108 автоматических линий и 408 поточно-механизированныхТрудоемкость производства ЗИЛ-130 снижена вдвоеВнедреноГруппа работников Московского автом обильного завода имени И. А. Лихачева за разработку и внедрение системы комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производства удостоена Государственной премии СССР за 1971 год . Звание лауреата Государственной премииприсужде ­ но директору ЗИЛа П. Д . Бородину, бывшему начальнику цеха А, И. Вольс кому , заместителю главного инженера управления К. А. Калачеву, главному конструктору по проектированию технологической оснастки И. М . Масленникову, б ывшему главному конструктору по механизации транспортно-складских работ А. М . Плахову, начальнику управления А. В. Смирнову, начальнику отдела Л. И. Степину, начальнику КБ сварки Б. Л . Тилю, начальнику производства Н. А. Ф едорову , кандидату технических наук главному сварщику завода М . М. Ф ишкису , главному инженеру управления П. А. Цветкову, главному конструк ­ тору по прессостроениюМ . В. Холмогорову. О результатах большой работы, п ро ­ деланной коллективом предприятия, рассказал нашему корреспонденту один из лауреатов, М оисейМироновичФиш кис.ботники завода хорошо знают, как мно ­ го труда вложено внепрекращающееся совершенствование производства. Таковы законы научно-технического прогрес ­ са, постоянно повышающего свои требования кпромышленному предприятию. Д ля ЗИЛа целым этапом стала про ­ шедшая пятилетка. К началу ее наметился явный разрыв междувысокой степенью механизации и автоматизации основных технологических процессов иуровнем организации производства и механизации так называемых вспомога ­ тельных работ. Анализ деятельности завода убедил , что для дальнейшего подъема производительности труда в основном нужно ликвидировать этот разрыв . Свое слово сказала здесь экономика . П ри решении этих задач мы отдавали себе отчет втом , что только ком ­ плексная система механизации, охватывающая все основные виды производст ­ ва, м ожет дать подлинный экономиче ­ с кий эффект. Расчеты показали, что вспомогательные работы должны стать органической частью основных технологических процессов . П римерно за пять лет впервые впрак ­ тике нашего автомобилестроения удалось создать законченное комплексно механизированное и автоматизированное производство кабин, о перения , двигателей и платформ для грузового автомобиля. М ы связали 108 автоматических и 408 поточно-механизированных линий единой транспортной системой конвейеров длиной 108 километров, из которых 26 километров приходится на самые совре ­М осковский автозавод имени Лихачева — с овременное по уровню техники и технологии производство грузовых автомобилей. Таким он представляется взгляду человека, увидевшего предприя ­ тие, его цехи и линии сегодня. Но раменные, т олкающие . О дновременно весь межцеховой транспорт реорганизованипереведен на систему бесперевалочной доставки грузовв специальной таре припомощибольшегрузныхприцепови автопогрузчиков. Все прессы холодной игорячей штамповки, сварочные идругие машины оснащены датчиками счета, к оторые пере-«запорожец» модели«968»На этом снимке хорошо видны фонари заднего хода, характерные для модели «968». На первый ВЗГЛЯД этот автомобиль едва ли можно отличить от предше ­ ственника. По существу же «Запорожец-968» является новой машиной , хотя и сохранившей многообщегосмо ­ д елью «966», но в то жевремя значительно более совершенной . Начнем с двигателя. П рипрежнемра ­ б очемобъеме (1197 см3 ) е гомощность возросла до 45 л. с. п ри 4700 об/мин («а ЗАЗ-966—40 л. с.) благодаря увеличению степени сжатия с 7,2 до 8,0, и змене ­ нию профиля кулачков распределительного вала, у меньшению сопротивления впускного тракта. Что очень важно, такая форсировка не повлекла за собойснижения долговечности и надежности силового агрегата. Напротив, гарантийный период эксплуатации машиныв настоящее время увеличен до 15 тысяч ки ­ л ометровпробега , а капитальный ре ­ м онт отодвинулся до 100 тысяч километ ­ ров. В качестве топлива теперь надо применять бензин АИ-93. Среди целогокомплексамер для по ­ вышения надежностиисрока службы двигателя нужно отметить прежде всего применение стальных поршневых колец ,в недрение более герметичной крышки клапанного механизма, повышение жест ­ кости картера коленчатого вала, м одер ­ н изациюопор двигателя, установку све ­ чей с более выгодной тепловой характеристикой (свечи «Изолятор» п роизвод ­ ства ГДР с калильным числом 225—240), Трансмиссия с полностью синхронизи ­ рованной четырехступенчатой коробкой передач не претерпела серьезных изме ­ нений. Зато втормозной системе была предпринята радикальная реконструкция. Т ормоза передних колес стали бо ­ лее эффективными благодаря примене ­ нию двух ведущих колодок . Раньше обеколодки «обслуживались» о дним колесн ымцилиндром , теперь каждая имеет свой. Следовательно, при торможении не одна ведущая колодка ( к акпрежде ) , а та идругая будут увлекаться за счет трения барабаном , увеличивая эффективность действия тормоза . Важными усовершенствованиями тормозов являются также устройства для их автоматической регулировки , у меньшение хода педали и введение гибких сочленений междубачкоми главным цилиндром . На «Запорожце-968» подверглись из ­ м енениями рулевые тяги, новая констр укция которых обеспечивает значительно большую долговечность. И ными стали покрышки (на автомобиль теперь устанавливаются более совершенные шины модели ИЛ-151 размером 155—13). Они взаимозаменяемы с прежними.Новый щиток приборов имеет менный вид.совре8