30
31
АВТОРИТЕТ ДОРОЖНОГО ЗНАКАЗнаки нового государственного стандарта приходят на юмену старым. Сейчас их можно увидеть на основных магистралях многих городов. Они гораздо лучше смотрятся, больше по размерам, освещаются изнутри. Появились и новые символы, позволяющие водителям лучше ориентироваться в самых различных дорожных условиях. Несомненно, новые знаки будут способствовать сокращению числа дорожных происшествий, хотя одновременно предъявят более высокие требования ко всем участникам движения. Введенле нового ГОСТа я бы назвал вехой в организации безопасного движения. Этопроявление заботы государства и об улучшении условий труда огромной армии автоводителей. Однако для того, чтобы каждый знак работал с максимальной отдачей, он должен точно соответствовать конкретной дорожной обстановке. Шофер самосвала ЗИЛ-585 автобазы Центротрансстроя» Василий Старостин приехал в город Мытищи за асфальтом. На привокзальной площади он остановился возле продовольственного магазина и вышел купить -сигареты. Когда вернулся, машины яе было на месте... Несколько часов спустя мчавшийся с большой скоростью самосвал привлек внимание старшего инспектора службы дорожного надзора Шорина. Он подал водителю сигнал остановиться, но машина пролетела мимо. Инспектор устремился вдогонку. — Немедленно остановите машину! Поставьте ее на обочину!— неслось из динамика вслед нарушителю. Не сбавляя скорости, самосвал мчался по шоссе. Миновав мост, машина круто повернула, а из кабины выскочил и бросился бежать какой-то человек. Но сотрудник милиции настиг его. Это был слесарь Мытищинского машиностроительного завода Михаил Нестерук. Он-то и угнал спьяну самосвал, оставленный около магазина шофером Старостиным. Эпизод второй. На 86нм километре Московской кольцевой дороги сотрудники службы безопасности движения задержали ГАЗ-51, которым управлял пьяный шофер Атрелевского заводаУстановленный не к месту или несущий неточную, а порой противоречивую информацию знак вызывает прежде всего досаду, а иногда и определенный протест. Не отсюда ли возникает желание «не заметить» знак? Известно, что действующие Правила движения ограничивают скорость в городах и населенных пунктах 60 км/час, а на отдельных магистралях 80 км/час. Понятно, когда эти лимиты занижают перед опасными местами на дороге (их, «стати, не так уж много). Но чем объяснить ограничения скорости ниже установленного предела буквально перед каждым (населенным пунктом, расположенным у дороги? Представьте себе положение водителя, который проезжает ряд совершенно одинаковых в смысле дорожной обстановки населенных мест и везде встречает разный режим движения: то 60 1км/чаС, то 40, 30 или даже 201 Согрампластинок Николай Коршин. Выяснилось, что машину он угнал от клуба в деревне Мартемьяяово Наро-Фоминского района с намерением съездить на ней к жене в город Калинин. И наконец, эпизод третий. Алексей Алыпанников, машинист железнодорожного крана из города Люберцы, пришел как-то пьяный в гараж электромонтажного поезда № 701, завел грузовик ЗИЛ-164, протаранил металлические ворота и уехал. Альшанникова привлекли не (уголовной ответственности. Оставаясь до суда на свободе, он средь бела дня снова явился в тот же гараж и угнал еще один ЗИЛ-164. «Ничего нового, — окажет иной читатель. — Такие случаи всем известны». Да, это так. К сожалению, угон автомобилей из озорства или, как говорят потом задержанные, просто чтобы покататься, стали довольно распространенным явлением, а точнее сказать преступлением. Не случайно еще в 1965 году в Уголовный кодекс РСФСР была введена специальная статья 212 1 (аналогичные статьи появились ив кодексах других республик), в которой сказано: «Угон автомототранслортных средств или других самоходных машинБЕЗЗАЩИТНЫЕ АВТОМОБИЛИЛЫСЫЙ» БАЛЛОНЧудесное утро. Седьмой час. На политом асфальте вспыхивают солнечные блики. Утопающая в зелени Мытная улица еще пустынна, как аллея для прогулок. Для тех, кто за рулем, такая обстановка почти отдых: никто не мешает, никакой нервотрепки. Водитель девятого таксомоторного парка столицы М. Пашин вез в овоей «Волге» пассажира к центру города и не очень спешил расставаться с этой благословенной утренней тишиной. Постепенно такси стало нагонять раннего городского труженика — грузовик-мусоровоз. Шел он совсем не торопясь, со скоростью около 40 км/час. Пашин нажал на акселератор, набрал свои «законные» 60 км/час, принял влево и начал обгон. Оставив грузовик. позади, Пашин плавно повернул руль вправо... Об остальном он вспоминал, уже очнувшись на больничной койке: — Кручу руль вправо, а машину понэгпо влево, жму на тормоза, поздно...«Волга» врезалась в ствол старой липы на левой стороне улицы. Машиной занялись работники Гоюавтоинспекции, а водителя и пассажира ее увезли на «скорой помощи».30 гласитесь, что такая практика сразу подрывает доверие к знаку. И в конце концов, что же в крупных городах меньше опасность аварий и наездов на пешеходов? А как вольготно обращаются со знаком «въезд запрещен»! Ответственнейший символ, категорически Запрещающий дальнейшее движение, теряет всякое уважение. Происходит это оттого, что за последнее время подобными знаками стали ограждать любые места, куда нежелателен доступ автомобилей. Как будто бы нет для этого других способов. Не пожелали, например, жильцы дома № 1 по Ленинградскому шоссе, чтобы машины въезжали во двор, и установили (не без ведома ГАИ) знак «въезд запрещен». Те, кто в этом отношении не нашел с ГАИ общего языка, прибегают к самодельным знакам, а здесь дело доходит и просто до курьезов. Скажем, «кирпич» висит в конце...платформы Казанского вокзала в Москве! Подобные вольности с расстановкой знаков прежде всего на руку тем, кто старается не замечать знаки вообще, а организации движения от них пользы никакой. Представим себе такую ситуацию. В такси едет больной или человек с тяжелой поклажей, подъезжает к дому (у современных домов, заметьте, двери выходят во двор), а у ворот — запрет. Водитель, естественно, ехать дальше отказывается, и он формально прав. Ну а 'каково положение пассажира такси? Пора наконец понять, что дорожные знаки — это государственный стандарт, и отношение к расстановке их должно быть государственное. Знаки должны быть только там и только те, что отвечают данной дорожной обстановке и способствуют лучшей организации движения. И хозяином в этом деле может быть только Государственнаяавтомобильная инспекция. Безусловно, она должна действовать в тесном 'Контакте с представителями заинтересованных органов, общественных организаций, а любое решение — согласовываться с требованиями Правил движения. В свою очередь это повысит ответственность тех. на кого возложено благоустройство города, и тогда, может быть, вместо многочисленных «запретительных» знаков появятся оборудованные переходы и другие сооружения, в которых нуждаются многие магистрали. Конечно, поднятый в этих заметках вопрос не нов. Но мне хотелось привлечь к нему внимание еще раз в связи с начавшимся обновлением дорожных знаков. Это подходящий случай критически взглянуть на практику их применения. Г. БЕБУТОВ, автолюбительбез цели их хищения наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до 100 рублей, либо влечет применение мер общественного воздействия. Те же действия, совершенные повторно, наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года». Итак, за угон транспортных средств судят теперь со всей строгостью закона. И злоумышленника, севшего за руль чужой машины, и ротозея, своей беспечностью предоставившего ему такую возможность. Но здесь речь не о них. Я хотел бы посмотреть на «старую историю» под другим углом зрения. Вернемся к описанным в начале этих заметок эпизодам. Вы помните, о каких машинах шла речь. ГАЗ-51, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585(150). Так вот, автомобили эти вовсе не имеют дверных замков. Как говорят, подходи и бери. А к замкам более поздних моделей подобрать отмычку не составляет большого труда, ключ зажигания заменяет порой обычный гвоздь, кусок проволоки, даже... ноготь. В кого же превращается в таком случае водитель? Уже не машина при нем, а он при ней вроде сторожа. И отлуУголовное дело против Пашина решили не возбуждать. Водитель сам себя достаточно наказал, надолго выбыв из строя, стоимость восстановительного ремонта автомобиля оказачиться нельзя. А на какие только ухищрения не пускаются в поисках защиты от угона индивидуальные владельцы, переходя порой и грань дозволенного. Сдин додумался до того, что подключил к дверным ручкам электрический ток, другой (помните фильм «Берегись автомобиля»?) воспользовался волчьим капканом! Так можно и самому оказаться на окамье подсудимых! Нет, разработкой и установкой эффективных противоугонных средств должны ведать специалисты. Сейчас некоторые типы механических сторожей стали появляться в продаже. Это хорошо. Но еще лучше было бы выпускать автомобили сразу с встроенными средствами защиты от угона. Стоимость машины они удорожат ненамного, зато сама эта работа в заводских условиях может быть выполнена с меньшими усилиями ис большей пользой. Кстати, подобные требования к фирмам, производящим автомобили, предъявляются сейчас во всем мире. Некоторые из них имеют даже специальные бюро по проектированию противоугонных средств. Пора заняться этим и нашим автозаводам. И еще один путь решения проблемы. Речь идет об охраняемых стоянках автомобилей. Пока что их в наших горолась не столь уж высокой, а пассажир отделался кратковременным расстройством здоровья. Однако с одним положением в постановлении о превращении уголовного дела мы согласиться не можем. В нем случившееся представлено так: Пашин, управляя технически исправным автомобилем, при обгоне выехал на левую сторону улицы и наехал на дерево, не успев затормозить, причиной чему невнимательность водителя. Лишь в конце постановления, вроде бы между прочим, говорится, как при осмотре машины было обнаружено, что на шине переднего правого колеса рисунок протектора полностью изношен. А ведь в этом, на наш взгляд, вся суть дела. Взгляните на снимок: машину с такой покрышкой никак нельзя считать технически исправной, а потому пригодной к эксплуатации. И то, что следователь прошел мимо этого факта, удивляет. Невнимание к этой «мелочи» проявидах крайне мало. В Москве, например, на сто с лишним тысяч машин индивидуального пользования имеется 38 платных стоянок, вмещающих только 6800 автомобилей. Не лучше обстоят дела ив других городах страны. В то же время особых затрат на это не нужно, поскольку содержатся такие стоянки за счет средств, поступающих от автомобилистов. Любой водитель, тем более иногородний, охотно отдаст 20—30 копеек за три-четыре часа, лишь бы иметь уверенность, что по возвращении застанет машину в целости и сохранности. Может быть, кто-то возразит, что для преступника, вознамерившегося украсть автомобиль, и замок не помеха. Он, мол, и стекло выбьет, чтобы проникнуть в машину. Согласен. Но статистика свидетельствует о том, что за подавляющим числом угонов стоит не кража, а желание «покататься». Такого злоумышленника охраняемый или надежно запертый автомобиль остановит. Берусь утверждать, что любителей «покататься» плодит легкость овладения автомобилем, его доступность. И надо сделать все, а в общем-то и не так уж много, чтобы автомобиль перед такими людьми не был беззащитным. Е. ПОПОК ли разные люди, имевшие отношение к случившемуся. Беспечно отнесся к своим водительоким обязанностям М. Пашин, не имевший права выезжать на «лысом» баллоне. В полной мере ответствен за эту аварию и механик Н. Дротанов, осматривавший машину перед выпуском и подписавший путевку. Потом он говорил, что водитель «имел возможность» снять хорошую резину с любой «Волги», стоящей на ремонте, и не мог объяснить, почему сам не распорядился о такой замене. С большим опозданием реагировал на происшествие, уже третье в парке по одной и той же причине, директор И. Карамов. Раоаказывая читателям об этой истории, мы хотели подчеркнуть, что мелочей в обеспечении безопасности движения не бывает. Каждая из них может привести к непоправимым последствиям. Г. МЕНДЕЛЕВИЯ31