моральный климатЕжедневно • редакционной почте — стопки откликов на статью «Моральный климат дороги» (За рулем», № 1, 1972 г.). Пишут водители-профессионалы, автолюбители, мотоциклисты. Спорят, делятся впечатлениями, новыми фактами, предлагают. М ногие мысли, предложения далеко выходят за рамки вопросов, поднятых Ю. Соляниковым. На этой странице мы публикуем несколько откликов на статью «Моральный климат дороги».— А вообще - т о , — сказал он , — это дело первогожезаметившего — выйти из кабиныи убрать. И всамом деле: не должен водитель уклоняться от наблюдения за проезжей частью дороги , той рабочей территор ией , к оторая специально для него сделана. М оимсобеседником , в котором заговорила совесть, был молодой , о прятно одетый водитель грузовика ГАЗ-51 тов. Недов из вулканештокого сельпо. Безусловно, в следующий раз он уберет камнисдороги . А вот те, к оторыепро ­ ехали?.. Д олгкаждого , будь то водитель, р уководитель автохозяйства, работник дорожныхорганов , сделать все, чтобы наши улицы идороги не таили неожиданностей , чтобы путь был безопа ­ сен. И. СТРОНЕ, начальник службы безопасности движения Министерства автотранспорта г. Кишинев Молдавской ССРХУЛИГАНОВ-НАКАЗЫВАТЬ!К онечно , плохо, к огда , мчась По доро ­ ге, м ы «не замечаем » товарища, попавш еговтруднуюситуацию , не беремв автобус запоздалогои уставшего путни ­ ка, но ещехуже , к огдавстречаем на шоссе хулиганов. После длительного путешествия, начавшегося вКрасноярске , 18 сентября прошлого года под вечер яспассажи ­ ром и обычном туристским грузом выехал на мотоциклев Ташкент. В нес колькихкилометрах от Чимкента нас обогнал автомобиль ГАЗ-69. К огда он оказался впереди , открылась правая дверца , и под колеса мотоцикладоволь ­ но точно была брошена бутылка. О скол ­ ки стекла усыпали асфальт. К акмог , я увернулся от удара, д огналмашину , к о ­ торая свернула впоселокАкжар . Н омер ее успел записать. Вот он : 11-33 ЮКЕ . Больше десяти лет яезжу по доро ­ гам разных областей, но такой наглости не встречал. Хулиганов надо строго наказывать. Ю . АВДЕЕВСКИЙ Красноярский край, пос. Мотыгино Справка. Как сообщилиредакции из ГАИ Чимкентской области, ГАЗ-69 с названным номерным знаком принадлежит совхозу « А кжарский » Л енинского района. Кто вел автомобиль в тот злополучный день, к то сидел рядомс шофером? Установить это не удалось. Но кто бы он ни был, тов. А вдеевский прав: хулиганство на дорогах « а до пресекать самым решительным образом.ДВА ДОБАВЛЕНИЯПервое. В ременами на шоссе на про ­ т яжении 100—200 километров вам встретится десяток, а то и более препятствий, созданных впередиидущеймашиной . Это и тара, выпавшая из кузова , и кусокме ­ таллолома, и доскипоперекдороги . « С юрпризы » м огут появиться перед глазами в самый непредвиденный момент. И дело случая — быть или не быть аварии. Выводы? М не думается, надо усилить контроль (а можети ответственность!) за тем, к акразмещеныизакрепленыгрузы на машинах, у ходящихв рейс. Второе. Если вы оказались вкювете , если случилась поломка , как вызвать по ­ мощь? В век развивающихся средств инф ормации на дорогахгосподствующееположение все еще занимает живая поч ­ та. Не пора ли подумать оснабжениидо ­ рог (для начала хотя бы магистральных) системой аварийного оповещения? В. СКВИРСКИЙ, старший преподаватель политехнического института, автолюбитель г. ЧелябинскУБЕРИТЕ КАМНИО ценкаморального климата на доро ­ гах, сделанная Ю . С оляниковым , точная и правильная. М некажется , назрела необходимость при подготовке молодых водителей в автошколах, на курсах, в автомотоклубах больше уделять внимания вопросамкультуры , в заимоотноше ­ ний между участниками движения , воспитывать у них шоферское братство, д оброжелательность , чувство локтяи взаимовыручки. Т ребуютк себе внимания и сами до ­ р оги . К сожалению , препятствий на них еще немало — ухабы, в ыбоины , узкая проезжая часть, з акрытыеповороты . А сколькоеще малогабаритных мостов, где две машины не могут разъехаться! П ричем не где - н ибудь , а на самых оживленных магистралях. Нередко дополнительные трудностидвижениюсоздают сами водители: неб режно оставляют на дороге механизмы, п рицепыидаже автомобили. Если машина испортилась, ее надо убрать спроезжей части и не создавать таких опасных помех , к оторые приводят к авар иямс тяжелыми последствиями . К ак - т оя ехал из города Кагула впо ­ с елок Вулканешты. С мотрю , на проез ­ ж ей части сложеннаягоркакамней . Вид имо , водитель, устранив неисправность в своем автомобиле, «забыл» убрать подсобный материал и уехал. Я стал наблюдать, кто же догадается убрать булыжникисдороги . М ногопро ­ ехало машин, ни одна не остановилась. П рождав час, я решил остановить нес колькомашинипоговоритьс водител ями . Ш офер ГАЭ-51, п ринадлежащего вулканештскому отряду защиты растений, старался оправдаться: не заметил, мол. То же ответили водитель машины ГАЗ-63 кагульского сельстроя идругие . Лишь один человек признался чистос ердечно : ему лень было остановиться.ДОБРЫЕ НАПУТСТВИЯЯ не шофер , и мнетрудно судить о том, к акие чувства испытывает водитель, к огдав пути его останавливает инспектор ГАИ . Но, прочитав статью « М ораль ­ ный климат дороги » , я вспомнил одну встречу сработникамимилиции . Как-то мыстоварищем отправились вМало ­ ярославец. В ремя было позднее , стоял туман . Приятель вел машину осторожно — за рулем он был новичок . У По ­ дольска дежурныйорудовец остановил нас. Вначале так иподмывало спросить его: «В чемже провинился водитель?» И хорошо , что не задал этот нелепый вопрос. Сотрудник ГАИ, просмотрев док ументы , п оздравилмоего товарища с получением водительского удостоверения. П отом сказал, что правами надо дорожить , что отныне он , автолюбитель, ответствен не только за себя и за ма ­ шину, но и за жизнь пассажира. Советы работника ГАИ были дружескими и дельными. О н сказал, что надо быть внимательным, не превышать скорость иумело пользоваться фарамив тумане. Н апоследокпожелал нам счастливого пути. К ажется , мелочь, самый рядовой случай. Ан, нет. Я почувствовал, к акмой товарищ повеселел, приободрился, словно сил, у веренности ему разомпри ­ бавили. н. ПОПОВ, читатель журнала Московская область, ОстафьевоПО ЗАКОНУ ТОВАРИЩЕСТВАПрочитав статью « М оральный климат дороги » , с разу взялся написать вам. Статья эта дельная, и как нужна она сейчас для всех нас, о собенновСибири . На Севере взаимовыручка — з акон для всех водителей, ну а если попадется несозна ­ тельный, к оторыйпроезжаетмимо товар ища , п опавшегов беду, — знайте: ему больше на линии не работать. З акон это неписаный, к онечно , но он крепко исполняется администрацией ивсемколлекти ­ вом. Иначе в суровых условиях этого района нельзя. Так должно быть на всех дорогах . Н ужно равняться на моряков , у которых правило строгое : с ампогибай , а товари ­ ща выручай! В. Ш ОВШУТА , водитель автобазы Сибирского отделения Академии наук СССР г. Новосибирск26