«Этилированный бензин — яд!» Так уюпредостерегающую надпись можно видеть на цистернах, бензобаках — всюду, где имеют дело с этилированным бензином . П очемужеим пользуются? Ч емон вреден для человека и как избежать отравления им? Все это непременнонужно знать каждому водителю. Н ачнемс общеизвестных истин. Химическая энергия топлива в двигателе внутреннего сгорания преобразуется в тепловую. Н аилучшимобразом это происходит лишь тогда, когда процесс сгорания протекает нормально: фронт пламени движется со скоростью 2030 м/сек, а давление повышается постепенно. Но иногда может возникнуть идетонационное сгорание, при котором взрывные волны перемещаютсяв цилиндре двигателя с огромной скоростью — до 2500 м/сек. Они вызывают резкое местное повышение давления, н арушают тепловой режим двигателя, а следовательно, приводят к падению его мощности. П ри сильной детонации может значительно перегреться двигатель, выйти из строя поршневые кольца, прогореть выпускные клапаны, поршни, а иногда и прокладка головки блока цилиндров, потрескаться изоляция свечей. Часто дело доходит до разрушения коренных и шатунных подшипников двигателя. О т чего же зависит это неприятное явление? О т способности бензина сопро ­ тивляться детонационному сгоранию раб очей смеси. Для ееоценки принята октановая шкала, в которой показатель детонационной стойкости бензинов выр аженв октановых числах. О ни характ еризуют объемный процент смеси изооктана с детонационной стойкостью, равной 100, и нормального гептана с нулевой детонационной стойкостью. Если говорят, например, что октановое число бензина равно 72, это означает, что детонационная стойкость его такая же , как у смеси, состоящей из 72 процентов изооктана и 28 процентов нормального гептана. Ч ем больше октановое число бензина, т ем при большей степени сжатия возможнабездетонаци ­ онная работа двигателя. Современные автомобильные бензины по октановому числу маркируются так: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. Конечно, автомобильные двигатели работают не на смеси изооктана игеп ­ тана, это эталонное топливо. В действительности октановое число бензинов регулируют, добавляя в них небольшое количество антидетонаторов. Наиболее эффективен для этого тетраэтилсвинец (ТЭС), получивший широкое распространение во всех странах мира. В одном литре бензина А-76 содержится 0,41 грамма тетраэтилсвинца, а в литре АИ-93 уже вдвое больше. К сожалению , тетраэтилсвинец является сильнейшим ядом для центральной нервной системы, п роникающимворга ­ низм человека черезкожу , дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. Т ЭС нельзя применять в чистом виде, потому что после сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя будут накапливаться твердые остатки окислов и частично металлического свинца. Чтобы избежать этого, в бензин добавляют так называемые выносители — б ро ­ мистый этил, альфамонохлорнафталин, д ибромметан , д ибромпропан . Они обра »уют летучие соединения со свинцоми «выносят» е го из двигателя с отработавшими газами. Чтобы отличить бен ­ зины, с одержащие ТЭС и выноситель,. их окрашивают. Смесь антидетонатора ТЗС, выносителей и красителя получила название этиловой жидкости, а бензины, в которые добавлена такая жидкость, стали называть этилированными бензинами.МОЛОДОГО ШОФЕРАОСТОРОЖНОЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН!В зависимости от сорта этиловой жид ­ кости содержание ТЭС в ней колеблется в пределах 50 — 6 0 процентов. Этиловая жидкость обладает высокими антидетонационными свойствами, но содер ­ ж ащийсяв ней ТЭС делает ее опасным ядом. При попадании капель этиловой жидкости на кожу человека ТЭС быстр о всасывается, разносится кровью ипоражает нервную систему. Слабое отравление этиловой жидко ­ стью сопровождается головной болью, потерей аппетита, быстрой утомляемо ­ стью, бессонницей или плохим сном скошмарами . Тяжелые отравления протекают очень быстро. Больной сильно возбуждается, страдает зрительными и слуховыми галлюцинациями, иногда буйствует. Такие отравления, как правило, в течение нескольких часов или суток приводят к смерти или параличу. Этилированные бензины содержат ТЭСвмалом количестве, но также являются ядовитыми, хотя ив меньшей степени, ч ем чистая этиловая жидкость. П оражение этилированными бензинами может произойти через дыхательные пути, к ожуи при попадании вжелудок . При этом ТЭС действует не сразу. В зависимости от его количества первые признаки отравления могут появиться спустя несколько часов, а иногда и суток. П рилегком отравлении парами этилированного бензина появляется головная боль, р аздражение носоглотки, кашель и некоторая потеря устойчивости при движении, потеря аппетита, расстройство сна, повышенная потливость и общая слабость. Пострадавший вначале приходит ввозбужденное состояние и легко поддается раздражению. На свежем воздухе эти явления спустя некоторое время проходят. Попадая на кожу , бензин обезжирива ­ ет ее, к ожа растрескивается, и на неймогут образоваться различные очаги гнойникового поражения — экземы идругие заболевания; ч ерезпораженнуюкожуТЭС весьма легко проникает в кровь и органы человека. Чем выше концентрация и длительнее время воздействия этилированного бензина, т ем серьезнее отравление. Тяжелая степень его вызывает поражение центральной нервной системы, быструю потерю сознания, судороги иможет закончиться смертью. Первые симптомы поражения нервной системы могут быть разными: психическое возбуждение, беспричинная веселость, мелкие подергивания мышц, д рожание вытянутых рук, языка, век, мышечные судороги всего тела, б олез ­ ненность нервных стволов при надавливании. Человек ощущает запах паров бензи ­ на, когда их в воздухе не менее 0,03 процента. Если концентрация паров этилированного бензина от 0,07 до 0,3 процента, то через 15 минут неизбежнолегкое отравление. Если в воздухе от 1,13 до 2,22 процента паров бензина, то отравление наступает ужечерез3 минуты. При более высокой концентрации отравление и потеря сознания возмож ­ ны после 10 — 1 2 вдыханий. Н уа насколько практически реальна для водителей опасность отравления? С трого соблюдая правила обращенияс этилированными бензинами, м ожно полностью избежать их вредного воздействия. Прежде всего надо использовать этилированный бензин только как топливо для двигателей. Категорически зап рещено промывать им детали, чистить одежду , мыть руки, так как после испарения бензина содержащийсяв нем ТЭС остается на коже , всасывается в кровь. Нельзя заправлять этилированным бензином паяльные лампы, б ензо ­ резы, з ажигалкии бытовые приборы, а тем более засасывать бензин через шланг или продувать ртомжиклерыкар ­ б юратораи бензопроводы. Для этого следует пользоваться специальными приспособлениями. Ветошь и тряпки, пропитанные этилированным бензином, после работы необходимо сжигать. Если этилированный бензин попал на ко ­ жу или одежду , е го быстро удаляют чистым керосином , после чего руки мо ­ ют теплой водой с мылом, а одежду стирают. Длительная работа с этилированными бензинами без соблюдения установленных правил предосторожности ведет к постепенному отравлению. При малейших признаках отравления этилированным бензином необходимо немедленно обратиться в медицинский пункт. А. М ЕРКУЛОВ , и нженер - м айор , Ю . ЕВСЕЕВ, и нженер - м айор Ленинград