Окончание. Начало — на стр. 21.Ничто так не укрепляет гражданское самосознание, дисциплину, как труд. Ребята работают старательно, с удовольствием. Последовательное изучение автотрактарной техники в Гулькевичской школе — это творческий опыт, спорящий со старой практикой. Давно принято: сельскохозяйственную технику изучай, с девятого класса. Так и делалось. Щеколдин и его коллеги считают, что надо начинать раньше, так как к этому времени интересы подростка, как правило, уже сложились. — То, что мы помогаем школьникам в профессиональной ориентации уже с пятого класса, — говорит А. Г. Щеколдин, — продиктовано жизнью. В самом деле: сколько процентов из них поступает в институт? Не так уж много. Основная масса приходит прямо в народное хозяйство. Ребята и девушки, которые с пятого класса познакомились с техникой, уверенно чувствуют себя и за порогом школы: у них — не только аттестат зрелости, но и удостоверение тракториста-машиниста, свидетельство сельского механизатора, лаборанта, а в перспективе — права водителя автомобиля. Честно говоря, с трудом верилось, что вчерашние школьники сразу становятся в строй квалифицированных рабочих, но сомнения развеял директор Гулькевичокого сахарного завода Генрих Антонович Трембицкий: — Трактористы и машинисты, которые приходят к нам прямо со школьной скамьи, очень хорошо подготовлены, отлично работают даже в период осеннего бездорожья. Глубокие технические навыки в сочетании с десятиклассным образованием, а также чувство ответственности, воспитанное у ребят в школе, — вот что хотелось бы отметить. Средняя школа, возглавляемая А. Г. Щеколдиным, по производственному обучению является опорным пунктом Академии педагогических наук СССР. Ее опыт помогает другим. Большой интерес к проводимой здесь работе проявляет Краснодарский краевой комитет КПСС, который глубоко изучил методику подготовки школьников-водителей и трактористов. Вывод комиссии отдела науки и школ крайкома КПСС: опыт педагогического коллектива заслуживает одобрения и широкого внедрения. С первого сентября 1971 года еще сорок две школы края стали работать по методике А. Г. Щеколдина и его помощников. ...Мы едем с директорам школы по поселку. Около автотракторного полигона он останавливается: — Посмотрите, как хорошо вписался полигон в пейзаж! Да, это так. Но главное — прочно, отлично вписалось в жизнь дело, которым занята школа. Главное, что этот полигон стал для ее питомцев трассой в большую жизнь. м. ЛЬВОВ, спецкор «За рулем» Краснодарский крайIlffiflflЭлектрооборудованиеСистема электрического оборудования иприборы , примененные на «Жигулях», разработаны с учетом основных требо ­ ваний европейских нормклегковым автомобилям. Характеризуя систему в целом, необходимо отметить, что, как и на большей части современных машин, она является 12-вольтовой и выполнена по однопроводной схеме (см. цветную вкладку), в которой отрицательные клем ­ мы источников и потребителей электроэнергии соединены с массой. Среди ее особенностей, к оторые мало знакомымногим автолюбителям, — генератор переменного тока, фары с оптическими элементами типа «европейский луч», переключатель света фар, установленный на рулевой колонке, ш теккерные соединения электропроводов . Знакомство с системой электрообору ­ дования начнем с источников тока — аккумулятора и генератора. Аккумуляторная батарея 6СТ55 позволяет получить большой разрядный ток при низких температурах, чем существенно облегчается пуск двигателя зимой. Это достоинство аккумулятора основано на том, что сепараторы между его пластинами имеют меньшуютолщи ­ ну и большее число пор, чем обычно, и, таким образом , обеспечивают при разрядке значительно меньшее внутреннее сопротивление. Важное значение имеет и большая емкость батареи — 55 а-ч (нап омним : у ЗАЗ-966 и «москвичей-408» и «412» она составляет 42 а-ч, а у ГАЗ-21, ГАЗ-24 и ГАЗ-69 — 54 а-ч. — Ред.) п ри 20-часовом режиме разряда. Степень заряженности батареи следует контролировать не нагрузочной вилкой, а ареометром (плотность электролита должна при 15 градусах выше нуля составлять 1,28). Проверка уровня электролита и доливка, при необходимости, дистиллированной воды полагаются после каждых 2500 километров пробега, но не реже двух раз в месяц. Причиной повышения уровня электролита и даже его выброса через отверстия в пробках мо ­ жет стать не только неисправность батареи, но и неполадки в работе регулятора напряжения. Генератор Г221 переменного тока обеспечивает при 5000 об/мин двигателя номинальную величину тока 42 аи напряж ение 14 в. Таким образом , его мощ ­ ность превышает 500 вт (у ЗАЗ-966 и «Москвича-408» — 250 вт, у ГАЗ-24 — 350 вт, «Москвича-412» — 480 вт. — Ред.). В корпус генератора встроен кремние ­ вый полупроводниковый выпрямитель. Регулятор напряжения РР380 (рис. 1) ограничивает напряжение тока, поступаю щего от генератора для подзарядки аккумуляторной батареи. П рибор находится вмоторном отсеке на кожухе левого колеса. В состав регулятора входят катушка 6 соленоида, сердечник которого притягивает к себе якорь 2сподвижны ­ ми контактами. В зависимости от напряж ения тока якорь соединяется с контактами 5 или 4, включая генератор в цепь либо непосредственно, либо через до ­ полнительное сопротивление 1. Если контакты регулятора «слиплись» и не размыкаются, напряжение тока, п о ­ ступающего в аккумулятор, м ожетдо ­ стичь чрезмерной величины. Это приводит к выбросу электролита через отверстия в пробках батареи. Система зажигания автомобиля «Жигули» состоит из катушки зажигания, п ре ­ рывателя-распределителя и конденсатора, свечей и замка зажигания. Ее цепь низкого напряжения питается от аккуму ­ лятора или генератора. Ток высокого напряжения возбуждается в катушке зажи ­ гания в момент размыкания контактов прерывателя, включенного в цепь низк ого напряжения, и посредством распределителя подводится к свечам цилиндров в соответствии спорядком их работы (1-3-4-2). Распределитель Р-125 (рис. 2) к онструк ­ тивно объединен водномкорпусесме ­ ханизмом прерывателя и приводится вертикальным валиком, связанным с масляным насосом. П рибор Р-125 не имеет вакуум - к орректораи снабжен лишь цент робежнымрегуляторомопережения зажигания, к оторыйсростом числа обо ­ ротов двигателя обеспечивает более раннее зажигание (рис. 3). К роме того, на прерывателе предусмотрен октан-корр ектор8 (см. рис. 2), к оторый позволяет регулировать момент зажигания впре ­ делах ± 5 градусов от первоначально установленного угла. Для поддержаниямежду контактами 3 наивыгоднейшего зазора (0,4±0,03 мм ) служит регулировочное устройство в виде подвижной пластины с контактом, ф иксируемойприжимным винтом 4. Катушка зажигания Б-115 (или Б-117) не имеет добавочного сопротивления. При эксплуатации машины вдождливую погоду следует иметь в виду, что капли влаги, попавшие на крышку катушки, м о ­ гут вызвать перебои в работе двигателя, д аже остановку его. В этом случае достаточно насухо протереть крышку , чтобы устранить неполадку. Свечи зажигания А7.5БС наиболее соответствуют режиму работы двигателя «Жигулей». Ввертная часть их — длиной 19 ммс резьбой М14Х1 . 2 5 . Для обеспе ­ чения их нормальной работы зазор меж ­ ду электродами нужно поддерживать равным 0,5—0,6 мм . Свечи А6БС, к ото ­ рые устанавливались на первых партиях машин, менее надежны и сейчас завод ом не применяются. Провода высокого напряжения, идущие от распределителя к свечам, рассчитаны так, что сами обес-Окончание серии статей по устройству автомобиля «Жигули». Общее описание — 1970, № 8; компоновка — 1970, Я» 9; устройство двигателя — 1970, № 11; механизм газораспределения — 1970, № 12; система питания — 1971, N° 1; система охлаждения — 1971, № 2; система смазки — 1971, № 3; сцепление — 1971. № 4; коробка передач и карданная передача — 1971, № 5; главная передача, колеса и шины — 1971, № 6; подвеска — 1971, № 7; рулевое управление — 1971, № 8; тормоза 1971. № 9; кузов — 1971, № 11.