10
11
детская/ хника/ЗНАКОМСТВОсо «стоАвтомобилиЗИЛ-117 неизменно вызывали живой интерес у посетителей ВДНХ. Фото Ю. Андрианова со специальным рисунком протектора. И независимая передняя и зависимая задняя подвескиснабженытелескопичес ­ к имиамортизаторами ; в передней подвеске, к рометого , устанавливается стабилизатор поперечной устойчивости. П одвески крепятся крамечерезрези ­ новые шарниры . В сочетании схорошей термошумоизоляцией такойспособ их крепления значительно снижает уровень шумав салоне, что, естественно, сказывается вуменьшенииутомляемос ­ ти водителя и его способностиконтро ­ лировать поведение автомобиля. ЗИЛ-117 легокв управлении. Как и все последние модели автомобилей ЗИЛ , он снабженгидроусилителем руля. Нес мотря на легкость управления — м ож ­ но поворачивать рулевое колесоодним пальцем, — у водителя остается полное «чувство дороги » , как иприобычном руле без гидроусилителя. Благодаря установке врулевомприводедемпфера угловых колебаний на рулевом колесе практически не ощущаются вибрации, н еизбежновозникающиепри наезде пе ­ р еднимиколесами на неровности доро ­ ги. В случае повреждения или разрыва шины переднего колеса гидроусилитель позволяет водителю сохранить контроль над машиной . Это весьма важноеусло ­ вие безопасности. Д ля удобства входа и выхода водителя рулевая колонкаотки ­ дывается вверх. В обычномположении рулевое колесо можно регулировать, п одбираяудобную высоту.Этот автомобиль стоял на смотровойплощадке павильона ВДНХ, где экспо ­ нировались все новые и лучшие моде ­ ли. Элегантный «седан» со строгимипрямыми линиями кузова. Небольшое количество — только там , г денеобхо ­ д имо , — х ромированных деталей еще больше подчеркивало строгость и представительность егоформ . На заднем крыле маленькие блестящие цифр ы — «117». ЗИЛ-117 — новый автомобиль высшего класса, созданный на Московском автозаводе имени И. А. Лихачева. По основным агрегатам он унифицировансмоделью ЗИЛ-114 и выпускается од ­ н овременнос ней. Самое существенное различие в параметрах автомобилей — это длина и, соответственно, ч и ­ сло мест вкузове . Пятиместный ЗИЛ 117 почти на полметра корочесемиместкого лимузина ЗИЛ-114 стремяря ­ дами сидений. Его максимальная скорость 200 км/час. А втомобильснабжен трехсотсильным V-образным дзигателем, автоматической коробкой передач, р улевым механизмом с гидроусилителем, д исковымитормозамис вак уумными усилителями ицелымкомп ­ лексом сервомеханизмов. В отделке этой новой модели использованы натуральная кожаи полированное дерево , п одобранныес большим вкусом и отвечающие самым строгим эстетическим нормам .ЗИЛ-117 предназначен для государственной службы . О н , так сказать, лицо нашей автомобильной промышленности , «визитная карточка » представителя со ­ ветского государства, пользующегося этим автомобилем . По своим данным ЗИЛ-117 не уступает признанным машинам высшего класса, т аким , как «Роллс-ройс», «Мерседес-Бенц», «Линкольн-континент ал». Конструкция ЗИЛ-117 вполнойме ­ ре отвечает современнымтребованиям безопасности. По установившемуся в автомобильной технике правилу безопасность пассажиров и водителя обеспечивается двумя типами средств — предотвращающими аварию и смягчаю щими еэ последствия. Говоря терми ­ нами — это активная и пассивная безо ­ пасность. Степень активной безопасности опре ­ деляется целым рядом характеристик автомобиля. П орой это весьма далекие один от другогопараметры , от которых зависит его поведение на дороге . ЗИЛ-117 устойчив. У него низкораспо ­ л оженный центр тяжести . Конструкция переднейи задней подвесок устраняет «клевки» п риторможениииподъем передней части автомобиля приразгоне . Широкопрофильные шины помогают машинехорошо «держать дорогу » к аквсухую , так ивсыруюпогоду . Д лязим ­ ней эксплуатации на ЗИЛ-117, к аки на ЗИЛ-114, п редусмотрена установка шинУНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАЗС конвейераВолжского автомобильного завода начал сходить ВАЗ-2102. Это пятидверная модификация базовой мо ­ дели, с набженнаякузовом «универсал», или, к акего иногда называют, «комби». Такой кузов , являющийся по существу пассажирским, легко можно приспособить для перевозкигрузов : т уристскогоснаряжения , д ачного инвентаря, к рупно ­габаритных бытовых приборови вещей. Новый автомобиль можно эксплуатировать на всех дорогах , к роме грунтовых сглубокимиколеями . О н рассчитан на пять человек и 80 кггруза или двух человек и 290 кггруза . О сновное отличие ВАЗ-2102 от базовой модели ВАЗ-2101 заключается вкон ­ с трукции задней части кузова . Ее верхняя часть удлинена иснабжена двумя дополнительными неподвижными боковыми стеклами. В задней стенке сделана одностворчатая пятая дверь, к оторая открывается снизу вверх иудерживаетсявподнятомположенииторсионом . Размеры ее проема ( ш иринаоколо 1,1 м, высота около 0,8 м) п озволяютбез труда погрузитьв машину такие громоздкие вещи, к ак холодильник или телевизор . Дверь снабжена замком.Для крупногабаритных грузов подушка заднего сиденья, установленная на шар ­ нирах, откидывается впереди занимает вертикальное положение. Спинку сиденья, наоборот, м ожноповернуть от-ifiteftю Положение водителя относительно органов управления регулируется перемещением сиденья. Для этого достаточно нажать кнопку, и электромотор передвинет его на нужное расстояние. Самостоятельную регулировку угла наклона имеют спинки обеих передних сидений. ЗИЛ-117 снабжен дисковыми тормозами с гидровакуумным усилителем. Надежность тормозной системы и безопасность езды обеспечиваются двумя независимыми контурами привода основных (служебных) тормозов с ограничителями тормозного усилия на задних колесах. Тормозной диск каждого колеса зажимается двумя парами колодок, укрепленными в двух скобах. Они, если смотреть на колесо сбоку, охватывают переднюю и заднюю (по ходу автомобиля) части тормозного диска. Все передние и все задние скобы связаны независимыми контурами гидропривода, так что при выходепредупреждающее о падении давления в одном из них. Его световой индикатор расположен на щите приборов. Он же указывает на включенное положение стояночного тормоза. Усилие, которое прилагает водитель к тормозной педали, дважды повышается гидровакуумными устройствами. Сначапа усилителем, объединенным с главным тормозным цилиндром, а затем — двумя усилителями, встроенными в контуры передних и задних скоб. Стояночные тормоза действуют только на задние колеса, имеют тросовый привод и срабатывают при нажатии на маленькую педаль, расположенную возле левой ноги водителя. Барабаны стояночных тормозов выполнены за одно целое с дисками задних служебных. При грогании с места на любой передаче задние колеса автоматически растормаживаются вакуумным сервомеханизмом.на нужную волну радиоприемник, помогают обмывать ветровое стекло, блокируют дверные замки. Каждый из них помогает водителю управлять машиной, как можно меньше отвлекаясь от наблюдения за дорогой. Ученые доказали, что утомляемость водителя значительно повышается, если он работает на холоде или в жаре. Чтобы создать наилучшие условия для водителя и пассажиров, ЗИЛ-117 оборудован мощными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. В мороз и под палящим солнцем по желанию водителя или пассажиров внутри кузова можно создать свой микроклимат. В немалой степени повышению активной безопасности автомобиля служит хорошая обзорность с места водителя. Ветровое стекло в верхней части имеет полосу затемнения для уменьшения слепящего действия солнца и фар встречных автомобилей. В ненастную погоду оно очищается двухскоростным стеклоочистителем, щеткодержатели которого благодаря специальной аэродинамической форме не отрываются от стякла под действием встречного воздушного потока. В темное время суток ЗИЛ-117 освещает себе дорогу двумя парами фар. При плохой видимости к основному освещению добавляются противотуманные фары. Два зеркала заднего вида помогают водителю ориентироваться в потоке автомобилей. Боковое наружное, установленное на левой стороне кузова, имеет дистанционный привод для регулировки положения с места водителя. Внутреннее зеркало с безопасным креплением имеет переключатель для устранения слепящего действия фар едущего сзади автомобиля. У ЗИЛ-117 жесткие рама и каркас кузова. Все стекла трехслойные, безосколочные. Панель приборов облицована мягкой накладкой. Ручки дверных замков вмонтированы в большие мягкие подлокотники, и расположение их исключает случайное открытие дверей. И передние и задние сиденья оборудованы ремнями безопасности. Таковы в общих чертах устройство и особенности нового советского легкового автомобиля ЗИЛ-117. Н. РАЗИНЧЕВ, инженер-конструктор бюро легковых автомобилей ЗИЛ-: • "Новый легковой ЗИЛ, снабженный современным вось.мицилиндровым двигателем рабочим об-ьемом 6959 см 3и мощностью 300 л. с. при 4400 об/мин, способен развивать скорость 200 км/час. Фото В. Соболева (ТАСС) из строя одного контура всегда остается возможность затормаживать все четыре колеса. Между контурами гидропривода передних и задних тормозов вмонтировано электрическое сигнальное устройство, Стояночные тормоза могут служить также для аварийного торможения при отказе служебных. Сервомеханизмы на ЗИЛ-117 выполняют еще целый ряд работ: поднимают и опускают боковые стекла, настраиваютносительно расположенных у ее основания шарниров, чтобы она заняла горизонтальное положение. Плоская задняя стенка спинки оказывается при этом вровень с полом, благодаря чему образуется площадка длиной около 1,5 м. Пятая дверь и грузовая площадка потребовали изменить планировку задней части кузова. Так, запасное колесо теперь размещается не в левом крыле, а под полом. Доступ к нему — через люк в полу. Слева от колеса находится и топливный бак, емкость которого увеличена на 6ли составляет теперь 45 л. Его горловина выведена в левое крыло. Задние фонари у ВАЗ-2102 располагаются вертикально, что связано с наличием пятой двери. Взамен лампы освещения багажника в салоне-установлен третий плафон внутреннего освещения. На2*конец, на двери смонтирован новый фонарь для номерного знака. У ВАЗ-2102 несколько изменены размеры задних дверей, удлинена крыша, на которой сделаны две продольные подштамповки, усиливающие жесткость. В трансмиссии «универсала» применен редуктор с более низким передаточным числом, чем у базовой модели (4,44 вместо 4,30). Вследствие этого тяговые показатели автомобиля возросли, но максимальная скорость с полной нагрузкой понизилась до 135 км/час. Контрольный расход топлива — 8,5 л/100 км — на 0,5 л больше, чем у ВАЗ-2101. Поскольку у «комби» допустимая полезная нагрузка выше, чем у автомобиля с кузовом «седан», он оснащен более жесткими пружинами подвески и шинами увеличенной грузоподъемности, размер которых 165—13 (у ВАЗ-2101 — 6,15—13). Рекомендуемое давление в шинах: передние — 1,5 кг/см 2 , задние — 2,0 кг/см- (при пяти человеках и 80 кг груза) или 2,2 кг/см ? (при двух человеках и 290 кг груза). ВАЗ-2102 на 14 мм короче (4059 мм), чем ВАЗ-2101, а его снаряженный вес (1000 кг) на 55 кг больше. В остальном обе машины не отличаются. В январе этого года вступила в строй вторая очередь Волжского автозавода, машины с эмблемой «ВАЗ» стали сходить уже с двух главных конвейеров. Ввод второй очереди позволит в 1972 году поднять выпуск автомобилей до 320 тысяч, из которых 10 тысяч будут с кузовом типа «универсал». Л. ШУВАЛОВ, г. Тольятти инженер11