X X ВЕК ТОЛЬКО НАЧИНАЛСЯ...Восемьдесят один год назад на улицах Одессы появился автомобиль с мотором мощностью около 2 л. с. Это первая страница истории, а точнее, предыстории нашего автотранспорта. Сегодня автомобиль занимает прочное место в нашей жизни. Только индивидуальных машин в стране более миллиона. Наверное, многим было бы интересно почувствовать себя на месте своих водителей-коллег, восседавших лет шестьдесят—-семьдесят назад за рулями «безлошадных экипажей». Давайте вместе совершим экскурсию в автомобильную старину. Нас поведут киевлянин Д. В. МАЛАКОВ, приславший в редакцию журнала уникальные фотографии с описаниями машин, и знаток автомобильной истории В. Н. БЕЛЯЕВ. жиры входили сзади, назывались «тонной. Они были в моде в конце прошлого — начале нашего столетия. На этом автомобиле («Форд-Ц» 1904 года) стоял двухцилиндровый горизонтальный двигатель мощностью 10 л. с , который размещался под сиденьями. И заводился он приставной рукояткой сбоку. Силовая передача — цепная. Колеса на «Форде», как и на многих других автомобилях тех лет, снабжались деревянными спицами. Для них годилось лишь твердое, нехрупкое дерево, например альпийская акация. В сухую погоду, чтобы колеса не рассыхались, рекомендовалось смачивать спицы. Со второй фотографии на нас смотрит машина с внушительным раструбом сигнального рожка, беззащитной поперечной рулевой тягой, невольно играющей роль бампера, и изящным, по тем, временам, радиатором. Если теперь «лицо» автомобиля выражает конфигурация облицовки радиатора, то в те годы оно определялось формой его самого. И конструкторы в угоду художникам и вкусам публики делали самое необычное. Чтобы придать радиатору изящный вид, приходилось применять сердцевину с горизонтальными трубками. Иначе не получалось. По бокам радиатора — видите — фары со специальными линзами. Свет таких ацетиленовых фонарей был белым иАвтомобиль шестьдесят лет назад. Стоит ли говорить, какая это была редкость. Его появление на дорогах вызывало всеобщее любопытство, удившение, а порой и суеверный страх. Каждая поездка на «моторе» в те далекие времена была делом волнующим и полным неожиданностей и опасностей. Никаких бензоколонок или станций технического обслуживания, дороги далеко не то, что сейчас называется этим словом, да и надежность машины, конечно, оставляла желать лучшего. Чаще всего подводили шины (первое фото), особенно задние, более нагруженные. Они монтировались на ободах несъемных колес. Поэтому замена поврежденной шины являлась операцией довольно трудоемкой и утомительной. Но это еще полбеды. Главное, шины пользовались репутацией самой ненадежной части автомобиля. Достаточно сказать, что до полного износа их пробег не превышал 5 тысяч километров. Постоянные заботы приносили автолюбителю 1900-х годов не одни только покрышки. Немало встречалось машин с колесами на обыкновенных — сегодня мы скорее назовем их «тележными» — втулках. Их смазывали через каждые 200—300 километров. Однако на новых моделях в это время стали появляться колеса на шариковых или роликовых подшипниках, которые требовали смазки уже только через 1500—2000 километров, что считалось достижением. Да что там втулки! Такой по тем временам нетребовательный к уходу автомобиль, как «Форд-Т» (2884 см 3 , 22 л. с , 750 кг, 60 км/час), расходовал на 100 ки ­ лометров почти литр масла, и заводская инструкция рекомендовала доливать его в картер каждые 200 километров. А сколько жил тогда мотор? «Курс автомобилизма» Бодри де Сонье (книга, очень известная среди русских автолюбителей в 10-х годах) сообщал, что на дешевых машинах популярного класса моторы часто изнашивались уже через 5 тысяч километров, хотя лучшие конструкции выдерживали и все 50 тысяч. Однако вернемся к снимку. Это третий (!) автомобиль, зарегистрированный Киевской городской управой в 1907 году. Обращает на себя внимание открытый четырехместный кузов. М ежду задними сиденьями, высоко поднятыми, — ' проход. Такие кузова, в которые пасса-...in—»• »' мм|1ill—234