В основном с опубликованной вжур ­ нале статьей ясогласен . Но противпред ­ л оженияпоодеждемотоциклиста . Так можно посоветовать и ставить фару на Шлеммотоциклиста да ещескраснымсветом . А курток из кожзаменителявпродаже нет вовсе. Кстати, о качестве шлемов . В них чувствуешь себя, к акв бане с намыленной головой. Нужен шлемпрочныйилегкий , не снижающий слышимость и красивый. Ворошиловград А. К РИВОШЛЫКОВ Я, н апример , пять лет катаюсь на мо ­ т оциклеи за 500 метроввижу , как кош ­ ка перебегаетдорогу . П очемужеводи ­ тель автомобиля не видит мотоциклис ­ та? Т огданечегои за руль садиться . Теп ерьобучебе . Я целыйгод сдавал на права, и, п о - м оему , м отоциклэтого не заслуживает , не экзамен , а однанерво ­ трепка. Как будто мне нужно быть спортсменоми водить машину по любым дорогам ив любую погоду! г. Коломна Без подписи Я шофер-профессионал, а в свободн оевремязанимаюсьмотоспортом . Так что мнеприходилось рассматривать си ­ т уациюкаксодной , так исдругойсто ­ р оны . А втор статьи вжурнале очень пра ­ вильно подметил некоторые причины аварий по вине мотоциклистов . З аслужи ­ вает вниманияизамечаниепоокраскекуртоки защитных шлемов. Полностью согласен с автором, что вподготовкумотоциклистовнадо внести определен ­ ные изменения . Не секрет , что водитель , т олькополучившийправа , старается из ­ бегать езды по улицамсбольшимдви ­ ж ением . В этом проявляется неуверенность водителя, неумение ориентироваться вуличнойобстановке . Тут кромекнижныхзнанийнужен хоть небольшойопыт , к оторый на «пятачке» не получишь. Я бы предложил принимать экзамен только у прошедших обучение в организациях ДОСААФ . Хочу дополнить статью следующим замечанием . Надо, ч тобывсемотоцик ­ лы былинаконецоборудованыуказате ­ л ямиповорота . О чень часто припере ­ с троении , о бгоне сигналы, д аваемыеру ­ к ой , б ываютнепродолжительнымии неопределенными и остаются незамеченными, особенно в темноте. Световой жесигнал виден слюбогорасстоянияипри любой погоде. г. Рига В. БЕКЕРИС Яеще очень молодой мотоциклист, студент, за рулемс 1969 годаидолжен сказать, что из статьи почерпнул для себя многополезного . О на не только прибавила мне знаний, но и заставила сделать соответствующиевыводы . г. Горький А. О ЛЕЙНИК От редакции . Это послесловие хотелось бы начать с нескольких цифр. Д орожные происшествия с участием мо ­ тоциклистов составляют порой почти четвертую часть всех зарегистрированных в той или иной области, крае, республике, хотя число мотоциклов в транспортных потоках не превышает 10 процентов, а эксплуатируют их всреднем шесть месяцев в году. При этом последствия этих происшествий во много раз тяжелее, ч ем на автомобильном транспорте. По данным советских исследователей, из 100 пострадавших мотоциклистов 53 получают очень серьезные ранения, а каждый пятый погибает. П о мнению английских специалистов, у мотоциклиста риск погибнуть в авариив 12 раз больше, чем у водителя автомобиля. Наконец, большую часть аварий совершают мотоциклисты, которым едва перевалило за 20 лет или немногим больше этого. Вдумайтесь в цифры. Вы видите, самые «опасные водители» — это двадцатилетние люди. В самом деле, в этом возрасте неосторожность и небрежность в оценке дорожной обстановки проявляются особенно часто. Молодые люди более других склонны переоценивать свои силы и возможности и недооценивать опасность. Они реагируют на сигнал иной раз быстрее и точнее, но в то же время недостаток опыта приводит их к частым ошибкамвнеожидан ­ ных ситуациях, более частым, чем у пожилых водителей. Поэтому проблема формирования личности водителя, повышения его сознательности и ответственности приобретает первостепенное значение. В воспитании же личности огр омно влияние коллектива, и эти коллективы — клубы, секции, общества — надо создавать повсеместно. Тогда (отвечаем автору письма из Коломны) и экзамен не будет «превращаться в нервотрепку», и водителю легче будет понять, какие требования к нему предъявляются, какие обязанности на него ложатся. Видимо, не все читатели уловили (или сделали вид, что не уловили) конкретный смысл статьи. Получается, что «спасение мотоциклистов — дело рук самих мотоциклистов», — иронизируют некоторые. Ирония, на наш взгляд, здесь неуместна. На дороге погибает человек. Когда знаешь, что спасения не было, то, как говорят, ничего не попишешь. Но если видишь и чувствуешь, что можно было избежать трагедии, становится не только больно, н ои досадно, обидно за человека, который попросту не проявил достаточной осмотрительности и благоразумия и погиб, извините нас, глупо. Вот о таких случаях и шла речь в статье «Если взглянуть со стороны». Больше половины всех травм у мотоциклистов — это ранение головы, ранение часто смертельное. Стало быть, ш лем мотоциклисту жизненно необходим. Н о правильно пишут наши читатели о том, что нынешние шлемы далеки от совершенства, они снижают слышимость, ухудшают ориентацию водителя, его реакцию. Промышленности надо потрудиться, чтобы создать шлем легкий и прочный, звукопроницаемый и, как пишут читатели, безразмерный. Многие поднимают в своих письмах, и справедливо, вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования самих мотоциклов. Более удобные руль и седло, лучшая амортизация, увеличение силы света фар — вот далеко не полный перечень претензий мотолюбителей к промышленности. Устранение этих слабых мест в конструкции, конечно, самым непосредственным образом скажется на безопасности движения. Состоявшийся обмен мнениями нам представляется чрезвычайно важным и совершенно необходимым. Ведь тщательный анализ причин происшествий уже , считайте, полдела. Если же выступление журнала побудило вас еще раз критически взглянуть на свой стиль вождения, мысленно перебрать арсенал приемов, отказаться от явно сомнительных и рискованных, то дело безопасности движения приобрело в вашем лице не просто сторонника, а еще одного активного защитника и пропагандиста.НА КАПОТЕУгоны автомобилей на Западе превратились в настоящую индустрию воровства. Вот одно из газетных сообщений. 9 тысяч автомобилей было похищено за год в городской черте Лондона, причем добрую половину полиция так и не смогла разыскать. В Скотланд-Ярде образовано специальное отделение, сотрудники которого занимаются поисками украденных автомобилей и преступников, разрабатывают новые методы раскрытия изощренных способов хищений. Париж — просто золотое дно для похитителей автомобилей. Здесь грабители нередко предлагают потерпевшему за большой выкуп вернуть машину. За шесть месяцев 1970 года парижской уголовной полицией было зарегистрировано 490 таких случаев. В шайках гангстеров, которые промышляют угоном автомобилей в США, прямо или косвенно принимают участие десятки тысяч водителей, охранников, ремонтников, торговцев. Только в Нью-Йорке ежедневно угоняют свыше 200 машин, в Лос-Анджелесе—100, в Чикаго—85. В 1970 году, по официальным данным, в стране был похищен миллион автомобилей. Банда гангстеров в Чикаго, например, арендовала старое здание театра, превратила его в гараж и организовала «серийную» обработку краденых машин. При очередном налете полиции в этом здании было обнаружено 45 машин, приготовленных для разборки, замены частей и деталей. Каждый автомобильный концерн в США имеет сейчас специального директора и отдел по борьбе с похитителями, который тщательно изучает методы автомобильных гангстеров. На основании собранной информации разрабатываются сложнейшие усовершенствования, хитроумные приспособления, которые, вроде бы, должны поставить в тупик самый изощренный гангстерский ум. Однако специалисты признают, что бессильны достичь поставленную цель. А один из чикагских полицейских выразился так: «Единственное средство воспрепятствовать краже автомобилей — это вооружиться винтовкой, сесть на капот мотора и не отлучаться ни на минуту!» Вот уж действительно, все способы хороши и ни один не подходит. Н. НИКОЛАЕВ27