28
29
Выставками москвичей не удивишь. Много они их повидали, от всеобъемлющих национальных до тематических, рассчитанных на специалистов. Однако с такой веселой, одинаково интересной для граждан дошкольного возраста и почтенных отцов семейства, встретились впервые. Речь идет о прошлогодней специализированной международной выставке «Аттракцион-71», демонстрировавшей многоцветную индустрию развлечений в московских парках культуры и отдыха им. Горького и «Измайлово». Очередь у «автодрома» выстраивалась задолго до его открытия. Ожидание вознаграждалось минутами, проведенными за рулем почти настоящего автомобиля с бензиновым моторчиком. Можно было лихо провести машину по виражу, почувствовать спуск и подъем из впадины, сманеврировать, избегая столкновений и наездов, кстати абсолютно безопасных в автомобильчике с буфером из толстой резины. И все это со смехом, с шутками. Временами улыбка застывает на сосредоточенных лицах. Это в те «критические» моменты, когда нужно в доли секунды решать настоящие водительские задачи: управлять рулем и скоростью так, чтобы уйти от угрожающе нацелившегося соседа.осведомленность, необученность. Они очень смутно представляют себе правила движения, не знают, как трудно порой водителю избежать наезда, не умеют правильно оценить ситуацию на улице. В значительной степени это относится к детям, которым гораздо меньше может помочь спасительный жизненный опыт. Под колесами автомобилей гибнут тысячи детей. И цифры этой скорбной статистики не имеют тенденции к снижению. Во многих республиках и областях они угрожающе растут. Единственный выход из положения — ликвидация дорожной безграмотности, начиная со школьной скамьи, даже с детсадовского возраста. И в этом свете выставка веселых аттракционов неожиданно предстает в особом качестве. Ведь это своеобразная массовая начальная школа автомобилизма. Без строгой обязательной программы, построенная на занимательности, исподволь дающая полезное в сочетании с приятным. Игровые автоматы—это, по существу, настоящие тренажеры, позволяющие любому испытать, что чувствует водитель за рулем, и понять, что он может и чего не может в реальной дорожной обстановке. Такую же серьезную нагрузку имеют развлекательные автодромы и многое другое. По-видимому, не случайно, что аттракционы и автоматы, формирующие понятия о безопасности движения и автомобильной технике и соответствующие навыки, представлены на выставке именно странами развитого автомобилизма — США, Англией, ФРГ, Японией, Италией и другими, где воспитанию дисциплины движения среди населения придается серьезное значение. Приведем одну цифру. Владельцы личных автомобилей и мотоциклов в транспортных потоках на дорогах нашей страны пока составляют скромное меньшинство. Однако это самая опасная категория водителей. Скажем, в 1970 году они были виновниками 40 с лишним процентов всех происшествий. Чего же можно ожидать от них через несколько лет, когда число автолюбителей увеличится в несколько раз, когда интенсивность движения резко возрастет? Многие новички-любители сегодня просто не подготовлены к встрече с машиной. С горем пополам полученные «права» еще не определяют уровень их квалификации, учеба продолжается на дорогах общего пользования, а неизбежные ошибки лополняют печальный список несчастных случаев. По-видимому, первые шаги новичкам давались бы легче, если бы они в свое время «поразвлекались» на автодромах и тренажерах в парках культуры. Кто из нас в детстве не мечтал водить автомобиль? Интерес к транспортной технике проявляется у детей буквально с первых шагов и растет пропорционально темпам автомобилизации. На первых порах эта любознательность удовлетворяется автомобильными картинками, игрушечными машинами, педальными автомобилями, а дальше круг возможностей резко сужается, и мечтаА вот посетитель парка у пульте управления автомобилем. Перед глазами спидометр, указатели давления масла, температуры воды, оборотов двигателя, расхода бензина. Настоящие руль и педаль газа, нет лишь самого автомобиля и дороги. Есть только ее изображение на светящемся экране. «Машина» отлично повинуется рулю, набирает скорость по набегающей ленте дороги, а на ней множество других машин. Одни из них движутся не спеша, другие стремительно обгоняют. Тут уж не до шуток. Нужны все внимание, собранность, чтобы избежать столкновения, уйти от преследователей. Правда, «авария» не грозит больничной «ойкой; только вспышка красного света и звуковой сигнал оповестят, что поездка закончилась неблагополучно. Но кому хочется оставаться неудачником? И водитель стартует еще и еще раз, делая все меньше ошибок. А рядом снова взрывы смеха, восторженный ребячий визг, одним словом, море веселья. Обстановка, прямо скажем, не очень подходящая для философских размышлений, но тем не менее увиденное на выставке заставляет задуматься о многом... Чем больше автомобилей появляется на дорогах страны, тем больше людей страдает от дорожно-транспортных происшествий. И далеко не одни водители в ответе за это. Виновниками четвертой части всех несчастных случаев бывают сами пешеходы. Некоторые попадают в беду из-за собственной недисциплинированности, преднамеренного риска, но таких, пожалуй, меньшинство. Большая часть пострадавших поплатилась за нео приобщении к настоящей технике чаще всего остается неосуществленной. В формировании личности, приобретении необходимых познаний, особенно в детском возрасте, в наш век огромное значение приобретает наглядность, если можно так сказать, осязаемость обучения, воспитание в практических условиях, максимально приближенных к действительности, с непременным использованием широкого комплекса различных обучающих машин и механизмов. В этом процессе определенную роль может сыграть и все многообразие технических средств, объединяемых понятием аттракцион. На выставке было представлено более 50 крупных аттракционных установок и около сотни развлекательных автоматов. Свыше половины всех аттракционов так или иначе помогают приобщиться к транспортной технике, ориентироваться в законах дорожного движения. Это значит, что такая направленность выдержала проверку жизнью, оправдала себя. Вот какие мысли навеяло посещение выставки «Аттракцион-71». Серьезные, умные аттракционы, конечно, не панацея от бед на дорогах, Нужны и планомерные занятия по правилам движения в школах, и кружки юных авто- и мотоводителей при Домах пионеров. Но не будем сбрасывать со счетов и «индустрию развлечений». Конечно, она потребует немалых затрат. Но, во-первых, нельзя скупиться, если речь идет о дополнительном средстве снижения миллиардных убытков. Ведь ущерб, причиненный дорожно-транспортными происшествиями, только за один 1970 год составил в США, например, 16 миллиардов долларов, в ФРГ10 миллиардов марок, около миллиарда рублей в нашей стране. И. если веселые автодромы, этакие занимательные < > тренажеры помогут, хотя бы в небольшой степени, снизить эти гигантские цифры, значит, игра стоит свеч. Во-вторых, развлечения эти пользуются такой популярностью, что расходы не остаются замороженным капиталом и очень быстро окупаются. Поэтому пора оснастить наши городские парки, сады, дома отдыха современным оборудованием на уровне лучших мировых образцов, показанных на выставке. Следует создавать и собственные аттракционы, решив в первую очередь проблему мотоэлектромобиля, наиболее массового аттракционного транспортного средства. Пусть далеко не все посетители игровых автодромов станут водителями. Важно то, что и для пешехода машина перестанет быть загадкой. Он будет лучше представлять себе возможности водителя. Он перестанет бояться автомобиля. А пугливый, мечущийся по проезжей части пешеход не менее опасен, чем беспечный и неосторожный. В конечном итоге такой маленький автомобиль сохранит жизнь и здоровье сотням тысяч граждан нашей страны. И. МАЛАНДИН, профессор, заместитель директора ВНИИ МВД СССРАТТРАКЦИОНОМ от каруселей и <<pyccKiix гор»Л •где каусдый лишь пассажир, до автодромов, где вы уУсе водитель.О СЕРЬЕЗНОМ