— Кто из вас Щавелев?.. Вероятно? Вполне. Мало кому не известны имена героев автомарафонов Лондон—Сидней и Лондон—Мехико, а ралли увлекли людей самых разных профессий. «Ралли века» не имели себе равных по протяженности и трудностям. На их огромной дистанции разыгрывались подлинные драмы. Было немало и курьезов. Ну а коль мы настроились на веселый лад, то я позволю себе привести несколько забавных историй, многим, возможно, неизвестных.в ал : «Гонка — легкая прогулка, и, если так пойдет дальше, я надеюсь добраться до стадиона «Ацтека», сохранив свежесть и бодрость». Однако уже в Лиссабоне Гриве заговорил по-другому: «Труд автогонщика — один (из самых тяжелых, играть в футбол — воскресная забава по сравнению с участием в больших автомобильных ралли».„Будем меньше спорить'*Вместе с последними моделями ведущих мировых фирм в ралли ЛондонСидней стартовал «Бентли»... 1930 года выпуска. Не менее экзотическим был и экипаж 39-летнего «старичка» — машину вели два англичанина, в недавнем прошлом чемпионы по... бобслею. А на одном из «фордов» ехала манекенщица из Ирландии Розмари Смит. Вместе с ней стартовала француженка Люсетт Пуэнте. Девушки (говорили каждая только на своем родном языке. «Это и хорошо, — сказала журналистам высокая блондинка Смит, — мы будем меньше спорить на маршруте».Признание прессыМногие западные газеты, которые до этого обходили молчанием советские автомобили, участвовавшие в ралли, после того (как «москвичи» успешно преодолели несколько тысяч километров по дорогам Южной Америки, вынуждены были поместить на своих страницах положительные отзывы. «Дейли миррор» напечатала корреспонденцию Патрика Менена из Ла-Паса, где, в (частности, говорилось: «Советские гонщики доказали, что их страна в состоянии выпускать выносливые, надежные машины». У друхтих команд в ходу была шутка, что победит одна из советских машин технической службы: так успешно сопровождали своих гонщиков советские «технички».Кто из вас Кадочников?В 1967 году в качестве (корреспондента газеты «Советский патриот» вместе с коллегами из журнала «За рулем» я сопровождал первые всесоюзные авторалли, проходившие по маршруту Москва — Минск — Вильнюс — Рила — Москва. На пути участников выло множество небольших населенных пунктов. Именно здесь публика проявляла особый интерес к гонщикам и .их автомобилям. В одном городке {точно не помню, как будто в Опочке Псковской области), чтобы отвлечь от себя внимание « получить возможность продолжать соревнование, кто-то из спортсменов в ответ на расспросы объяснил: — Мы торопимся, да и вряд ли что интересное сможем вам рассказать, а вот в машине, идущей за нами под N 40, едет артист Кадочников, тот са& мый, что сшшалЩв картине «Подвиг разведчика». Он вам расскажет много интересного, споет и спляшет... л Стоило машине под «роковым» номером (затормозить у заправочного пункта, как оба гонщика (кажется, инженер и врач, даже не участники самодеятельности) в один миг были извлечены из автомобиля. — Кто из вас Кадочников? — один И тот же (вопрос повторяли десятки людей. — Спойте что-нибудь... Расскажите, как вы снимались о кино, iтребовали от обоих «.Кадочниковых» сразу. С большим трудом удалось экипажу наверстать на следующем этапе время, потраченное на разъяснение, что «никто 'из них не имеет отношения к кино*. Почти пятнадцать лет прошло с тех пор. Популярность ралли возросла до таких масштабов, .которые не виделись иа мечтах даже самым ярым их приверженцем. И в сегодняшнем варианте етот забавный эпизод мог бы выглядеть уже совсем по-другому. Ну, скажем, так. Едет группа артистов на нескольких автомобилях. И вдруг ш каком-то городке останавливают и окружают inje^ вую машину:„Роллс-ройсы" — машины для асфальтаИз Лондона в Мехико два экипажа стартовали на фешенебельных «роллсройсах». Машины этой марки не участвовали в массовых состязаниях с 1913 года. Поначалу автомобилисты были очень довольны своими шикарными каретами: на контрольных пунктах они ничего' не ремонтировали, а лишь смахивали особыми щеточками пыль. Удобно было в поместительном салоне отдыхать и есть. Но горных дорог Южной Америки «ройллс-ройсы» не выдержали и сошли с трассы.От Москвы до Бреста«Горы теперь не люблю, — рассказывал по возвращении домой водитель такси из Вильнюса Леонтий Лотапчик. — Почти 1000 километров — это расстояние от Москвы до Бреста — пришлось проехать в горах Южной Америки на первой и второй передачах. Быстрее было невозможно: там оплошные повороты. Такая езда — пытка для водителя».„Футбол — воскресная забава 46На дорогах Югославии были два участка скоростных испытаний. Неожиданно для многих один из них выиграл экипаж в составе профессионального гонщика Тома Фола и... 'известного английского футболиста Джимми Гривса. Гриве был самым популярным участником ралли Лондон—Мехико. На контрольных пунктах его одолевали фоторепортеры, любители автографов. Поначалу знаменитый форвард в силу своих футбольных привычек не скупился на высказывания, охотно расписывался, позировал фотографам около своего автомобиля. В Софии Гриве ска-Привыкаешь даже к автомарафонам(По возвращении в Москву я спросил одного из «марафонцев» Валерия Широченкова: — Что вы делали в первый день после финиша в Мехико? — Первые сутки спали как убитые. А потом ходили на футбол, смотрели корриду, были гостями художника Сикейроса... Человек привыкает ко всему, д ажек автомарафонам. В. ДВОРЦОВ Рис. М. Капшрина33