к аждым годом все больше людей — не машин , а прежде всего людей , — в ступаютвкон ­ т акт на дороге, и сама она из транспорт ­ ной магистрали превращается в «предприятие» со своим коллективом . Водитель — человек особый , к ак особы испецифичны обстоятельства, в ко ­ т орых он действует. Ему нужны не только отличнаяреакция , умение мгновеннооценитьобстановкуипринять единственно верное решение, но ивысокие мор альные начества, ибо управляет он «источником повышенной опасности». К онечно , автомобиль — не пистолет, но ужникаки не игрушка . Водителю долж ныбытьприсущив самой высокой степени многие нравственные качества, не столь очевидные для обладателей других профессий . Вот почему сейчас, в период бурнойавтомобилизации , нам представляется важным повести разговоро моральной атмосфере дороги — места, где уже сегодня перекрещивается множество человеческих судеб. Из всего многообразияотношений , в которыевступают члены этого громадн огои неоднородного коллектива , хочется выделить три , если можно тан сказ ать , вида: о тношения шофера с шофер ами , с попутчикамиис автоинспектор ами . Именно суммаэтихотношенийи определяет, на наш взгляд, моральный климат дороги.Сесли попадаются еще такие , что пожа ­ леют запасную деталь, к амеру , — это не шоферы . Так, к уркули , и звозчини . Они соблюдают толькописаные правила, и то не всегда. Вот он едет — не переклю ­ чая дальний свет на ближний , уверенный, что ты его не остановишь , не успеешь. Вот он ползет на грузовикеспри ­ цепом по середине дороги , не позволяя обогнать себя — уверен, что по обочине ты его не обойдешь и не остановишь , а номер можешьзаписывать — нет такого правила, чтобы уступать дорогу, попробуй, д окажи , что он ехал не там , где нужно . Вот он на «газике» с двумя ведущ ими мостами остановился на сухом месте, предлагая « З апорожцу » объезжать по луже.Моральныйшматдорогирачивая свой отдых. Того шофера я пон имаю — он был поистине спасителем во многихжизненныхситуациях . Но возьмем сегодняшний день. Множ ество автомобилей. Неплохо налаженное автобусное движение . И если все жекто то «голосует» у обочиныпопутноймаши ­ не — з начит , очень спешит . А ты идешь порожняком , и место в кабине свободно, и время тебя не гонит , и маршрутные автобусы ходят здесь редко... Но вот попутчик доехал, начинает рытьсявкошельке : «Сколько с меня7» И когда говоришь ему « н исколько » , — недоверчиво смотрит . А ведь что особенного сделал водитель (мы уж отвлечемся от того , что он за это время получает зарплату). Два раза притормозил? Я знаю шоферов, к оторые не возят поп утчиковтолько из-за того , что все счит ают себя обязанными платить. Тан и хочется сказать этим попутчикам : «Не оскорбляйте шофера». З наютаких , ного останавливает предубеждение и накой-то части работниковдорожного надзора: все, мол, вы водители одним миром мазаны — к алымщики . Да, есть среди шоферской братии любители сорвать трешку , но не они ведь дел ают погоду на дороге. Так давайте снимем подозрение с самой профессии .САМ СЕБЕ МИЛИЦИОНЕРП ожалуй , тема взаимоотношений водителей иработников ГАИ — самая щек отливая из всех затронутых . Я знаю инспекторов , чей авторитет основан на уважениикним , к их профессиональными человеческим качествам . Но нак часто еще сотрудника ГАИ просто боятся, потому что он не выдерживает соблазна щегольнуть властью. Не оттого ли танкаменныюные лица иныхинспекторов , что они опасаются за авторитет власти, по неопытностии недостатку воспитания не понимая , что должность сама по себе никогда авторитета не создаст. Не случайно , п ожалуй , м ногие считают, что пожилой « г аишник » л учше . Хоть он иможет разглядеть такие вещи, о ко ­ т орых сам водитель не подозревает, но в общении обходительнее и мудрее, да просто-напросто человечнее. Но есть идругая сторона вопроса. Вы заметили — чем дальше с глаз ГАИ, тем больше нарушений , больше аварии. В глубинке , в районе, у же не редкость вып ивший за рулем. Да и вблизи от облас тного центра порой шофер не откажет ­ ся от стопки , если есть возможность изб ежать встречи сГАИ . Боятся не аварии — боятся милиции. Еще далеко не все водители обладают необходимой профессиональной самодисциплиной. А ведь в идеале каждый сам для себя должен стать автоинс пектором . Тогда встреча с милиционером на дороге не будет пугать , тогда тыуверуешьвто , что он желает тебе добра. Интересно было наблюдать за шоферами вокруге Зуль (ГДР) — побратиме Кал уги . Там, в горахТюрингии , на серпант инах дорог очень много пересечений с линиями железнодорожной узкоколейки, и на переездах нет никакихшлагбаумов , нет дежурных . Л ишьв десятке метров от каждого стоит предупреждающий знан . И никаких аварий не бывает, хотя там илюбятвысокиескорости . На уз ­ к ихгорных дорогах со множеством зак рытых поворотов это выглядитопасным , но ездят водители аккуратно : если уж виситзнаностановки , обязательно остан овятся , даже ногда в пределах обзорности нет ни одного встречного или попут ­ н ого автомобиля. Это уже настоящая культура дороги, когда водителем руководит не боязнь нак азания за нарушение , а личное чувство ответственности... А вавтоинспектореяхочу видеть колл егу , о пытногоимудрого советчина, нас тоящегорежиссера на дороге. Ю. СОЛЯНИКОВ. редактор областной газеты «Молодой ленинец» г. КалугаВОДИТЕЛЬ И ВОДИТЕЛЬКто-нто, а ужшоферынаверняка помнят зимнюю трагедию, разыгравшуюся несколько лет назад под Козельском . Фар ымашин , п роходивших время от времени по дороге, высвечивали стоящий на обочине, н акренившийся набок грузовиксоткрытой дверцей. И никто не остановился, ни укого не вызвала тревоги привычнаяв общем-то картина . А утром водителя нашли замерзшим , и выясни ­ л исьподробности . Водитель поддомкрачивал задний мост. Д омкрат сорвался, ему сломало и придавило руну . П онимая , что это из ряда вон выходящ ийслучай , д умаю все же , что он был простоневозможенв те годы , к огда маш ин было намногоменьше . Т радиции шоф ерского братства — «Сам погибай , а товарищавыручай » — не позволили бы никому проехать равнодушно мимо очевидной аварии . В последние годы вшоферы пришло много молодых парней . Если раньше , в условиях «безмашинья» и бездорожья водитель был личностью исключительной, п очти что канлетчик , его редкая профессия создавала ореол, и он старался быть его достойным . В последние годы «производство» шоферов стало масс овым , п оточным . За руль вместе стеми , кто достоин этого , попало немало случ айных людей. Эти люди не познали законов шоферс койвзаимовыручки ни на опыте , ни на курсах — там их училитехнике , но не шоферской морали. Раньше водителем становился лишьтот , к то выдерживал испытаниедорогой , сейчас для этогосчи ­ тается достаточнымиспытаний на экза ­ менах вГАИ . Не подумайте, что я идеал изирую былое время — л ростохочется , ч тобымывсегодняшний день взяли все лучшее из вчера. ..Осенняя ночь. Д ождь . Глухой проселок спрорезанными на полметра колеями. « М осквич » застрял основательно и безн адежно . До магистралитри нилометра. Но и там движения нет — воскресенье. Чу, г ултрактора ! М чусь куда-то вниз, через овраг , через поле... Н аконец деревушка (позже узнаю — Красатынна). Огонь лишьв одном окне , и у него стои т еще тепленьнийтрактор . Т рантористтолько что снял сапоги , а на спецовку сил не хватило — т ани дремлет в ней над борщом . Выслушал, н агнулся за сап огами . И за весь путь до машины — н и слова упрека , ни напоминанияотом , к ак он выдохся за день икан ему не хочется возвращаться под дождь . Я знаю , в деревне Красатынна живет настоящий водитель. Его зовутМиша . Я его видел лишьоднажды , но с той пор ы он мой друг . Если понадобится, я ему отдам последнее что у меня есть. ...Многие выручалименя , м ногих выр учал я. Д орога делает нас друзьями . ИВ шоферском цехе, к аким является дорога, нельзя без взаимопомощии доверия. Это доверие по большому счету, не просто вера в то, что, п окая обедаю впридорожной столовой, с машины не соп рут «дворнини». Я доверяю всем шоферам жизнь — и особо остро ощущаю мер уэтого доверия, к огда на приличнойскоростисближаюсь со встречной маши ­ ной. Я верю в то, что у него не дрожатруки , не двоится в глазах с перепоя, что у него достанет реакциивмгновение вып равитьруль после удара нолес о колдоб ину , в то , что он не станет в эти мгновения закуриватьи глазеть по сторонам . И язнаю , что такойже мерой верит и мне шофер встречной машины , и потомустремлюсьбытьдостойнымэтого доверия.ВОДИТЕЛЬ И ПОПУТЧИКЧаще всего вконтактс шофером пы ­ тается вступить тот пешеход, которого точнее будет определить нак попутчика (берутся обычныеситуации , а не чрезвычайные). Воскресенье, 26 сентября , вечер. Возле моста через Угру на рюкзакахсидит десяток туристов . Они устали и позабыли о своих гитарах , но чувство юмора не утеряли . Когда показывается автобус, с туденткавджинсахи шляпе выходит на проезжую часть дороги , падает на колени и умоляюще простирает руки . Автобус резко отворачивает влево иуходит . В нем занятоменьше половины мест. Впрочем, не доезжая остановкиу перек рестка дорог, — видимо, он не рейсовый, а заказной , — автобус все же останавливается, чтобы забрать полтора дес ятка людей стугонабитымимешками . Больше нигде автобус не останавливается до самой Калуги . Все ясно : у этихко ­ ш ельки толще, чем у студентов. За таного «ноллегу» с тыдно . Стыдно перед студентами , перед самим собой. Я помню послевоенные годы , ногда маш ины исчислялись единицами . Перевезт и дрова, у голь , сено, перевезти вещи — за всем приходилось идти кланяться шоферу. И кланяться , к онечно , не спусты ­ ми руками . Ш офер все вывозил — и делал это в нерабочее время, в ночь, в люб ую погоду. Брал за это, но он и заслуж ивалоплаты , работая сверхурочно , у ко ­Публикуя статью Ю . Соляникова, редакция приглашает читателей высказать свои суждения по поводу затронутых автором проблем. Как вы оцениваете моральный климат на дорогах! Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы взаимоотношения всех участников движения соответствовали нашим общественным нормам и создавали наилучшие условия для высокопроизводительного труда шоферов, снижения аварийности]27