щцтвCalUlQутВЕрждЕниеЛИЧНОСТИФельетонМоему знакомому, шестилетнему Сереже, подарили автомобиль. Самоовал был небольшим, игрушечным, и все же машина очень напоминала настоящую, только что сошедшую с конвейера. На ней имелись даже противотуманные фары и зеркала заднего вида. Прошло три дня, и красавец-самосвал стал до удивительности похож на карьерного работягу накануне его списания в металлолом. Сережка выдрал из него противотуманные фары, открутил зеркала заднего вида и, озабоченно соля, пытался снять наружные шины с задних сдвоенных колес. По его мнению, машине достаточно было и четырех колес. Так Сережка относился ко всем своим игрушкам: чем ярче и затейливее они были, тем быстрее он отламывал поразившие его воображение детали. Родители не препятствовали этим стараниям. Они даже теоретически обосновали их, объяснив, что это способствует самоутверждению личности ребенка. История эта вспомнилась потому, что в редакцию стали приходить письма с жалобами на точно такое же отношение к новеньким грузовикам Минского автозавода. В машинах этих предусмотрено многое для улучшения условий труда водителей: установлены радиоприемники, противотуманные фары, зеркала заднего вида. Работать при такой оснащенности одно удовольствие — хорошо видна обстановка вокруг машины, не страшны туманы и непогода, есть чем развеять дремотную монотонность дальней дороги. Такая забота о водителе весьма благотворно оказывается на производительности его нелегкого труда и безопасности движения. И все-таки от фактов не уйти. «Мы получили на Минском автозаводе пятнадцать новых машин МАЗ-503А, пригнали их в автопарк, а на утро нам приказали снять с них радиоприемники и противотуманные фары, — писали, например, водители Чкаловокой автоколонны Каховской автотранспортной конторы «Укрводстроя». — Пришлось снять, иначе нам грозили увольнением с работы». Что, и здесь «самоутверждение личности»? В Каховке я познакомился с нею — начальником автотранспортной конторы Владимиром Павловичем Ларченко. За три года он избавил от всех «излишеств» свыше семидесяти новых МАЗов. По его категорическому приказу их лишили заодно с противотумаяными фарами и радиоприемниками еще и зеркал заднего вида. Вот так. Конструкторы ломали головы над улучшением машины, министерство утвердило стандарт на новый автомобиль, представители завода не давали покоя смежникам, требуя комплектующую продукцию, рабочие соревновались за качество, а он одним махом решил, что «красота вся эта ни к чему». Теоретический базис, правда, был другой: ничего лишнего на машинах оставлять нельзя, иначе непременно украдут. Что ж, при таком душевном настрое от него вполне можно было ожидать распоряжения снимать и «лишние» шины с задних колес, поскольку машине достаточно и четырех. Попытка установить, а были ли случаи хищений и куда подевалось все снятое с автомобилей, полной ясности не дала. Радиоприемники начальник АТК продавал по безналичному расчету своему областному управлению «У'Крзодстроя», районной «Сельхозтехнике», комбинату коммунальных предприятий и другим потребителям, а все остальное отдал в бесконтрольное ведение старшему механику на предмет распределения кому вздумается. Поскольку механик бухгалтерским учетом не увлекался и списков не составлял, эта категория облагодетельствованных потонула во мраке неизвестности. Точно такой же нездоровый интерес к новым МАЗам проявляли и руководители Бориопольской автотранспортной конторы «Киевводстроя». Министерство мелиорации и водного хозяйства Украинской ССР по просьбе редакции журнала «За рулем» заинтересовалось этими стараниями, и осенью минувшего года разукомплектование машин было строжайше запрещено. Приказано было даже поставить все снятое на свои места. Это требование вызывает, правда, чисто техническое любопытство: интересно было бы посмотреть, каким образом молено вернуть распроданные радиоприемники и таинственно утраченные фары и зеркала. Раздевание могучих МАЗов практиковалось не только на Украине. Аналогичные действия описывали в своих письмах водители из Заволжья Горьковской области, Обнинска — Калужской, Иркутска. Трудно совместить все это с требованиями времени. Неужели до сих пор находятся люди, которые не видят разницы между архаичным извозчиком и современным водителем, представляют его себе этаким биндюжником автомобильного века, которому положена телега на резиновом ходу с мотором и баранкой и ничего больше, а всякое дополнение считают баловством, которое извозчик по темноте своей душевной оценить не способен и потому поломает или прольет? Вряд ли это так. Каждому 'автомобилисту известно, что труд нынешнего водителя по своей сложности и ответственности сравним в какой-то мере даже с работой пилота. И тому и другому не обойтись без сложного вспомогательного оборудования. Для летчиков по радио регулярно передают метеосводки. Теперь трижды в день такие передачи ведут и для шоферов. В них прогноз погоды, предупреждения об ожидающихся туманах и гололеде, информация о дорожной обстановке. Чтобы водитель услышал эту важную информацию, радиоприемники нужны и на грузовиках. ...Серьезной ошибкой родителей малолетнего разрушителя Сережки было то, что они не удосужились научить его уважать чужой труд. По-видимому, здесь ключ к разгадке поведения и великовозрастных потрошителей машин, в данном случае в неуважении к труду водителя. Работали раньше без этого, сможем и дальше. Такое отношение надо ломать. Вот эта ломка будет всем на пользу. В. ИНДИИ Рис. О. ШорохаПо письму приняты мерыЧитатель И. Тарабанько из Брянской области прислал в редакцию письмо, в котором просил помочь ему и другим товарищам, занимавшимся на курсах мотоциклистов при Климовском районном комитете ДОСААФ, сдать экзамены и получить права. «Курсы окончили давно,—пишет он, — а вот экзамены у нас никто не принимает». Редакция направила это письмо в областной комитет ДОСААФ с просьбой проверить сигнал и принять необходимые меры. Вот что ответил заместитель председателя Брянского обкома ДОСААФ Ф. Сашко. Причиной задержки в приеме экзаменов явилось безответственное отношение к своим обязанностям бывшего председателя Климовского райкома ДОСААФ В. Куклина, За это он снят с работы. От всех окончивших курсы экзамены приняты.П. Зуев из г. Снежное Донецкой области написал, что закрепленный за ним автомобиль Горьковского автозавода с кабиной, имеющей деревянный каркас, не принимает в ремонт Горловский АРЗ. Редакция обратилась В Министерство автомобильного транспорта УССР. Нам ответил начальник Главного управления промышленных предприятий министерства В. Гаевой. Он сообщил, что жалоба читателя рассмотрена. Горловскому авторемонтному заводу дано указание принимать в ремонт автомобили семейства ГАЗ с кабинами всех модификаций.34