.8млрх^«^уМЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬС праздником Вас, Екатерина Сергеевна!Об отважном шофере Екатерине Сергеевне Цаповой я услышал первый раз во время сражения с гитлеровцами на Курской дуге. В то лето 1943 года она водила машину командира 71-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Прокофьевича Сивакова. Время было горячее. 21-я, позже 6-я гвардейская армия, которой мне довелось командовать, вела боевые действия на южном фасе Курского выступа: первоначально занимала оборону в полосе шириной около 50 километров на главном направлении Воронежского фронта, затем включилась в решительное наступление. Командиры соединений, в том числе И. П. Сиваков, конечно, часто вызывались в штаб армии. Помнится, в один из дней, когда мы находились в обороне, Иван Прокофьевич рассказывал мне о своем, как он говорил, «отчаянном шофере». Разумеется, всех подробностей из того разговора я не упомнил, но позже, в более спокойной обстановке многое узнал о Катюше Цаповой. Водительские права она получила еще в 1935 году. За шесть предвоенных лет, работая за рулем машины в Одесском морском порту, приобрела и авторитет и почет. С увлечением занималась спортом, участвовала в соревнованиях, завоевывала кубки. В армию Цапова пошла добровольцем. Уже на шестнадцатый день войныЕ. С. Цапова. фото 1943 года. она с полком связи на фронте. На своем ГАЗ-АА возила солдат, боеприпасы, делала все, что прикажут. В сорок первом прошла Екатерина Сергеевна тяжелый путь отступления с молдавской земли до Моздока, участвовала в Сталинградской битве как шофер, как механик-водитель легкого танка. Потом, во время боев на Курской дуге ей удалось вывести с поля боя тридцатьчетверку, водитель которой погиб. Цапова подползла к танку, забралась внутрь и под огнем противника, маневрируя, привела танк к своим. В эпизоде с мотоциклом, рассказанном Екатериной Сергеевной, я вижу, в первую очередь, ее исключительную находчивость и мужество. Не секрет, что в бою могли возникать различные ситуации, и не растеряться, выйти из них победителем было делом непростым. Цапова проявила здесь ценные качества бойца. Всей своей предыдущей жизнью, водительским опытом доказала, сколь важно на фронте уметь управлять автомобилем и мотоциклом, а когда потребуется, то сесть за рычаги танка. Многому она научилась до войны на курсах Осоавиахима, многое освоила на фронте. Ее боевая биография очень ярко подкрепляет призыв партии, завет В. И. Ленина — настойчиво овладевать военными знаниями, быть всегда готовыми к защите Родины. Екатерина Сергеевна, наверное по скромности, не рассказала о другом, редком в условиях боевой обстановки, случае. Дело было весной. Увидела она, как группа женщин одной из освобожденных деревень впряглась в плуг, чтобы вспахать клочок земли. Защемило сердце шофера. Ночью, подцепив к «виллису» плуг, Цапова перепахала весь участок. Большой путь прошла Екатерина Сергеевна по военным дорогам. Трижды попадала в госпиталь. Отважный военный шофер, она награждена боевыми орденами Отечественной войны второй степени, Красной Звезды и многими медалями. После войны за самоотверженный труд удостоена ордена «Знак Почета». Уйдя на заслуженный отдых, Е. С. Цапова продолжает активно вести общественную работу. Она председатель комитета первичной организации ДОСААФ в ЖЭК № 3 Дзержинского района Москвы. По ее инициативе здесь создан стрелковый тир, проводятся вечера встреч с ветеранами войны и труда, завязалась переписка с молодыми воинами, до призыва в армию работавшими в ЖЭК. И мне хочется сказать: да, не стареют душой ветераны. Радостно узнавать, что твои фронтовые товарищи продолжают благородное дело — воспитание молодежи на боевых традициях. Пользуясь случаем, хочу через журнал поздравить с 8-м марта Екатерину Сергеевну, всех вас, дорогие женщины, читательницы «За рулем». И. ЧИСТЯКОВ, Герой Советского Союза, генерал-полковник, бывший командующий 6-й гвардейской армиейстроителей, целые микрорайоны в степи. В любое время на улицах тысячи людей. Сверкают витринами большие магазины, вывески приглашают в кинотеатры, на концерты. Большая жизнь началась! И хотя все еще ис жильем туговато, и в резиновых сапогах ходить приходится, но вот уже новый город становится реальностью. Недавно секретарь Татарского обкома партии рассказывал, что Набережные Челны станут одним из самых красивых и удобных городов Татарии и всей страны. Строители каждый день выполняют работ в среднем на миллион рублей. Подготавливают площадки, возводят производственные корпуса, жилье, инженерные сооружения... Гигантское хозяйство — КамАЗ. Водитель улыбается. Когда-нибудь автозаводцы с уважением скажут: ветеран КамАЗа, испытатель Варис Гарифуллин... Февраль 1970 года был особенно суровым. Ветры выли днем и ночью. Бетонный пол в цехе стальных конструкций для ГЭС промерз насквозь. Варис опал на нем, подстелив пальто, и не чувствовал холода, умаявшись за день. Уже трое суток он в Набережных Челнах, и все еще не у дел. Приехал на КамАЗ, а завода-то еще нет. И гаража у только что созданной дирекции КамАЗа тоже еще не было. Написал жене: устраиваюсь, все в порядке. И подался на работу в автобусный парк. Жил в частной избе, на шести метрах летней кухни. Римма прислала ответ: «Забери нас к себе». Подумал и летом перевез из Приютова жену и двухлетнего сына.В Челны хлынула новая автомобильная и строительная техника, варис, наконец, дождался своего часа. Ему нужно было сразу ближе к машинам. Узнал, что дирекция КамАЗа получает грузовики, и осенью сел в новенький ЗИЛ. Одновременно переехал в центр старых, деревянных Челнов. Весной отстроили первый заводской детсад «Солнышко», и Римма даже в институт смогла поступить. На заочное отделение Казанского инженерно-строительного. Филиал его открыли тут же, в Челнах. Много произошло в городе за полтора года. Сколько новоселов перевез Варис за это время. Дорога давно сошла с асфальта и нырнула в лес. Теперь машину то и дело подстерегали колдобины, под колесами6