•АВТОМОБИЛИ ДЛЯ СПОРТА•!. ' : ' . . • -С нынешнего года ФАС СССР вводит новую кпас. сификацию автомобилей, участвующих в спортивных соревнованиях, и новые технические требования к нимрийного автомобильного двигателя, выпущенного в количестве не менее 500 экземпляров. Система питания может быть любой, но без нагнетателя. Коробку передач, главную передачу и дифференциал допускается использовать только от какого-либо серийного автомобиля. Выбор передаточных чисел в коробке и главной передаче не ограничен, но количество передач в коробке не должно превышать пяти. Необходимо также, чтобы колесная база была не менее 2000 мм, а ширина колеи не менее 1200 мм. Минимальный собственный вес — 440 кг. У машин формулы 3в двигателе не более четырех цилиндров, а его основные детали — от серийной модели, выпущенной не менее чем в 5000 экземплярах за 12 последовательных месяцев. Такой же выпуск обязателен для коробки и дифференциала, используемых на гоночном автомобиле (они должны быть изготовлены только в социалистических странах). В отношении выбора передаточных чисел ограничений нет. Основные размеры и собственный вес должны находиться в тех же пределах, что иу автомобилей формулы 2. Введение формулы 3 позволит широко использовать для создания гоночных автомобилей агрегаты ВАЗ-2101. Автомобили формулы 4, создаваемые на базе мотоциклетных агрегатов, должны иметь двигатель отечественного производства, выпущенный в количестве не менее 10 000 экземпляров. В его конструкцию изменения вносить можно, но такие детали, как картер, цилиндры и головки цилиндров, необходимо использовать от базового двигателя. Карбюраторы, электрооборудование и контрольные приборы могут быть зарубежного производства. Применение стартера и задней передачи не обязательно. Л егковые автомобили, участвующие в спортивных соревнованиях , д елятся на три группы . К группам1и2 относ ятся серийные машины , в ыпущенные заводом в количестве не менее 5000 экземпляров за 12 последовательных месяцев. М одернизация , в несенная заводом в процессе производства и расп ространенная на меньшее число автомобилей, не являетсяпрепятствием , н о при условии, если эта модернизациясохраняетсяв производстве кмоменту соревнования. Те жетребования предъя вляютсяив группе 4, с тойлишьразницей , что здесь переделки констр укции могут выходить за пределы изменений , д опускаемыхдля автомоб илейгрупп1и 2. Сюда жеотносятся автомобили свыпускомне менее 500 экземпляровза 12 последовательных месяцев. Серийные машинысменьшим количеством выпуска , а также спорт ивные автомобили-прототипы допускаются к соревнованиям толькос разреш енияФАС СССР. Автомобили групп 1и2в зависимости от рабочего объема двигателя подр азделяются на классы : до 1300 см3 , от 1300 до 1600 см3 , от 1600 до 2500 см 5 . Д ля автомобилей группы4 установлен предельныйлитраж — 2500 см3. Из общих мер безопасности должны быть предусмотрены привязныеремнии огнетушители, а у автомобилей групп 2и4 — еще итрубчатыекаркасы жесткости, а также сиденье, и сключаю ­ щее смещениегонщикав сторону. Автомобили группы1 должны отвечать техническим условиям заводовизготовителей, и в них могут быть внесены лишь весьма ограниченные конструктивные изменения. Наиболее существенными из разрешенных являются: замена приборов электрооборудования (генератора, аккумуляторной батареи, прерывателя-распределителя, катушки зажигания, свечей и др.): применение главной передачи с измененным передаточным числом, если такое изменение предусмотрено для модификации данноймодели; использование автомобильных шин любого размера с сохранением обода колеса и его крепления, предусмотренного заводом-изготовителем; установка амортизаторов любого типа при условии сохранения их числа и места крепления; допускается также ряд более мелких изменений. В группе2 разрешается значительно большее число конструктивных переделок. При подготовке к соревнованиям можно повышать степень сжатия, заменять карбюратор, изменяя соответствующим образом впускной трубопровод, применять любую систему зажигания (кроме магнето), усиливать сцепление, изменять передаточные числа в коробке передач, устанавливать дополнительные рессоры и переделывать существующие, использовать раздельный привод тормозов передних и задних колес, применять антиблокировочные устройства. распределители тормозного усилия и сервомеханизмы серийного производства, а также вводить ряд других конструктивных изменений, указанных в технических требованиях. Наиболее существенные переделки разрешаются вгруппе 4. Тем самым для автозаводов открывается широкая возможность проверять усовершенствования серийных автомобилей в соревнованиях. Здесь допускаются использование любого числа карбюраторов или впрыска топлива во впускной трубопровод до клапанов; расточка или гильзовка цилиндров двигателя в пределах литража, предусмотренного данным классом; изменение коленчатого вала, при условии сохранения материала, размеров шеек и типа подшипников; применение смазки с сухим картером; переделка всех агрегатов трансмиссии; установка дополнительных элементов усиления шасси и кузова, закрепленных любыми способами, но без вырезки существующих деталей. Этот список можно значительно продолжить. Грузовые автомобили, участвующие в кроссах идругихсоревнованиях , дел ятся на пятьклассов : I — грузоподъемностью до 1,5 т (в том числе автомобили повышенной проходимости ГАЗ-69, УАЗ-452, ЗАЗ-969 иих модиф икации ) ; I I — от 1,5 до 2,5 т ; I II — от 2,5 до 4,0 т ; IV —• от 4,0 до 5,5 т. Все автомобиляповышенной проходимости грузоподъемностью от 1,5 до 5,5 твходятвVкласс . Технические требования к грузовым автомобилям серьезных изменений не претерпели. Представители «малой» спортивной автомобильной техники — к арты раздел ены на пять илассода: А — с ддаигаггелем рабочим объемом до 100 см3 ; В — до 125 см3 (да обоих случаях без коробк и передач). Р абочийобъемдвигателей картов классаС ограничен также 125 см 3 , а класса К • 175 см3 , но для — н их предусмотрена коробка передач. С амыймладшийкласс — Ю (юношеский) — в ключаеткартысдвигателем до 50 см3 . Технические требования к картам в основном остались прежними . Уделено большее вниманиезащитным устройствам. Т ак , предусмотрено применениепротивоударных устройств, располагаем ых сбоку на уровне ступиц колес, а также передних изаднихотбойников на высоте не более 175 мм от поверхности дороги. Д ляограничения скорости и повыш ения безопасности вюношеских сор евнованиях на участвующихвнихкартахдолжны быть карбюраторысдиффузоромдиаметром не более 22 мм . Н оваяклассификация автомобилей итехническиетребованиякним входят в силу с1мая 1972 года. А. С АБИНИН , председатель техническойкомиссииФАС СССРНеобходимость в новой классифика ­ ции возникла в связи с дальнейшим развитием отечественного автомобилестроения, а также вследствие серьезн ыхизмененийвтехнических требованиях к автомобилям, участвующим вмеждународныхсоревнованиях . Решения, принятые ФАС, учитывают эти особенности. Гоночные автомобили, к акипрежде , к лассифицируютсяпоформуламв зависимости от рабочего объема двигате- 1 ля . Ф ормула1 — это автомобилисдвигателемдо3000 см 3 , ф ормула2 — 3 до 1600 см , ф ормула3 — до 1300 см3 , ф ормула4 — д о350см3 . К о всем гоночным автомобилям предъявляются общиетребованиявотношении безопасности конструкции . Они должны иметь: раздельный привод тормозов передних изаднихколес ; д угу безопасности, в ходящуюв конструкцию рамыи изготовленную из трубы диаметром не менее 35 ммстолщиной стенки 2мм ; с истемуогнетушения емкостью не менее 4л , к оторая может бытьвключенаис места водителя , и снаружиавтомобиля , а также другое оборудование ( п ривязныеремни , сиденье, и сключающееперемещение вод ителяв сторону, в ключательмассыв системе электрооборудованияи т. п.). Каждая формула предъявляет и свои специальные требования. Так, ф ормулаг ограничивает число цилиндров двигателя шестью, а блок и головка цилиндров должны быть использованы от се18