Чтобы не перегорали лампыМногие владельцы ковровских мотоциклов жалуются на то, что часто перегорают лампы освещения, и спрашивают, как* от этого избавиться. Отвечает инженер Ковровского завода В. Смирнов. При правильно собранной схеме электрооборудования мотоцикла лампы перегорают из-за неисправности переключателя света П-200 или нарушения соединения между лампой фары и патроном вследствие окисления контактов лампы. К сожалению, переключатели П-200 не отличаются надежностью, поэтому владельцам мотоцинлов «Восход» мы рекомендуем незначительно переделать схему электрооборудования, включив в нее двухполюсный тумблер (например, ТП1-2) и дроссель ДР-100 (применяется, в частности, на «Восходе-2»), как показано на рис. 1 утолщенными линиями. Если приобрести этот дроссель (рис. 2) не удастся, можно сделать его самостоятельно. На незамкнутый сердечник сечением 0,65 — 0,7 см! из трансформаторного железа надо намотать 245 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,64 — 0,69 мм. После переделки исключается перегорание ламп по указанным выше причинам и улучшается освещение дороги фарой.ыпуск и продажа легковых автомобилейМногих читателей журнала интере сует, к акв ближайшие годы будет развиваться производство легковых автомобилей в нашей стране и прода жа их населению. В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС их выпуск за пять лет увеличится в 3,5 — 3,8 раза. Полностью войдут в строй производственные мощности Волжского автозавода, значительно реконструируются и расширяются АЗЛК. Ижевский автомобильный завод, запорожский «Коммунар». В 1975 году с конвейеров ВАЗа сойдет 660 тысяч «Жигулей», в Москве увидят свет около 200 тысяч «моомвичей», примерно столько же ив Ижевске, 140 тысяч «запорожцев» выпустит «Коммунар». Больше автомобилей будет поступать с каждым годом . торговую сеть. В 1970 в году в стране было продано населению 123 тысячи машин, в 1971-м — более 217 тысяч, а план 1972-го — 360 тысяч. В последнем году пятилетки индивидуальные владельцы получат 750 тысяч автомобилей. Половина их поступит в города, половина предназначается жителям сел. Интересны цифры, характеризующие количество индивидуальных автомобилей, находящихся в личном пользовании сегодня. В стране их более полутора миллионов. Первое место занимает РСФСР — 797 тысяч. На Украине — 309 тысяч (из них 19 тысяч в Киеве), в Казахстане — 77 тысяч, в Грузии — 55 тысяч. Москвичи владеют более чем 110 тысячами машин. В Ленинграде — 82 тысячи собственных автомобилей.Р ис . 1. Схема переделки электрооборудования мотоцикла «Восход» (измененная часть выделена утолщенными линиями): 1 — ключ зансигания; 2 — звуковой сигнал; 3 — катушка зажигания; 4 — свеча А6УС; 5 — лампа А6 32 + 32; 6 -- лампа А6-2; 7 — лампа А6-3; 8 — лампа А6-15; 9 — дроссельДР-100: 10 — переключатель П-200; 11 — тумблер ТП1-2; 12 — генератор Г-411. Р ис . 2. Дроссель ДР-100 (вверху — вид спереди, внизу — сзади): 1 — пластмассовый корпус; 2 — обмотка; 3 — сердечник; 4 — клеммы для подключения проводов. пружина. Надо при полной нагрузке машины замерить зазор между буфером сжатия и поперечиной подвески. Разность между нормальным зазором (35 мм) и 'полученным при замере числом, деленная на коэффициент 1,3, даст необходимую толщину опорной шайбы.Если «просела» подвеска Модификации и весЮ. Олейниченко .из Ростова-на-Дону интересуется тем, какова разница в весе между легковыми автомобилями с четырех- и двухдверными кузовами и насколько больше базовой модели весят машины с кузовами «универсал». Сравним между собой легковые автомобили одной и той же базовой модели, но с кузовами разных типов, считая вес пятиместного четырехдверного «седана» за отправной показатель. В результате получается, что в среднем пятиместный двухдверный «седан» легче на 20 — 25 кг. В то же время автомобиль с пятиместным пятидверным кузовом типа «универсал», или, нак его еще называют, «комби», тяжелее на 60 — 110 нг базовой модели. «На «москвичах» моделей «408» и «412» пружины передней подвески после эксплуатации машины с чрезмерной нагрузкой в тяжелых дорожных условиях «проседают», — пишет нам С. Турков из Иркутска. — Я слышал, что некоторые автолюбители ста вят взамен их укороченные пружины от «Волги». Хотелось бы узнать, насколько это приемлемо с инженерной точки зрения». Отвечают специалисты автомобильного завода имени Ленинского комсомола.Полугусеничный ЗИС-42«В вашем журнале (№ 5 за 1970 год) я встретил рисунок полугусеничного грузовика ЗИС-42 времен Великой Отечественной войны, — пишет В. Голубко из Волгоградской области. — Хочется поподробнее узнать, что это была за машина». Опытные образцы полугусеничного ЗИС-22, построенного на базе агрегатов грузовика ЗИС-5, были разработаны еще в 1936—1938 годах. Они явились предшественниками автомобилей ЗИС-42, выпуск которых начался во второй половине 1942 года. ЗИС-42 представлял собой по сущест ву ЗИС-5 с гусеничными движителями шириной 395 мм вместо задних колес. Его грузоподъемность составляла 2,25 тонны при движении по грунту и 1,75 тонны при движении по снежной целине, и весил он без нагрузки 5250 нг, то есть почти на 2 тонны больше, чем базовая модель. На гусеницы приходилось (с полной нагрузкой) 77% веса машины. Автомобиль снабжался либо 73-сильным двигателем ЗИС-5, либо его форсиоованным (85 л. с.) вариантом ЗИС-16. Соответственно скорость составляла 35 и 45 им/час, а расход топлива 60 и 55 л/100 км.Пружина для М-72Владелец мотоцикла М-72 В. Минаев из Краснодарского края просит сообщить основные данные пружины подвески заднего колеса. Пружина изготовляется из проволоки 50 ХФА (ГОСТ 14963 — 69) диаметром 8 мм. Внутренний диаметр пружины 38 + 0,5 мм; высота 142 + 2,5 мм; полное число витков 9,75 + 0,25; направление навивки — левое; длина развернутой проволоки 1440± ±35 мм. После закалки и отпуска проволока пружины должна обладать твердостью HRC=43 — 4 8 .Использование «волговсних» пружин для передней подвески «Москвича» не рекомендуется. Поскольку их длина больше нужной величины, пружины приходится в этом случае укорачивать — срезать лишние витки. В результате не всегда удается придать нижнему концу пружины конфигурацию, соответствующую посадочному гнезду в нижнем рычаге подвески. Наилучшим выходом является установка новых пружин. Следует иметь в виду, что для автомобилей «Москвич» моделей «408» и «412» в запчасти поставляются более жесткие пружины. Их можно отличить по четырем рискам, сделанным на прямом участке нижнего опорного витка. Безусловно, на правой и левой стороне должны быть пружины одинаковой жесткости, то есть с одинаковым числом рисок. В качестве временной меры можно установить на верхний торец пружины стальную опорную шайбу. Ее толщина зависит от того, насколько «просела»38