22
23
способностиДаже имея один и ТОТ же класс и стаж работы, водители на деле заметно различаются между собой. Говорят, сколько людей — столько мнений. Я скажу: сколько водителей — стольк о индивидуальностей, столько разных способностей точно оценивать дорожную ситуацию, быстро реагировать на нее, рассчитывать возможные варианты. Эти индивидуальные особенности человека за рулем с каждым годом приобретают все большее значение. Увеличивается плотность транспортных потоков, растут скорости, одним словом, усложняются условия движения. На нынешнем уровне автомобилизации нельзя обеспечить безопасность лишь мерами технического или административного характера. Анализ дорожно-транспортных происшествий во всем мире свидетельствует о том, что больше половины из них случается по вине водителя, из-за ошибки человека, управляющего машиной. По этому поводу часто заключают: не хватило мастерства. С точки зрения медицины, дело не только в этом. В понятии «искусство вождения» следует различать по крайней мэре две стороны — профессиональные навыки и надежность работы водителя. Первые зависят от качества обучения (а научиться водить машину может каждый человек, за весьма редким исключением) и опыта. А вот надежность определяют способности, особенности его психофизиологических свойств, с которыми связана этого рода деятельность. Недостаточность таких способностей невозможно восполнить обучением. Знать, как поступить в аварийной ситуации, и суметь сделать это в считанные мгновенья — разные вещи. Стать водителем может каждый, но «е каждый с абсолютной надежностью может управлять любой машиной, а тем более пожарной, автобусом, большегрузным автопоездом и т. п. И только специалыный отбор позволяет определить, кто на что способен. Вся деятельность водителя может быть разделена на процессы, связанные с получением информации, и работу с механизмами управления машиной. Систематическую, непрерывную информацию водитель накапливает в результате напряженного наблюдения за объектами вне машины: попутным и встречным транспортом, пешеходами, знаками и сигналами, профилем и состоянием дороги, за всем, что расположено непосредственно у дороги. Кроме того, через слуховые и вибрационные ощущения, а также наблюдая за приборами, он принимает сигналы о состоянии самой машины, ее агрегатов и узлов. Основное внимание водитель, конечно, уделяет оценке дорожной обстановки. Значительная часть работы по управлению машиной представляет не что иное, как ответные реакции на складывающуюся обстановку. Ее нелрерывные изменения требуют от водителя высокой бдительности, готовности к действию. Таким образом, устойчивое внимание и постоянная бдительность в значительной степени гарантируют безопасность движения. Между тем вниманию нельзя обучить. Это форма организации психологической деятельности человека, в основе которой лежит определенное соотношение основных нервных процессов (силы и подвижности процессов возбуждения и торможения) в коре больших полушарий головного мозга. Основными свойствами внимания являются сосредоточенность — степень углубленности в работу с отключением от всего постороннего, направленность и устойчивость. Кроме, того, внимание характеризуется такими качествами, как объем, распределение и переключение. Объем внимания — это способность охвата большего или меньшего количества объектов. Распределение внимания дает возможность наблюдать за двумя или более объектами внешней среды и одновременно выполнять разнообразные действия, требующие направленного сознания. Если же таких объектов много, а одновременно выполняемые действия недостаточно автоматизированы, то на первое место выступает переключение внимания. Обратимся к процессам восприятия. Внешнее его выражение — всматривание, то есть устойчивое зрительное наблюдение с целью точно распознать ви ­ димый объект, что имеет особенно большое значение при интенсивном движении, 'Когда времени на это очень мало. Качество восприятия также зависит не только от опыта и тренированности в различении объектов, их формы, в оценке скорости, глубины, расстояния, но и от состояния высшей нервной деятельности. Так что отмечаемую при анализе дорожно-транспортных происшествий «невнимательность» зачастую следует рассматривать как проявление сложившегося в организме под влиянием ряда факторов особого психофизиологического состояния, выразившегося в запоздалом осознании явления, замедлении двигательной реакции. Итак, управление машиной предъявляет высокие требования к работоспособности почти всех систем организма водителя: высшей нервной деятельности, вниманию, восприятию и другим высшим психическим функциям, состояниюплюс22 Посмотрите, как сосредоточен и внимателен водитель. Да. тяжело вести многотонный автопоезд десятки и сотни километров пути, не каждый шофер справится с этой работой. Тут нужны люди особого склада, способные осилить и чисто физические нагрузки, и усыпляющую монотонность дальней дороги.зрительного и двигательного анализаторов. Водитель в .любой момент может попасть v чрезвычайную ситуацию, когда ему придется почти мгновенно не только воспринять создавшуюся обстановку, но и правильно осмыслить ее, принять верное решение и выполнить его. Весь этот цикл процессов должен быть осуществлен IB течение очень малого отрезка времени. Чем больше скорость машины, на которой работает шофер, чем сложнее дорожная обстановка, в 'которой он трудится, тем меньше у него времени для реализации этого цикла. Вот почему при подборе водителей для той или иной конкретной деятельности надо учитывать не только их подготовку и соответствие общим медицинским нормам, ho и их способности. Конечно, чтобы из однородной по возрасту, образованию, состоянию здоровья группы людей отобрать обладающих всеми психофизиологическими качестваминадежного водителя, нужно прежде всего точно знать, какие требования предъявляет к человеку эта профессия вообще и характер работы в частности. От достаточно полного и правильного анализа его трудовой деятельности зависит эффективность всей системы отбора. В нашей стране еще в 20—30-е годы при отборе кандидатов на профессию шофера большое место уделялось состоянию внимания, скорости реакции, г о ­ товности к действию, скорости и точности ориентировки, то есть качествам, характеризующим особенности высшей нервной деятельности. По результатам соответствующей проверки одни получали направления только на полуторатонные грузовики, другие — на машины большой грузоподъемности, третьи — на любые автомобили, в том числе и специальные. К сожалению, в дальнейшем такой отбор на водительские профессии был прекращен.Сейчас эта работа должна быть непременно возобновлена. Тем более, что есть уже и первый опыт: недавно • Москве создана специальная лаборатория по отбору водителей для работы на автотранспорте милиции. Видимо, всерьез заняться этой проблемой следует и министерствам автотранспорта вместе с Министерством здравоохранения СССР. Специальный подбор водителей для работы в условиях, которые наиболее соответствуют их возможностям, на машинах определенных типов, наряду с другими мероприятиями позволит в значительной степени повысить безопасность движения.Ю. БОРОВЕР, старший научный сотрудник ВНИИ МВД СССР, кандидат медицинских наук25