VI. Разрешают ли правила движения такой обгон! да 14 нет только при скорости оо15 гоняемого менее 20 км/час 16ДЛЯПроблемы автомобилизации в ЧехословакииВ гостях уредакциижурнала «За рулем» был главный редактор чехословацкого журнала «Свет мотору» Адольф Куба. Естественно, разговор зашел о проблемах автомобилизации, о том, н асколько остро они стоят в ЧССР, о безопасности вусловиях быстро нарастающей интенсивности движен ия . Гость подробно ответил на заданн ые ему вопросы. Известно, что Чехословакия отличается весьма высоким уровнем моторизации. Расскажите, пожалуйста, какими цифрами характеризуется сегодня этот уровень, каковы дальнейшие перспективы? С 1947 года, н ачала строительства социализмав стране, общее количество моторных транспортных средств у нас увеличилось в пять раз и составило в 1970 году 2 929 120 единиц. Число легковыхигрузовых автомобилей возросло до 849 557. Сейчас на каждого пятого жителя республики приходится одно моторное транспортное средство, в ключаямотоциклы . По количеству легковыхмашинунаселения Чехослов акиязанимает теперь одно из ведущих мест в Европе. Сейчас унасвыпускается 140 тысяч автомобилей в год, а в 1980 году эта цифра достигнет 360 тысяч . В течение пятилетки импорт автомобилей составит почти 300 тысячмашин , и з котор ых 220,4 тысячи поставит наш главн ый торговый партнер — Советский Союз. Н арядус транспортом индивидуального пользования будет интенсивно развиватьсяи общественный, особенно вкрупных городах и курортных зонах. Вопросы борьбы с аварийностью, обеспечения безопасности движения изучаются специалистами всех развитых стран. Каковы результаты таких исследований в ЧССР? Во всем мире увеличение транспортн ых потоков и скоростей на дорогах ведет « 'росту аварийности . Автомобил изациязаставляетрешать все более усложняющиеся проблемы обеспечения безопасности движения . К нимс особ ымвниманием относятся партийныеи государственные органы, общественные организациинашей республики. Самом утщательномуанализу подвергаются причины дорожно-транспортных происшествий, р азрабатываютсямерык их предупреждению. Выяснилось, н апример , что в минувш ем году наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий (свыше 32 процентов) было вызванопревышением допустимой скорости. Н а втором месте — н арушение преимущественного права проезда. Несоблюдение дистанции безопасности было причиной 8,5 процента аварий , неправильн ый обгон — 7,1, езда по левой стороне — 4,2. Кто чаще всего оказывается нарушителем правил движения, виновником несчастного случая? Наиболее недисциплинированными оказались водители легковых машин,НЕТ»виновники почти одной трети всех дорожно-транспортных происшествий. По вине водителей грузовиков произошло 22 процента несчастных случаев, на совести мотоциклистов — 16, а трактористов — 3,4 процента. Особенно нас беспокоят пьяные за рулем. И хотя из-за них произошла лишь одна десятая часть аварий, последствия этих аварий были весьма трагичными. А какова роль пешеходов в общей статистике дорожно-транспортных происшествий? В каждом десятом происшествии был повинен пешеход; в основном — из-за неосмотрительности при выходе на проезжую часть (38 процентов от всех случаев по вине пешеходов), в связи с переходом в неустановленных местах (28 процентов) и переходом призапрещающем сигнале светофора (22 процента). По вине пешеходов погибло 214 взрослых и 161 ребенок, свыш е7тысяч человек было ранено. Мат ериальный ущерб при этом превысил 2,5 миллиона чехословацких крон. Каков общий материальный ущерб из-за дорожно-транспортных происшествий? Он весьма велик. Д анные статистических обобщений говорят о том, что автомобиль вслучаях дорожной недисц иплинированности становится грозн ыморужием , опасным идля водителя и для окружающих. Материальный ущерб, п ричиненный дорожно-трансп ортными происшествиями тольков 1970 году, составил 6 миллиардов крон. Это стоимость 120 тысяч новых автомобилей. Мы не сомневаемся, что принимаются все возможные меры для уменьшения потерь. Какие результаты это дает в Чехословакии? Нередко можноуслышатьвопрос : н еужеликаждаяноваямашинана дорогах увеличивает смертельную опасность для человека? К чему тогда мож ет привести автомобилизация ? Думается, что оснований для такого мрачного пессимизма нет. Тщательное изучение причин аварийности, всех уязв имых мест, б ольшая , хорошо продум аннаяпрофилактическая работа приносят обнадеживающие результаты. П оказателенв этом отношении, например, 1970 год. Пешеходы стали более осмотрительными, и по сравнению спредыдущим годом по их вине произошло меньше несчастных случаев, меньше погибло взрослых и детей. Уменьшилось количество происшествий из-за технической неисправности машин. Р азмерматериальногоущерба от аварий икатастроф по сравнению с пред ыдущим годом снизился более чем на 600 миллионовчехословацких крон. А если при общем росте автомобильного парка абсолютные цифрыаварийностиуменьшаются , то, з начит , нет оснований бояться автомобилизации . Н ужнолишь обстоятельно и всесторонне быть готовым предупреждать все связанныес ней опасности.VII. Может ли звуковой сигнал автомобиля служить сигналом об обгоне! ,ia нет только как дополнитель17 18 ный к сигналу поворота 19 VIII. Сохраняется ли приоритет главной улицы при желтом мигающем сигнале светофора! 20 нет 21АНГЛИЯ. Специалисты подсчитали, как влияет стаж работы водителя на количество несчастных случаев. Выяснилось, что человек, управляющий машиной более пяти лет, оказывается виновным только в 6.8 процента общего количества происшествий, в то время как те, кто за рулем менее полугода, виноваты почти в 20 процентах несчастных случаев на дорогах.ФРАНЦИЯ. Париж относится к тем немногим городам мира, в которых создана целая система подземных автостоянок. В настоящее время город имеет 21 подземный гараж-стоянку на 23 тысячи машин. Планами освоения городского подземного пространства предполагается построить еще 30 стоянок. Как правило. они разместятся в наиболее удобных для посетителей местах под автомагистралями, городскими скверами и площадями, практически незаметно для глаза и не нарушая окружающую природную среду.ЯПОНИЯ. По сведениям Национального полицейского агентства, за 9 месяцев 1971 года на дорогах погибло 10 000 человек. Агентство объясняет растущее число автомобильных происшествий в стране увеличением парка, который достиг 19 миллионов машин, недостаточным количеством, а зачастую полным отсутствием пешеходных дорожек и тротуаров, особенно в сельской местности, и участившимися случаями нарушения правил дорожного движения. Обращает на себя внимание тот факт, что 35 процентов всех убитых на дорогах приходится на пешеходов. Особенно резко кривая несчастных случаев поднимается в летний период, когда жители Японии отправляются в отпуск. Общее же число японцев, погибших нн дорогах страны за период с 1946 года по настоящее время, превысило 240 тысяч.25