ДОРОГИ ФРОНТОВЫЕ|Наша дивизия, участвовавшая • разгроме гитлеровских войск под Сталинградом, вскоре вела .наступательные бои на южном направлении. Ни одной царапины под Сталинградом я не получила, а вот под Ростовом-наД ону настиг меня осколок — ранение уложило в госпиталь. После выздоровления лопала в другую дивизию. Командир дивизии Иван Прокофьевич Сиваков принял меня просто, усадил за стол рядоми сказал: — Знаю, гвардии старший сержант, что вы недавно из госпиталя, знаю, где воевали. Расскажите лучше, что умеете делать, какие машины знаете. Я доложила как положено, посмотрел он мои права и, видимо, остался доволен. Потом неожиданно спросил: — Пойдете ко мне шофером? Первое время, конечно, комдив при ­ сматривался: каков я водитель, на что, мол, способна. Ну а мне-то было ведь не привыкать, изъездила фронтовых дорог на грузовике — счету нет, не раз только лопата да кожаная тужурка — под колесо и выручали. Иван Прокофьевич Сиваков был строгий, требовательный командир. Справедливый и заботливый. ...Ранним утром 5 .июля по всему фронту тишину разорвали мощные артиллерийские залпы. Началось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны — К урская битва. О д ­ нажды, воспользовавшись 'небольшой паузой между боями, комдив приказал мне срочно отвезти офицера связи в штаб корпуса. — Бери, Катерина к мотоцикл — и ни минуты задержки ! Мы софицеромбегом кинулись к укрытию, где стоял мотоцикл. О фицер сел в коляску, я заглянула в бак: горючего достаточно. Помчались. М еня могут спросить: почему надо было ехать на мотоцикле, а не на автомобиле? Д елов том, что на машине комдива стояла рация, которая постоянно должна быть при нем. Ну а мотоцикл омя научилась владеть еще до войныВ юности любила технику, участвовала в соревнованиях, занималась парашютным спортом, мечтала стать пилотом, да не получилось. Разумеется, в тот ответственный момент ни о каких воспоминаниях не могло быть и речи. Был приказ, который я выполняла. Все бы ничего, но вдруг в пути нас накрыл короткий ливень. Вымокли насквозь — полбеды. Скорость потеряли — хуже. Кое-как выбрались на шоссе, и снова вперед, наверстываем упущенное. Странным показалось, что войск наших не встречалось, только раздумывать, тревожиться не было време ни — начался крутой -подъем, а там, на бугре деревня какая-то. Разогнала мотоцикл, влетаю на взгорье, и... сердце мое обмерло. Фашисты! Пятеро или шестеро было их — не считала. Запомнила лишь, что все в длинных плащах, фуражки высокие. Сколько раз позже пыталась мысленно повторить свои действия в тот момент и не могла. Как-то все само собой получилось. Чуть ли не под носом у них круто развернула мотоцикл, так что коляска оторвалась от земли, дала полный газ и рванула назад, под гору. Гитлеровские офицеры, очевидно, опешили куда сильнее, чем я, и стали палить из пистолетов, когда мы уже далеко умчались. Откуда появились на нашем пути гитлеровцы? Возможно, просочились отдельные группы на фланг. Могло случиться и так: какая-то часть противника передвигалась, и мы, вероятно, выакочили на нее. На войне всякое бывало. В штаб корпуса мы все же прибыли в орок. П риказ был выполнен. Во всей этой истории для себя считаю главным одно: благодаря вот такой мгновенной реакции я спасла жизнь офицеру и секретные документы, которые были при нем. Конечно, сама тоже спаслась. М ного мне пришлось поездить по фронтовым дорогамив 1943 ив 1944 годах. Дивизия с боями шла на запад. Участвовала в освобождении Белоруссии, Литвы, Польши. В победоносном продвижении наступавших советских войск была большая заслуга военных шоферов, к славной семье которых мне выпала честь принадлежать. Е. Ц АПОВА , бывший военный шоферПоздравим с Международным женским днем тружениц автотранспорта и автомобилестроения. Таня Каракчеева относится н отряду рабочих, снабжающих автопромышленность комплектующими изделиями. Она трудится на челябинском завода «Электробытприбор» в техническом отдал*. Горячо любит свою профессию, отлично ею владеет, активно участвует в общественной жизни . Сейчас она демонстрирует подогреватель ПЖБ-6 для легковых автомобилей. В этом году завод должен начать серийный выпуск таких подогревателей. Фото Б. Клипиницера (ТАСС)хлюпала глубокая студеная грязь. Варис включил первую передачу и пробирался междуберези сосен медленно, остор ожно , потому что был ужезнакомс коварством этой колеи. О н запасся хорош им острым топором, но надеялся, что обойдется без его помощи. Однако машину резко качнуло, глубоко осело переднее колесо, затем заднее, и Варис понял, что зря надеялся. С минуту он еще буксовал, пытаясь спасти положение, а потом взял топор и вылез из кабины. «А пожалуй, м оего первого класса для испытателя мало», — подумал Варис. Он притащил жерди , подложил под колеса, утопшие в грязи. Завел двигатель. М ашину качнуло туда-сюда. Еще раз пришлось вылезать. Наконец вырвался и двинулся опять по просеке вниз, кберегу Камы. П режние мысли вернулись к нему. «Наверно, техникум кончать при дется. Если только Римма поможет... Еще три года, целых три года, всего три года...» Я познакомился с Варисом вечером, когда на автобазе КамАЗа было уже безлюдно. Те, кто выехал за оборудованием на железную дорогу, е ще не вернулись, а дневная смена разошлась. Рядами выстроились бело-голубые ЗИЛы, незаменимые на стройке ГАЗ-69, автокраны, легковушки... Только что кончилось партсобрание, и в небольшой комнатке механика все еще продолжались разговоры о том, как производительнее использовать технику. Высокий парень, молча слушавший, вдруг заметил:— М ы везде бываем, видим, где простои, где неурядицы. Н е надо только глаза на них закрывать. Секретарь парторганизации тихо сказал мне : «Это Гарифуллин, (большой энтузиаст КамАЗа . Правильный парень. Жаль только, пройдет срок, кончится стройка, и придется с ним расстаться. Рвется в испытатели». Я с уважением посмотрел на будуще ­ го испытателя и подумал о той притягательной силе, какой обладает КамАЗ . О н влечет к себе тысячи таких энтузиастов. Они собрались сюда из семидесяти областей и станут со временем его жи ­ вой историей — строители, монтажники, водители. Е. ГОЛУБЬ Татарсная АССР, г. Набережные Челны7