14
15
16
СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТА«Секреты» карбюратораП ри нажатии на |утопитель (рис. 1) поплавок опустится, игла 4 откроет доступ в поплавковую камеру дополнительному количеству бензина. Когда камерапере ­ полнится, бензин будет фонтанировать из сопла распылителя 11 под действием разности его уровней в баке и на срезе сопла. Это наиболее эффективная мера для обогащения смеси при пуске холодного двигателя. Если же двигатель хорошо прогрет, утопителем пользоваться не следует (особенно на тех мотоциклах, где нет декомпрессора). Иногда водитель пускается в путь, забыв открыть бензокран. Двигатель довольно быстро использует бензин, имеющийся вкарбюра ­ торе, и останавливается. В этом случае для его пуска достаточно открыть бензокран и выждать несколько секунд, пока заполнится поплавковая камера. На утолитель давить бессмысленно и вредно: ведь поплавок вначале и сам спокойно лежит на дне пустой камеры. По мере ее заполнения он занимает свое рабочее место, п рекращая доступ бензина в тот самый момент, когда его уровень достигнет нормы. Если же нажимать на утопитель, уровень топлива в поплавковой кам ере легко может превысить норму. П о ­ скольку вгорячем двигателе бензин хор ошо испаряется, смесь может оказаться настолько переобогащенной , что двигатель удастся пустить лишь с большим трудом. Особые хлопоты при этом ждут владельцев мотоциклов «ИЖ-Юпитер», «Ява» и других, не имеющих декомпрес ­ сора для быстрой продувки цилиндра. Д ругое пусковое устройство — воздушный корректор . Это небольшая заслонка, которая может опускаться перед диффузором независимо от дроссельного золотника. П ри этом возрастает разр ежениев смесительной камереи смесь обогащается. Такой корректор (он применяется, например, в карбюраторе К-28Б) увеличивает гидравлическое сопротивление в диффузоре, поэтому при работе двигателя с нагрузкой пользоваться им нельзя. В некоторых специальных карбюраторах установлен корректор, которым регулируют подачу воздуха по дополнительному каналу в смесительную камеру. Это устройство позволяет подобрать наилучший состав смеси при работе двигателя с нагрузкой, но к пусковым его, конечно, отнести нельзя. Топливный корректор — это дополнительный топливный канал сжиклероми конической иглой, управляемой отдельным рычажком на руле. К орректор не влияет на сопротивление в диффузоре карбюратора, и им можно пользоваться при работе с частичной и полной нагрузкой двигателя. Такая конструкция применяется вкарбюраторе К-36.ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВАМ ы познакомились с составами смесей, нужных для работы двигателя, с устройством и работой некоторых систем мотоциклетного карбюратора.* С егод ­ ня — п родолжение разговора окон ­ струкции этого важного прибора иреко ­ мендации по его регулировке. При пуске холодного двигателя смесь требуется сильно обогатить. Вспомните, когда в начале весны вы выкатываете свои машины, двигатель икарбюратор бывают белесыми от инея. Бензин в них испаряется совсем не так, как летом на солнцепеке. Д аи то, что испарилось, вновь конденсируется, едва соприкоснувшись с холодными стенками цилиндра. В таких условиях можно рассчитывать лишь на испарение самых легких фракций бензина, и, чтобы получить работоспособную смесь, фактически довольно бедную, приходится искусственно ее обогащать, то есть создавать избыток топлива вкарбюраторе . Для этого он снабжен различными дополнительными устройствами — утопителем поплавка, воздушным или топливным корректороми другими. Как они рабо ­ тают? * Окончание. Начало — в номере журнала. предыдущемРисунки автораРис. 1. Схема мотоциклетного карбюратора : 1 — смесительная камера; 2 — дроссельный золотник; 3 — седло иглы; 4 — з апорная игла поплавка; 5 — утолитель поплавка: 6 — поплавок; 7 — п оплавковая камера; 8 — соединительный канал; 9 — трубка распылителя; 10 — к анал пневматического торможения топлива; 11 — сопло распылителя; 12 — д озирующая игла; 13 и 14 — «аналы-распылителн системы холостого хода; 15 — регулировочный винт «качества» смеси; 16 — воздушный канал холостого хода: 17 — жиклер холостого хода; 18 — главный топливныйжиклер .Рис. 2. Влияние крена на работукарбюратора. Автомобильные карбюраторы обычно имеют устройства, обеспечивающие, если это необходимо, при общей экономичной регулировке карбюратора дополнительное обогащение смеси (например, при полной нагрузке двигателя, при резком разгоне и т. д.). Карбюраторы дорожных мотоциклов таких или подобных устройств (экономайзеров и ускорительных насосов), как правило, не имеют. Некоторые мотолюбители часто забывают, что простой мотоциклетный карбюратор не может обеспечить одновременно высокую экономичность и максимальную мощность. П режде чем тронуться в путь, предстоит решить, какая из этих характеристик важнее, и соответственно отрегулировать карбюратор. Поскольку мотоциклетный карбюратор ускорительного насоса не имеет, при резком открытии дроссельного золотника возможен кратковременный «провал» мощности из-за обеднения смеси. Есть способ его предупредить? Есть, но посмотрим, насколько он приемлем. Сделаем богаче смесь на том режиме , после которого происходит «провал» мощности. Довольно часто приходится, например, из-за этого значительно обогащать смесь на холостом ходу (прибегать к винту «качества»). Избыток бензина в момент, предшествующий открытию золотника, предотвратит чрезмерное обеднение смеси и связанный с этим «провал» мощности. Но это далеко не такая безобидная мера, как может показаться, особенно в городских условиях, Несмотря на то что регулировка винтом качества сказывается примерно до '/в части полного хода дроссельного золотника, заметно увеличатся расход бензина и отложение нагара в выпускной системе и на деталях двигателя. Атмосфера у тысяч светофоров станет еще неприятнее. В погоне же за хорошей приемистостью при других положениях дроссельного золотника придется поднять дозирующую иглу центрального распылителя. Теперь уже получится обогащенная смесь на всех режимах работы двигателя, что очень сильно повысит расход бензина. Некоторые карбюраторы имеют еще одно регулировочное звено: иглу поплавковой камеры в них можно тоже устанавливать в нескольких положениях. Чем выше она над поплавком, тем ниже уровень бензина в поплавковой камереи беднее смесь. Установка запорной иглы поплавковой камеры влияет на состав смеси при всех положениях дроссельного золотника. Одновременно следует помнить: если два поплавка одинаковых размеров имеют разный вес, то с более легким поплавком смесь будет беднее (легкий поплавок всплывет выше и перекроет доступ бензин? в камеру при более низком уровне). Одна из неприятных «болезней» карбюратора — негерметичность запорной иглы поплавковой камеры. Болезнь «старческая», появляющаяся обычно после довольно длительного срока службы, когда заметен износ конуса иглы и его седла вкрышке поплавковой камеры. Иногда герметичность нарушается ио новом карбюраторе, например из-за попавшей между седлом и иглой соринки. В любом из этих случаев смесь может порой совершенно неожиданно и сильно Переобогатиться, мощность двигателяупадет, возникнут перебои. Иногда из-за этого после остановки горячий двигатель пускается с большим трудом, особенно, если на время остановки не был закрыт бензокран. Поэтому состояние запорной иглы и крышки поплавковой камеры должно быть безукоризненным. Определенный, строго поддерживаемый уровень бензина в поплавковой кам ере — первое условие нормальной работы карбюратора. В связи с этим отметим следующее. Техника вождения мотоцикла-одиночки такова, что уровень бензина в трубке смесителя почти никогда не колеблется. П роезжая по косогору, водитель удерживает мотоцикл в вертикальной плоскости, а на виражах равнодействующая сил веса и центробежных сил пересекает, как известно, след колес, — таким образом, поверхность бензина в поплавковой кам ере остается всегда перпендикулярной к ее оси, а уровень бензина в смесителе постоянен. Иное дело — мотоцикл с боковым прицепом. Если поплавковая камера находится слева от смесительной, то при левом крене на косогоре (рис. 2) смесь станет беднее, так как бензин отходит от трубки смесителя; при правом крене — богаче. При плоских поворотах: налево — смесь богаче, направо — смесь беднее.рация. Возможна она только на прогретом до рабочей температуры двигателе. И в зависимости от сочетания всех свойств двигателя (его компрессии, степени наполнения цилиндров, опережения зажигания, мощности, искры в свече и т. д.) нужна та или иная регулировка, те или иные обороты холостого хода, величина жиклера, положение иглы и так далее. Грош цена регулировке холостого хода на непрогретом двигателе: при езде смесь начнет обогащаться из-за лучшего испарения бензина в горячем двигателе, и регулировку придется делать повторно. Предположим, что у нас все в порядке, двигатель достаточно горяч идаже трос управления дроссельным золотник ом имеет свободный ход. Начинаем с того, что, пустив двигатель, устанавливае м винтом «количества» такие минимальные обороты, на которых он работает устойчиво. Затем, на работающем двигателе, поворачивая винт «качества», стараемся увеличить, насколько удастся, обороты. Обычно это происходит при обеднении смеси (так как с переходом от переобогащенной смеси к нормальной будет увеличиваться мощность двигателя). Отметим, что в карбюраторе К-36 для этого винт «качества» ввертывают, в отличие от других карбюраторов. Если этим способом удается сильно поднять обороты, то их снижают до минимально устойчивых винтом «количества». Иногда после этого приходится вновь вернуться к винту «качества», так как даже небольшое перемещение дроссельного золотника около его нижнего положения существенно сказывается на составе смеси. Таким образом последовательно приходим к тому, что двигатель работает с небольшими оборотами на возможно менее богатой смеси. Иногда, как мы знаем, происходит «провал» мощности при разгоне мотора с холостых оборотов. В этом случае придется смесь на холостых оборотах сделать немного богаче, но лишь настолько, чтобы ликвидировать «провал». После регулировки холостого хода можно приступить к регулировке на средних нагрузках. Она сводится к перестановке дозирующей иглы относительно дроссельного золотника вверх или вниз. Поднятие иглы обогащает смесь в пределах примерно до 3/4 полного открытия дроссельного золотника. При этом становится лучше приемистость, но ухудшается экономичность. Что же выбрать, например, перед дальним путешествием? Практика показала, что подъем иглы всего на одно деление на «Яве-350» м ожет увеличить расход бензина при скорости 7580 км/час на 1—1,5 л/100 км. Стоит ли такой ценой добиваться хорошей приемистости, если предстоит дальняя дорога, где час за часом нужно поддерживать ровный, спокойный темп езды? Здесь есть одна «тонкость» — от подъема иглы больше проигрывает тот, кто едет не очень быстро. Любитель же больших скоростей почти ничего не теряет. Почему? Мы уже говорили о том, что средние скорости (и мощности) позволяют эксплуатировать машину на обедненных смесях, максимальные — требуют обогащения. Подъем иглы практически на влияет на состав смеси при полностью открытом дроссельном золот-КАК РЕГУЛИРОВАТЬ КАРБЮРАТОРСначала нужно напомнить, что на правильную работу двигателя влияет не только карбюратор, но и ряд других систем. П режде чем браться за него, стоит убедиться в исправности свечи и соответствии ее данному типу двигателя (по инструкции), проверить опереже ­ ние зажигания, осмотреть воздухоочиститель, очистить от нагара выпускные окна цилиндра, поршень, головку цилиндра, глушитель... Прочитав это, ни один мотоциклист не придет в восторг, но тому, кто бережет собственные нервы, нужно хоть изредка проверять состояние машины. Правда, есть люди, рассуждающие подругому. Не надо делать ничего, пока мотор не начнет «барахлить». Тогда, в порядке развлечения, м ожно им заняться... Сразу же лезем в карбюратор. Подкрутим ему винты... Порядок! Теперь проверим зажигание. Неправильное? Устанавливаем. Но что это с карбюратором? Изменились обороты? Подрегулируем. Что-то не получается. Вспомнил! Когда в прошлом году заглянул в воздухоочиститель, там было грязно — посмотрим-ка на всякий случай еще раз! Да... придется очистить... Но что это снова с карбюратором? Смесь стала бедной? Ладно, сейчас еще раз подрегулируем!.. (И так далее, пока не надоест.) Каждый двигатель нуждается, как говорят, в индивидуальном подходе. От глушителя, труб, выпускных окон, воздухоочистителя требуется одно — чистота. Их ведь нельзя регулировать. Опер ежение зажигания тоже устанавливается достаточно правильно на неработающ ем двигателе при помощи элементарных приспособлений. Желательно, разумеется, чтобы и механическое состояние двигателя было хорошим. Регулировка же карбюратора — самая тонкая опе15 нике, сильнее же всего он влияет на него при частично открытом золотнике. Если, подняв иглу, продолжать ехать в умеренном темпе, выигрыш будет сомнительным. Резко увеличится расход бензина, приемистость — в меньшей степени. Да и нужна ли она в дальней дороге? Конечно, на больших скоростях расход бензина всегда больше, тем более что пропускная способность главной дозирующей системы определяется ее жиклером, а на меньших скоростях она уменьшается — при помощи дозирующей иглы. Нужно помнить; на высоких скоростях повышенный расход бензина неизбежен, средние же скорости позволяют свести его к разумному минимуму. Поэтому подъем дозирующей иглы имеет смысл для того, кто уже заранее планирует ехать с высокими скоростями — на его путевых расходах это не отразится. Они ведь и так максимальные.О ГЛАВНОМ ЖИКЛЕРЕНужный состав смеси при полностью открытом дроссельном золотнике определяется правильным подбором главного жиклера. Работники карбюраторного завода, конечно, выполнили эту работу достаточно точно. Все жиклеры обычно имеют маркировку, обозначающую их пропускную способность (более подробно об этом можно прочитать в № 9 «За рулем» за 1970 год). Главный жиклер изготовлен по первому классу точности, поэтому, прежде чем брать в руки дрель и рассверливать его (если вдруг возникло такое желание), убедитесь в том, что у вас есть хоть один «нормальный» жиклер в запасе! Кажущееся небольшим увеличение диаметра часто приводит к непоправимому обогащению смеси, падению мощности и перерасходу бензина. На пропускной способности жиклера отражается также состояние его входного и выходного отверстий и их фасок, чистота обработки канала, поэтому обращаться с жиклером нужно очень осторожно, категорически запрещается чистить его твердыми металлическими предметами. В процессе эксплуатации главный жиклер практически не изнашивается, но в калиброванном отверстии могут откладываться смолы, выделяющиеся из бензина и масла, здесь же могут задерживаться соринки. Отложения смол хорошо смываются ацетоном, растворителями «647», «649», спиртом. Если мотоциклист не знает о том, что бензобак нужно основательно промывать хотя бы раз в три-четыре года, у него бывают неприятные приключения. Как правило, двигатель «любит» отказывать во время рискованных обгонов, когда на него вся надежда, на крутом подъеме по горной тропе, над обрывом или, что не менее волнующе, где-нибудь на перекрестке двух широких улиц в часы «пик». Часто это случается и ночью. В процессе эксплуатации дорожного мотоцикла обычно не бывает нужды заменять главный жиклер. Но в отдельных случаях, например при подготовке форсированного двигателя, при установке карбюратора другого типа или воздухоочистителя, необходима иная производительность главного жиклера. В этих случаях надо подобрать его опытным путем.Основным показателем правильности выбора является максимальная скорость мотоцикла. Кроме того, двигатель не должен давать перебоев и «захлебываться» при резком и полном открытии дроссельного золотника. Подбирая главный жиклер, всегда идут от богатой смеси к бедной (в противном случае легко можно повредить мотор). Слишком бедная смесь резко повышает температуру двигателя, что часто заканчивается заклиниванием поршня, приводит к прогоранию его днища или стенки у выпускного окна, где поршень больше всего соприкасается с горячими газами. Наилучший жиклер тот, при котором достигнута наибольшая скорость. Иногда для обеспечения лучшей смазки двухтактного двигателя останавливаются на жиклере, который дает даже немного большее (на 5—10 процентов) обогащение, Одновременно с проверкой скорости оценивают качество смеси по состоянию свечи зажигания непосредственно после работы двигателя на максимальной нагрузке и высоких оборотах. При правильном ее составе концы электродов свечи бархатистые, от темно-серого до светло-черного цвета, изолятор центрального электрода — коричневый. Если электроды и центральный изолятор черные, значит смесь богатая. Светлосерый или белый цвет электродов — свидетельство бедной смеси. Требуемая пропускная способность жиклера зависит от типа воздухоочистителя и его чистоты. Чем меньше сопротивление, оказываемое им потоку воздуха, тем слабее разрежение над соплом распылителя и беднее смесь, и наоборот. Об этом не следует забывать при любых переделках. Некоторые воздухоочистители, особенно с микрофильтрующим бумажным элементом (как на «Яве»), очень чувствительны к скапливающейся в них пыли. На «Яве», например, необходимо периодически заменять фильтр, иначе смесь, постоянно обогащаясь, начинает заметно снижать мощность двигателя.В ГОРАХСостав смеси, производимой карбюратором, зависит также от барометрического давления. Это хорошо известно каждому, кто ездил в горах,— с подъемом быстро падает мощность двигателя. Почему? Во-первых, из-за уменьшения плотности воздуха снижается весовой заряд свежей смеси в цилиндре; во-вторых, сама эта смесь становится чересчур богатой. По данным, приведенным в литературе, с подъемом на высоту смесь обогащается примерно на 6 процентов на каждую тысячу метров, Двигаясь вверх по горной дороге, нужно время от времени изменять регулировку карбюратора. Большая часть карбюраторов не имеет специальных высотных корректоров, позволяющих в должной мере обеднять смесь,— регулировке поддаются лишь режимы частичных нагрузок (опусканием дозирующей иглы) и холостого хода (винтом качества). Возможность замены главного жиклера мы не рассматриваем, так как почти для всех карбюраторов эта работа слишком трудоемкая. Таким образом, при полном открытии дроссельного золотника на больших высотах смесь будет переобогащенной — об этом нужно помнить, особенно когда из-за нехватки мощности то и дело хочетсядать побольше «газа». Совершенно недопустима перегрузка двигателя на малых оборотах, так как попытка увеличить скорость открытием дроссельной заслонки приводит к еще большему падению мощности, перебоям в работе или даже остановке мотора. При пуске горячего двигателя нужно помнить, что смесьочень богатая, и во избежание серьезных неприятностей на это время лучше забыть о существовании утопителя. Не ищите лишних приключений, в горах их и так бывает достаточно. Начало движения в условиях крутого подъема и недостатка мощности не менее сложный момент. Иногда нужно помочь мотору, подталкивая мотоцикл, и одновременно подобрать положение золотника, при котором мотор удовлетворительно тянет и не «захлебывается». В седло лучше сесть на ходу, не теряя скорости, которая и без того мала. Не все горные дороги пролегают в поднебесье. Порой и на небольших высотах они требуют от мотоциклистов определенных навыков. Очень часто мотоциклетным «асам», приехавшим из равнинных районов, приходится здесь трудно. Просчет следует за просчетом. Частенько ошибаются в оценке крутизны подъема или сгууска на перевальных участках, случается, не улавливают момент, когда подъем заканчивается и начинается спуск. Высокий темп движения и крутые закрытые повороты только усугубляют эти ошибки, причину которых, видимо, следует искать в отсутствии привычного «горизонта» перед глазами водителя. В горах его нет. Например, горный хребет гигантской стеной встающий впереди, иногда вызывает иллюзию более крутого спуска, чем он есть на самом деле, Боле^е того, фактически в этот момент дорога может идти даже на подъем. Отсюда нелепые ошибки в выборе нужной передачи: когда двигатель запротестует и, перегруженный, начнет терять обороты, водитель спохватится и... машинально, по привычке, прибавит «газ»! Обычно сразу за этим начинаются перебои в работе, ибо при чрезмерно низких оборотах увеличение газа ничего не дает. Ведь если двигатель перегружен, но дроссельный золотник открыт частично, то скорость воздуха над распылителем еще может быть достаточна для нормального распыления бензина (воздух проходит через сравнительно узкую щель). Хотя мощность и невелика — это еще не «провал». А вот если вместо того, чтобы переключить передачу, пытаются увеличить тяговое усилие мотоцикла добавлением «газа», мощность быстро падает. То, что при этом происходит в карбюраторе, даже отдаленно не напоминает его нормальную работу. С одной стороны, уменьшившееся разрежение ухудшает условия работы распылителя и всей дозирующей системы, с другой — малая скорость воздуха ухудшает его смешивание с топливом, которое теперь попадает в двигатель в самом разнообразном виде — от паров до крупных капель. Какая фактически при этом в цилиндре смесь — богатая ли, бедная ли,— пусть читатель сам решит. Да и смесь ли это вообще? Во избежание подобных головоломок рекомендуется своевременно переключать передачи, не допуская перегрузки двигателя. И карбюратор не подведет вас!э. коноп,инженер16