Улучшить зажигание можноMiioi не владельцы мопедов прежних выпусков — «Рига-1», «Рига-3», МП-043 и МП-046 — спрашивают, к ак можно усовершенствовать систему зажигания, чтобы она работала более стабильно и надежно. Отвечает инженер Рижского мотозавода В. Ф. Игнатьев. На упомянутых мопедах источникомтокаслужатмагдины МГ-100 и МГ-102. К атушказажигания располагается на их статоре изакрыта ротором. Там она плохо охлаждается и из-за этого иногда вы ­ ходит из строя . На последних моделях мопедов — «Рига-4» и «Верховина-3» м агдиныуступили место маховичному генератору переменного тока Г-420 скатушкойзажигания (высоковольтным трансформатором) Б-300, к оторуюможно устанавливать а любом удобном месте. На «Риге-4» ее монтируют под верхним брусом рамы , на «Верховине-3» — в правом отсеке инструментального ящика. На статоре генератора кромекатушки освещения осталась лишьнизковольтнаякатушка , п итающаязажигание . Она по сути является первичнойобмоткой трансформатора Б-300. Такая система зажигания работает значительно надежней , чем прежняя . К акжеприменять ее на старых моделях? М ожно порекомендовать два способа. П ервый , наиболее простой . Заменить магдину генератором Г-420 с трансформатором Б-300. Для крепления трансформатора можно сделать хомут или привар ить две пластины на верхний брус рам ы , нак показано на рис . 1. Изготовляю т их из стали и варят только продольн ымшвом . Трансформатор, с которогоснимаютнронштейн со шпильками (предварительно отвернувгайки ) , вставляют между пластинамитан , чтобы провод выс окогонапряжения располагался с левой стороны по ходу мопеда. З акрепля ­ ют прибор ранее снятымишпилькамисгайками . На одну из них предварительно надевают провод, с оединяющий Б-300 с массой. Один провод (с клеммой), выход ящий из генератора, подсоединяют к трансформатору, а другой (со штекке ром) — к системе освещения (рис. 2). Второй способ связан сперемоткой катушки зажигания . Для этого снимают магдину . Отпаивают провод, и дущий от катушкик прерывателю, снимают катушк уи удаляют с нее обмотку . На сердеч-Соединение измененоМ. А. Масля некий из Златоуста сообщает, что при трогаиии с места в трансмиссии его автомобиля "Жигули» слышен звонкий металлический щелчок. «В чем причина? Опасно ЛИ* это?» — с прашивает читатель. Отвечает начальник технического отдела управлениятехнического обс луживания ВАЗ Б. К алинин . У некоторых автомобилей ВАЗ-2101, в ыпущенных до августа 1971 года, действительно, м ожноуслышать металличесний щелчок втрансмиссиив момент троганияс места ипривключении низш их передач. Стун этот происходитпри незначительном смещении задней вилки переднего карданного вала относительно его шлицевого наконечника. Причем этот сдвиг происходита пределах бокового зазора по шлицам , к оторый ранее гопускался чертежом в пределах 0.04 мм Сом по себе стук не вызывает нарушений в работе трансмиссиии не сказы ­ вается на ее долговечности, поэтому считать его дефектом не следует. Однако, у читывая , что повторяющиесящелчки , к аквсякий « л ишний » з вук , вызывают у владельца сомнения в состоянии трансмиссии , завод изменил размеры шлицев наконечника вала, и теперь этот узел собирается снатягом . Чтобы провесить , «щелкает» ли кард анный вал, обратите внимание на окр ужнойи осевой люфтшлицезого соединения и, если он есть, подтяните гайку креплениявилки . Обычно п^сле этого стукпрекращается . В случае силоного двойного или тройногостукапри трогании с места следует обратиться на станц иютехническогообслуживанияк представителю завода.1s4 4CDюiiР >V 4 4J mIi32i051R_ 5^8 1•iс42_^^M*?АПоставьте новые колодкиЧитатель Л . Петров из г. Холмскп Сахалинской области спрашивает, нельзя ли устранить « п иск » тормозов у «Москвича-408», п риварив на верхние колодкипередних тормозов грузики , к ак это делает сейчас завод. Нам сообщили на АЗЛК , что установкагрузиков делается по специальной техн ологии , ноторая обеспечивает прочность соединения иисключает коробление колодок. К устарнаясварка , недостаточная точность изготовления итехнологии соединения грузиковсколодкоймогут дать нежелательный результат — вместо устранения «писка» вывести тормоза из стооя. Целесообразнее заменить верхние тормозные колодкиснакладкаминовыми , с грузиками (деталь 408-3501090). Учитывая, что накладкинижних колодок ко времени замены могутизноситься , лучше всего менять одновременно и верхние инижниеколодки .±/•^^RРнс. 2. Схема системы зажигания с генератором Г-120 и трансформатором Б-300: 1 катушка питания зажигания: 2 - контакты прерывателя: 3 катушка освещения: 4 - конденсатор: 5 — высоковольтный трансформатор: 6 — высоковольтный провод к свече зажигания.Рис. 1. Пластины для крепления трансформатора и расположение их на раме: 1 — пластины: 2 — труба рамы: 3 — кронштейн крепления двигателя.н ик этой катушки плотно наматывают 400 витков провода ПЭЛ или ПЭВ-2 диаметром 0,59 мм , один конец которого припаиваютксердечнику , а второй — к проводу от прерывателя. Устанавливаю т трансформатор Б-300, нак было описано выше , и соединяют его другуюклеммус прерывателем.Судьба «Испано-Сюизы»«Какова судьба автомобильного завода «Испано-Сюиза» и в какой стране он находился?» — с таким вопросом обращается к нам рижанин Н. Силиньш. В 1904 году швейцаре/кий инженер МаркБиркит приобрел в Барселоме (Испания) небольшой механический завод, к оторый он назвал Испано - Ш вейцарским («Испано-Сюиза»). У жес 1912 года былоткрытфранцузский (в г . Буа-Коломб) филиал фирмы . Ее продукция представляла собой дорогие легковые автомобили, с оперничавшиес «роллс-ройсами», «мерседес-бенцами», «Минервами» и «майбах ами » . Не удивительно, ч товыпускэтихмашин , у которых рабочий объем двига ­ телей нолебался от 5,2 до 11,3 л, был невелик. Среди интересных конструктиан ых особенностей * и спано - с юиз » 20 — 30-х годов были алюминиевыеблокици ­ линдров итормозныебарабаны , р аспре ­ делительный вал в головке цилиндров ифрикционный усилитель тормозов . Перед началом второй мировой войны фирма открыла филиал .в Швейцариии постепенно полностью перешла на производство авиамоторов, с корострельных пушек, текстильных машин. Производство автомобилей «ИспаноСюиза» во Франциипрекратилосьв 1938 году, а вИспаниив 1936-м, причем • 1947 году испанский филиал был реорганизован вфирму «Пегасо», которая и по сей день строиттяжелыегрузовикии автобусы. В швейцарском и французском филиалах сегодня выпускаются судовые дизели, б ронетранспортеры , авиационное оборудование.Подшипники «Москвича-412»Ю. Ковяльчук из Одессы ннтеоес уется , где можнонайтисправочные данные относительно подшипников качения для автомобиля «Москпич-412». Таблица синдексами , размерами и количеством подшипников на машину прицелена в книге «Автомобиль «Москсич-412». Она выпущенав 1971 году издательством « М ашиностроение » .17