10
11
У НАС В ГОСТЯХ ЖУРНАЛ!Ж урнал «Техника и вооружение», орган Министерства обороны СССР, начал издаваться в то время, когда, победоносно завершив гражданскую войну, советский народ приступил к мирному строительству. Коммунистическая партия, выполняя заветы В. И. Ленина о защите социалистического Отечества, большое внимание уделяла оснащению Красной Армии. Читатели журнала «Война и техника» — так он назывался вначале — имели возможность получить широкое представление о перспективах развития боевых и транспортных машин, о новинках в этой области, создаваемых отечественной промышленностью. Н а страницах журнала освещались вопросы организации и применения бронетанковой и автомобильной техники, ее ремонта как в мирное, так ив военное время. С середины 1942 года по I960 год в издании журнала был перерыв. Необходимость возобновления его выпуска возникла с началом важнейшего этапа в послевоенном развитии наших Вооруж енных Сил, когда войска стали получать ракетно-ядерное оружие, новейшую боевую технику, повлекшие за собой коренные, революционные преобразования в теории военного искусства, в организации войск, методах обучения и воспитания воинов. На страницах журнала «Техника и вооружение» находят отражение мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства в области военного строительства, ведется обмен опытом обучения и воспитания личного состава.В числе постоянных читателей журнала — большой отряд танкистов и автомобилистов. Для них — практические советы по эксплуатации техники в разных условиях. В мае «Технике и вооружению» исполняется тридцать лет. Являясь активным помощником командиров, политработников, инженерно-технического состава, журнал и впредь будет вести целеустремленную пропаганду научно-технического прогресса в армии, авиации и на флоте, помогать формированию у воинов высоких профессиональных качеств, воспитывать веру в советскую боевую технику, готовность выполнить любой приказ Родины.Полковник И. АГИБАЛОВ, главный редактор журнала «Техника и вооружение», заслуженный работник культуры РСФСРВетер, пыль и дистанцияВ сухое время года облака пыли, поднимаемые машинами и ветром, усложняют условия для движения, особенно в песчаной местности. В такой дорожной обстановке руководствуются общей рекомендацией: автомобиль следует вести на границе облака пыли от впереди идущей машины. Однако она нуждается в.-'.. 2ьонициоШка пылиЩрЮ - 20н_ Jfhnpo6/ienue Л ВетраtВетра -*—(jonpa8fienueЧПредел^имости^^'^/^М.^Листанная,йЦ-Зк шн_|конкретизации. В ней, в частности, ничего не сказано о том, к ак должен вести себя водитель в зависимости от направления ветра.вПри боковом ветре облако пыли, образуемое встречным потоком воздуха и колесами, сравнительно быстро сносится в сторону. В этом случае видимость и условия для поддержания высоких маршевых скоростей удовлетворительны. Но каждый водитель, ведя машину на границе облака пыли, невольно сокращает дистанцию. Так, при скорости 3040 км/час она достигает 10 — 20 м, когда экстренная остановка уже затруднительна. Если дует встречный или попутный ветер, облако пыли удлиняется до 200 — 500 м. Движение на его границе приводит к чрезмерному растягиванию колонны, дистанция между машинами может достигать 300 м. Для водителей, работающих в пустынно-песчаной местности, необходимы та-. кие рекомендации по правилам вождения одиночных автомобилей ив составе колонн, которые способствовали бы безаварийной работе, а также увеличению средних маршевых скоростей. В некоторых передовых автомобильных подразделениях разработаны и успешно применяются следующие правила. Когда водитель отчетливо просматривает дорогу и впереди идущую машину,он соблюдает дистанцию какв обычных условиях. При боковом ветре держит такую же дистанцию, но уже от границы облака пыли, образуемого идущей впереди машиной (рис. 1). Скорость машины в этом случае зависит от того, с какой силой ветер сносит облако с дороги, и может достигать 30—40 км/час, т ак « а к средний и сильный боковой ветер создает наиболее благоприятные условия для движения. Организуя марш, командиры при выборе маршрута по возможности учитывают направления господствующих ветров. При встречном или попутном ветре видимость лежащей впереди дороги ухудшается. Поэтому водитель должен выдерживать дистанцию от границы плотной завесы облака пыли (рис. 2). Опыт показывает, что при строгом соблюдении скорости движения (10 — 20 км/час) и дистанций колонны не разрываются. Если облако пыли внезапно закроет дорогу, то следует быстро затормозить и включить задние фонари. Как только пыль осядет и появится видимость, можно возобновить движение. Приведенные здесь рекомендации приемлемы и для водителей одиночных машин. При попутном ветре, когда скорость его не превышает 25—35 км/час, если позволят дорожные условия, можно обогнать облако пыли. Майор-инжеиер М. ГУТОВБТР-60ПАwP '*\?\"iii>J" ''^•T^fc А - УI%\ лУШм_м \1 К\лирник '^LV* *k >v "X |<8Щ; зВ^\яП » л.v. -'^." ••Qtf ^^^^^вШ|^ш!mc.я.* • -г• "*;' .*:' v**t3санический перебросить 1Среди многих профессий военного автомобиля есть итакая . Это тяжелый ме мост на автомобильном шасси ; с читанныеминутынужны , ч тоб ! i его через воднуюпреграду . Фото Ф . Л евшин .iОбогнув опушку леса, к .реке выходятбронированныемашины . П ервая , за нейдругая , т ретья . С пуокаютоя ев воду и ходко плывуткпротивоположному берегу. П онадобилосьнесколько минут, чтобы высадить десант мотострелков. Неомотря на кажущуюся громоздкость, Б ТР - 6 0ПА (а именнона этих машинах и переправлялись мотострелки) отличается прекрасной плавучестью. Основу плавающего бронетранспортера составляет сварной герметичный лодкоо бразный броневой корпус. В носовой части его размещено отделение управл ения , в средней — места для десанта. З а дорогой во времядвижения ком андириводительследят через смотровые люки , з ащищаемыенамаршеветровыми 'стеклами, а в бою пулестойкими стеклоблоками. Специальные приборы ночного виденияпозволяют вести наблюдениеив темное время суток. Мотострелки с личным оружием размещаютсянасиденьяхвдоль бор-10 ПЛАВАЮЩИЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕРтеш корпуса. При необходимости они могут .вести огонь через специальные люки, обычно прикрытые броневыми крышками. БТР вооружен пулеметом калибра 7,62. Для посадки и высадки служат десантные люки, также снабженные герметичными броневыми крышками. В кормовом отделении размещена силовая установка — два параллельно расположенных бензиновых четырехтактных шестицилиндровых двигателя, каждый из которых имеет собственную коробку передач. Управление карбюраторами, сцеплениями и коробками передач сблокировано (совмещенные приводы). Рядом с двигателями установлен подогреватель, облегчающий пуск при низких температурах. Здесь же — водометный движитель, обеспечивающий движение бронетранспортера на плаву, радиаторы системы охлаждения и бензобаки. От двигателей крутящий момент передается через сцепления на короб.ки передач, раздаточные коробки, карданные валы и далее к колесным редукторам и колесам. При этом левый двигатель приводит во вращение колеса первого и третьего, а дравый — второго и четвертого ведущих мостов. Такое устройство позволяет продолжать движение, даже если выйдет из строя один двигатель. Колеса снабжены широкопрофильными шинами. Водитель в зависимости от дорожных условий может изменять давление в шинах от 2,6 до 0,5 кг/см 2 , тем самым уменьшая удельное давление на грунт и увеличивая проходимость машины. В случае же повреждения одной или нескольких шин компрессоры через систему централизованной .подкачки восполняют утечку воздуха, что .позволяет продолжать движение до ближайшего укрытия. Трансмиссия БТР-60ПА выполнена по мостовой схеме. Плавность хода обеспечивает независимая торсионная подвеска всех колес, работающая совместно с мощными гидравлическими телескопическими амортизаторами. Управлять бронетранспортером водителю помогают гидроусилитель рулевого привода и гидропневмопривод тормозов. Следует сказать еще и об условиях1 — смотровой люк командира; 2 .— прожектор; 3 — крышка люка командира; 4 — пулемет; 5 — люки и сиденья десанта; 6 — двигатели; 7 — радиаторы; 8 — топливный бак; 9 — глушитель; 10 — амортизатор; 11 — редуктор колеса; 12 — рычаги подвески; 13 —'крышки люков (бойницы); 14 — колесный кран; 15 — сиденье водителя; 16 — волноотражатель; 17 — буксирный трос; 18 — сиденье командира; 19 — люки воздухопритока. 20 — решетка; 21 — редуктор; 22 — днище; 23 — винт; 24 — заслонка. 25 — лебедка; 26 — главная передача; 27 — редуктор лебедки; 28 — раздаточная коробка; 29 — коробка отбора мощности к водометному движителю; 30 — коробка передач. обитаемости в машине. Воздух прогоняется вентиляторами через радиаторы системы охлаждения и, нагревшись, направляется под полик десантного отделения. Затем он выбрасывается вперед через лючки на ветровые стекла, предохраняя их от обмерзания. Высокая подвижность и проходимость бронетранспортера БТР-60ПА способствует повышению маневренности наших мотострелковых частей и подразделений на поле боя. Полковник В. НИКОЛАЕВТрансмиссия Водометный движительУстройство БТР-60ПА11