i