ком за эти соревнования. Пропаганда их проводилась и проводится совместно с Госавтоинспекцией по радио, телевидению, в местной печати. У нас успешно прошли районные, городские, областные, а затем республиканские соревнования, которые привлекли многих владельцев мотоциклов. На наш .взгляд, это очень нужноеи перспективное дело, к оторое сыграет значительную роль в подготовке моло ­ д ежик защите Родины.В честь VII съезда ДОСААФВПЕРЕДИ ИЖЕВЦЫВот и разыграны все комплекты медалей, предназначавшиеся для мастеров автомобильных и мотоциклетных трасс. Последним крупным событием стал лично-командный чемпионат страны по автомобильному ралли, посвященный VII съезду ДОСААФ. Посвящение это не случайно. Ведь именно по инициативе Центрального комитета оборонного Общества четырнадцать лет назад были проведены первые всесоюзные ралли по маршруту Москва — М инск — В ильнюс — Рига — Москва. Теперь этот вид соревнований стал, пожалуй, самым популярным среди советских автомобилистов. Ралли прочно вошли в спортивную жизнь клубов ДОСААФ, автозаводов, автотранспортных предприятий. Прекрасное средство для повышения водительского мастерства, оценки эксплуатационных качеств автомобилей — вот что такое сегодняшнее ралли. Это лишний раз подтвердил последний чемпионат страны, проходивший на жи ­ вописных дорогах Эстонии. В небольшой курортный поселок Клоогу, близ Таллина, где давался старт соревнованиям, прибыли вместе с хозяевами трассы представители РСФСР, У краины , |Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Армении, Москвы иЛенин ­ града — всего 125 экипажей . Свои команды послали многие республиканские и городские автомотоклубы оборонного Общества, автозаводы и территориальные транспортные управления. На старте соревнований мы увидели хорошо известных в нашей стране и за рубежом гонщиков — участников ралли-марафона Лондон — Мехико Л . Потапчика, К. Гирдаускаса, Г. Хольма, И. Астафьева, А. Сафонова. К аки на прошлогоднем чемпионате, трасса была полностью открыта для тренировок, отсутствовали пункты внезапного контроля времени — их заменили пунктами внезапного контроля прохождения. Таким образом, большинство участников получили возможность хорошо познакомиться с дистанцией ралли, составить подробные легенды всех скоростных участков. В то же время нынешний чемпионат существенно отличался от предыдущих. Вся трасса ралли общей протяженностью 3297 километров (свыше 43 часов чистого движения) состояла из четырех кругов. На первых трех разыгрывалось командное первенство. Затем судейская коллегия определяла экипажи , показавш ие здесь лучшие результаты в каждом классе. Им и предоставлялось право пройти последний, четвертый круг, чтобы выявить чемпионов и призеров в личном зачете. Примерно такую систему предлагал в статье «Ралли для всех» заслуженный тренер РСФСР В. Лапин («За рулем», 1970, J * 7). -Было у нынешнего ралли и еще одно существенное отличие — обилие различных дополнительных соревнований: дорожных гонок, скоростных подъемов, «фигурок», шоссейно-кольцевых гонок, гранатометания и других. Всего спортсменам пришлось стартовать в 53 дополнительных испытаниях. О том, насколько усложнили они борьбу, говорит последний участок третьего круга. Когда экипажи преодолели уже свыше 2500 километров и приближались к финишу, их ожидали сразу три скоростных соревнования. Глубокой ночью, сквозь пелену осеннего дождя они сначала промчались по знаменитому кольцу трассы Пирита — Козе — Клоостриметса, затем сразу же отправились на скоростной подъем, а через 100 метров их ждала уже гонка на аэродроме с двумя «фигурками» и остановкой в обозначенном квадрате. К чести спортсменов большинство экипажей успешно выдержало трудности ралли. После первого круга сошло с трассы всего 14 автомобилей, а после второго — 19. Командный этап благополучно закончили 73 экипажа — больи чем на всех последних чемпионатах. Командный дух борьбы, который царил на первых кругах , определил и своеобразную тактику участников. Сначала события развивались спокойно, признанные лидеры держались в тени, заботясь главным образом о том, чтобы не получить штрафных очков и не подвести свои команды. Но где-то с середины второго этапа темп гонки резко возрос: сильнейшие экипажиуже начали подумывать о личном первенстве и главную ставку сделали на выигрыш дополнительных соревнований. Отличные секунды, показанные здесь, сразу же вывели в лидеры на «запорожцах» эстонский экипаж М. Мерило — Э. Кабраль; в объединенном классе, где стартовали «жигули» и «москвичи-408», вперед вышли их земляки М. Поссул — У. Лаанеотс, на «москвичах-412» — представители РСФСР С. Брундза — А. Брум, а на «волгах» — г онщики Латвии Г. Циммерман — А. Карамышев. Особо хочется отметить успех одного из самых молодых наших высококлассных раллистов С. Брундзы, а также Л. Судневой, занявшей третье место в классе и абсолютном зачете сЛ . Морозовым. На последний командный нруг в «майках» лидеров ушли гонщики Латвии, которых упорно преследовали спортсмены РСФСР, Литвы и Москвы. А на финише главные поздравления достались представителям Российской Федерации, которые усилиями главным образом ижевских экипажей вырвали командную победу. Забегая вперед, с кажем , что именно автомобили Ижевского автозавода стали героями чемпионата. Они показали лучшие результаты втак называемом качестве марок, определяемом числом экипаж ей , дошедших до финиша на командном этапе (85,7 процента), тогда каку «волг» и «жигулей» — 66,7, «запорожцев» — 54,5 и «москвичей» (АЗЛК) — 2 4 , 6 процента. Ижевские экипажи заняли первое место не только в заводском зачете, но ив своем классе, а такжев абсолютном зачете. Правда, в чемпионате не участвовал ряд сильнейших экипажей , готовившихся к международным ралли. Но это не умаляет успеха ижевцев. Заключительная гонка на личное первенство, в которой участвовало 46 лучших экипажей , сюрпризов не принесла. Лидерам удалось отстоять свои позиции. Оценивая итоги чемпионата, надо прежде всего отметить, что новая система целиком себя оправдала. Она, безусловно, повысила интерес к соревнованиям со стороны тех коллективов, которые не имеют пока большого опыта участия во всесоюзных первенствах, и вместе с тем своими итогами довольно точно отразила соотношение сил всех участников. Однако представляется необходимым сделать несколько частных замечаний. По-иному, видимо, следует комплектовать судейскую бригаду, включая в нее арбитров из разных союзных республик. Это исключило бы раз и навсегда разговоры о пристрастности судей, а главное, помогло бы выявить новых способных арбитров, которых пока у нас еще недостаточно. И наконец, об определении «командных» гонщиков. Сейчас тренеры и представители еще до старта должны назвать триэкипажа , на плечи которых возлагается ответственность .за судьбу команды. Получается что-то вроде раллистсного спортлото: угадал — не угадал. Не стоит ли отказаться от этой игры? Ведь объективнее и справедливее определять командные места по результатам лучших экипажей . Б. ПЕТРОВ, спецкор «За рулем» г. Таллин Результаты соревнований опубликованы в подборке «Табло чемпионатов» (стр. 29).Лейтенант милиции А. АЛЬХИМОВИЧ, кандидат в мастера спорта {г. Минск):Спорт — союзник безопасности движенияКаково мое впечатление? Соревнования очень понравились. Я занимаюсь автомобильным спортом, н олюблюимо ­ тоциклетный. Программа многоборья построена так, что она очень помогает повышению водительского мастерства и физической закалки спортсменов. М ы , работники ГАИ , м ожем только приветствовать такоемногоборье , т ем более что на старт выходят владельцы личных мотоциклов. Л о опыту знаю, что спорт — союзник безопасности движе ­ ния. Вот только, м ожет быть, стоит включить впрограмму конкурс знатоков правил движения. Э то было бы полезно и спортсменам и болельщикам.Итак, мнение, как видим, единодушное. Однодневные военизированные соревнования спортсменов на личных мотоциклах заслуживают того, чтобы их всемерно развивать, привлекать к ним все больше и больше участников. Разумеется, надо совершенствовать и программу и положение о соревнованиях. Необходимо вести серьезную работу по пропаганде мотоциклетного спорта, подготовке судейского аппарата. Все это, безусловно, под силу спортивнотехническим и автомотоклубам, комитетам ДОСААФ. На Всесоюзных соревнованиях, к сожалению, были представлены далеко не все республики. Видимо, что-то недоделали здесь и Центральный автомотоклуб и республиканские клубы. Но как бы то ни было это не умаляет их значения. Они послужили стимулом, который вызвал к жизни состязания в районах, а затем ив областях, явились серьезным испытанием мастерства их участников, хорошей практикой для судей. А. Д УН , спецкор «За рулем» г. Минск Фото В. Ширшова Результаты соревнований Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Украи нская ССР; 3. Б елорусская ССР. Личный зачет. Класс не свыше 175 с м-1: 1. В. Соловьев; 2. В. Сугера (оба — РСФСР); 3. В. Данилевичс '(Латвийская 3 ССР). Класс не свыше 350 см : 1. А. Кренделев (УССР); 2. В. Петров (РСФСР); 3. В. Ковалев (Белор усская ССР). 2. «За рулем» № 129