$&/№•?"',;щ'/г-/Испытываются автопоезда в составе автомобиля КамАЗ (прототип) и прицепа ГКБ-8350.Фото А. Влохнина——»——••——hтам—^М—ВВВ^ВДВВВЯЯБУДУЩЕЕ ЗА АВТОПОЕЗДАМИНа их стороне экономикаС развитием сети автомобильных дорог, с увеличением объема перевозок и номенклатуры грузов особенно убедительно выявился экономический эффект от применения прицепов и полуприцепов. Сфера использования автопоездов с каждым годом расширяется и охватывает ныне буквально все отрасли народного хозяйства. Роль грузового транспорта повышается из года в год. В девятой пятилетке объем перевозок и грузооборот автс1мобильного транспорта предстоит увеличить соответственно в 1,4 и 1,6 раза. Таких показателей нам будет трудно достичь простым увеличением парка подвижного состава. Основой роста производительности труда на автомобильном транспорте должно стать коренное изменение структуры автомобильного парка в сторону увеличения его средней грузоподъемности. Такое решение задачи позволит сократить растущую потребность в водителях. А это означает прежде всего более широкое применение автопоездов — грузовиков с одним-двумя прицепами или седельных тягачей с полуприцепами. Оно вызвано к жизни многими обстоятельствами. Главные из них — происходящие в нашем народном хозяйстве процессы специализации и кооперирования промышленности, индустриализация строительства и повышение товарности сельского хозяйства. В этих условиях особое значение приобретают передовые методы организации перевозок грузов, связанные с использованием прицепного состава специального назначения. Немалую роль тут будет играть дальнейшее укрупнение автохозяйств. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы предусмотрено увеличить выпуск большегрузных автомобилей и на их базе автопоездов высокой грузоподъемности, расширить производство специализированных грузовых автомобилей и автомобильных прицепов. Обеспечение народного хозяйства необходимым количеством прицепного подвижного состава поможет, как указывается в Директивах, «улучшить структуру парка грузовых автомобилей, повысить удельный вес автомобилей большой грузоподъемности и автомобильных поездов». Они дают неоспоримый выигрыш в грузоподъемности и себестоимости перевозок, а в конечном счете — в производительности труда. Возьмем простейший пример. Груз перевозится на одиночном 4-тонном автомобиле на расстояние 12 километров, себестоимость тонно-километра составляет около 6,6 коп.; если же использовать в этих условиях автопоезд грузоподъемностью 16 тонн, она будет всего 3,5 коп. Выработка соответственно 50 и 240 тысяч тонно-километров на человека в год. С увеличением расстояния растет и эта разница. В пользу автопоездов говорят и другие экономические показатели. Например, снижение металлоемкости, то есть количества металла на изготовление автотранспортного средства и запасных частей к нему, приходящегося на тонну грузоподъемности, а значит, и на единицу транспортной продукции. Так, на перевозки, осуществляемые автомобилем ЗИЛ-130, расход металла в расчете на 1000 километров пробега — 18 кг, а для автопоезда в составе ЗИЛ-130 и прицепа ГКБ-817 — всего 10 кг. К тому же прицеп проще в изготовлении, чем автомобиль, а следовательно, и здесь затраты меньше, так что капитальные вложения автохозяйств на автомобильную технику существенно сокращаются, если приобретаются автопоезда. Но главное — автопоезда позволяют высвободить рабочую силу. Это крайне важно сейчас, когда на повестке дня широкая автомобилизация, а резервы для увеличения числа водителей ограничены, поскольку бурно развиваются все отрасли нашего хозяйства. Если принять, что в среднем на одиночный автомобиль приходится 1,7 водителя, использование автопоездов при условном годовом грузообороте в миллиард тонно-километров высвобождает от 2 до 6 тысяч человек. В целом же экономия, которую приносят государству автопоезда, исчисляется десятками миллионов рублей. Широкое применение находят они в строительстве — для транспортирования длинномерных грузов и других деталей сооружений, в сельском хозяйстве, в междугородных перевозках, где «контейнеры на колесах» эффективно работают по системе тяговых плеч. Автопоезд в составе тягача ЗИЛ-130В1 и двухъярусного полуприцепа перевозит легковые автомобили, высвобождая водителей-перегонщиков и давая большой выигрыш во времени по сравнению сже ­ лезной дорогой. Спроектирован этот автопоезд наряду со многими другими видами подвижного состава в Головном конструкторском бюро по прицепам в г. Балашове. Разработкой конструкций полуприцепов занимается конструкторский отдел Одесского автосборочного завода. 5ти конструкторские организации в настоящее время создают перспективный комплекс прицепного состава для автомобилей КамАЗ.В начале ив конце пятилеткиСейчас наша промышленность выпускает более 20 моделей автомобильного прицепного состава. Однако многие из них уже не удовлетворяют полностью современным требованиям: большая материалоемкость, недостаточная вместимость кузовов, невысокие допустимые скорости и недостаточный эстетический уровень. В девятой пятилетке несколько устаревших моделей прицепов будут сняты с производства, оставшиеся подвергнутся модернизации, намечено освоить ряд новых моделей. Конструкторские организации Министерства автомобильной промышленности — ГКБ по прицепам в Балашове и конструкторские отделы Минского автозавода, Одесского автосборочного и Челябинского машзавода автомобильных прицепов создали ряд новых образцов перспективного прицепного состава. Они отличаются достаточно высоким техническим уровнем ине уступают лучшим зарубежным аналогам. У новых прицепов иполуприцепов кузова больших размеров, высокие допустимые скорости движения — д о 80—90 км/час. В процессе заводских и приемочных государственных испытаний отмечена их хорошая прочность. Вес этих прицепов и полуприцепов будет значительно ниже, чем у выпускаемых ньже, благодаря использованию специальных низколегированных сталей. Деревянные бортовые кузова уступят место ме ­ таллическим. В конструкции прицепов и полуприцепов найдут применение новые, рациональные профили проката. Для новых моделей предусмотрена комбинированная (одно-двухпроводная) тормозная система, что обеспечит возможность их работы с зарубежными тягачами. Многие одноименные узлы и детали разных моделей прицепов и полуприцепов унифицированы между собой ис аналогичными узлами и деталями автомобилей-тягачей. Высокая степень унификации и технологичность конструкции позволят организовать специализированное и, значит, более экономичное производство узлов и деталей. Выпуск автомобильных прицепов на заводах автомобильной промышленности должен возрасти к 1975 году в два раза и полуприцепов — в 2,2 раза. Этот рост будет достигнут в результате строительства новых крупных заводов, реконструкции действующих предприятий и дальнейшей специализации производства. Прицепы и полуприцепы у нас выпускаются на специализированных заводах, таких, как Ирбитский завод автоприцепов, Ворошиловградский и Одесский автосборочные заводы, и других, на ряде автомобильных заводов, в том числе Ульяновском, Минском, Кутаисском. Производство их налажено такжеWHHf За строкойДирективУвеличить выпуск больвюгр} злых автомобилей и на их базе автопоездов выгокой грузоподъемности. Расширить выпуск специализированных груаовыл автомобилей и автомобильных НрНП^ПОЛ... Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы зоподъемностью 5 тонн имеет общетранспортное назначение и рассчитан на эксплуатацию с автомобилем ЗИЛ-130. Этот прицеп одновременно со Ставропольским заводом будет изготовлять Ворошиловградский автосборочный завод. После завершения реконструкции выпуск прицепов к концу пятилетки здесь увеличится во много раз. Потребность народного хозяйства в универсальных 5-тонных прицепах к ЗИЛ130 будет полностью удовлетворена только этими двумя заводами. Двухъярусный полуприцеп ГКБ-9950 к седельному тягачу ЗИЛ-130В1 предназначен для одновременной перевозки семи автомобилей «Жигули» или пяти автомобилей «Волга». На первый ярус автомобили заезжают своим ходом, а на второй их устанавливают специальным гидроподъемником, расположенным в задней части полуприцепа. Для защиты от пыли и грязи нижний ярус с боков закрыт тентом. Ставропольский завод в текущем пятилетии начнет освоение ряда новых мо ­ делей, в том числе модернизированного полуприцепа ОдАЗ-885. Грузоподъемность его поднимается до 10 тонн благодаря замене одинарной оси двухосной тележкой. Обновляет номенклатуру и расширяет производство прицепов и полуприцепов Минский автомобильный завод. Крупнейшим в стране будет строящийся сейчас Красноярский завод автомобильных и тракторных прицепов. Его продукция рассчитана на комплектование автопоездов с новыми массовыми дизельными автомобилями КамАЗ. В числе первых моделей новый завод освоит производство двухосных бортовых прицепов ГКБ-8350 грузоподъемностью 8 тонн к автомобилю КамАЗ. Полуприцепы, тоже общего назначения, грузоподъемностью 15 (ОдАЗ-9370) и 14 (ОдАЗ-9770) тонн предназначены для седельных тягачей КамАЗ. Строительство новых заводов прицепов и полуприцепов — важный шаг на пути решения главной задачи грузового автомобильного транспорта в девятой пятилетке — повышения грузоподъемности парка и на этой основе производительности труда. М. ВЕТЛИЦЫН, начальник главного управления Министерства автомобильной промышленностиSi 11 11Прицеп ГКБ-817 — са мый массовый извыпм каемых ныне (Вороши ловградский завод). Д вухъярусный полупрн цеп ГКБ-9950. Готовите. к производствуна Став ропольском заводе. на многих автосборочных, механических и специальных предприятиях. Дальше мы останавливаемся в основном на новых заводах, начинающих в девятой пятилетке выпуск наиболее перспективных моделей. Крупный завод автоприцепов строится в Ставрополе. В 1972 году он выдаст первую продукцию. В программе этого завода 5-тонный двухосный самосвальный (с разгрузкой на две стороны) прицеп ГКБ-819 к автомобилю-самосвалу ЗИЛ-ММЗ-554В для села. ГКБ-817 — двухосный бортовой прицеп, тоже груП рицеп - самосвал ГКБ-819 (к тягачу ЗИЛ-ММЗ-554В) д ля села. Готовятся ксерийномупроизводствуна Ставропольском заводе автоприцепов.Полуприцеп ОдАЗ-885 стягачом ЗИЛ-1 ЗОВ 1.5