12
13
ItV Ъ*—ъу+£е&ыр r-\^ Ч у ^ Ч МИНУСИНСК^ VlUVUJEHcifcEСАЯНСКОЕf%АЙНА•~7^А6АЗА я)Ч ^ ^-^11//,4|рА«Приступить к формированию Саянского территориально-производственного комплекса в составе Саянской ГЭС, алюминиевого и вагоностроительного заводов, крупного завода стального литья, предприятий по переработке цветных металлов, предприятий электротехнической, легкой и пищевой промышленности».ним разместится завод по переработке цветных металлов. А на перегоне между Абаканом и Минусинском появится десяток крупных электротехнических предприятий. Энергию и жизнь им даст Саяно-Шушенская ГЭС, строительная площадка которой раскинулась на берегах Енисея в 100 километрах к югу от Абакана. Грядущее здесь на каждом шагу переплетается с дорогими реликвиями прошлого. Сосед Абакана — Минусинск знаменит музеем древнейшей материальной культуры, основанным русским ученым Мартьяновым, и библиотекой редких книг, которыми пользовался В. И. Ленин, когда находился в ссылке в этих краях. Через село Каэанцево идет дорога в Шушенское. Оно восстановлено в прежпоявился и второй выход к рельсовому пути, замкнувший кольцо, именуемое здесь Саянским. На 195-м километре — остановка. Перед пассажирами автобуса — незабываемая картина: на гребне могучего хребта вырисовываются фантастические скалы-башни, камни-перья, диковинные туры. Весь этот грандиозный ансамбль, неведомо каким ваятелем созданный, производит ошеломляющее впечатление. Рассказывают, что чудо-город — развалины некогда существовавшей сторожевой крепости, где укрывалось горное племя саян. Стало смеркаться. Автобус осторожно спускался с последнего перевала — Веселого. Впереди — россыпь огней. ЭтоКызыл. «Икарус» пробежал по мосту, недавно перекинутому через Енисей, остановился возле гостиницы. Позади — 436 километров. Двенадцать часов в пути. Двенадцать часов сменялись картины горных пейзажей, одна удивительнее другой. В столице Тувинской республики, на набережной Енисея высится обелиск с надписью «Центр Азии». И еще одна достопримечательность города — музей. 8 его залах собраны памятники одной из древнейших цивилизаций на земле. Из Кызыла кольцо ведет на запад республики — в Ак-Довурак. Д о негоВЕРХНЕУСЙНСгЮЕ^»^\ | Щ В УРА КШАГОНАР— Вот это да1 — удивлялся мой сосед по автобусу. — Настоящая поднебесная дорога! Наверное, выше ее мало на свете сыщешь...'&W<kУдивляться и восхищаться было чем, Мы ехали по Усинскому тракту, что пролегает через заснеженные хребты Саян. Дорога вела мимо скалистых зубцов, прорезывающих толщу облаков. Кругом — наледи и снежницы. Из расщелин наползал туман. Островерхие пихты и ели цеплялись за оплечья гор, смягчая суровость пейзажа. И так на десятки, на сотни километров!.. Вот уже несколько часов многоместный «Икарус», курсирующий на линии Абакан — Кызыл, то одолевает кручи, то спускается в низины, петляя по головокружительным серпантинам горной дороги. Свое увлекательное путешествие по Саянам я начал в Абакане. Скоро город и весь край преобразятся. Возле Абакана вырастет самый крупный в стране вагоностроительный завод. По соседству с Автомобиль вскарабкался на высоту 2206 метров. Западно-Сибирский перевал — высшая точка Саянского кольца.нем доподлинном виде; тридцать три крестьянских усадьбы, волостная управа, бани, амбары, кутузка, кабак, сельская лавка. Усинский тракт, связывающий Кызыл, столицу Тувы, с железной дорогой, начинали строить каторжане еще в 1914 году. Единственными орудиями были лопата и тачка. Многих каторжан приковывали к тачкам на целый день... До последнего времени тракт был единственной в республике автомагистралью. С открытием дороги Ак-Довурак — АбазаНовые дороги позволили развернуть научные работы в бывших «медвежьих углах» Западного Саяна. Это лагерь новосибирских геологов в тайге.12 кол ьцо«Расширить строительство и реконструкцию автомобильных дорог, особенно в сельскохозяйственных и новых промышленных районах».Из Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы 300 километров. Дорога — современное шоссе, пролегающее по суховейным степям со стадами верблюдов, отарами овец, табунами лошадей. Снежистая кромка поднебесных кряжей Западного Саяна виднеется справа. Жаркий ветер раскачивает побуревшие травы. Шагонар. Здесь готовятся к тому, что этот городок и дорога скоро окажутся на дне моря, которое разольется после пуска Саяно-Шушенской ГЭС. Дорожники уже приступили к прокладке объездной автомагистрали. В районе Шагонара внимание привлекают развалины крепости, древние курганы и рисунки на скалах, сделанные рукой неизвестного художника тысячелетия назад: охотничьи сцены, животные, иероглифы. Ученые торопятся успеть с раскопками курганов до затопления, а скалы с рисунками и крепость предполагается сохранить, Вот и Ак-Довурак. Тувинцы, пасшие здесь скот, часто находили зеленоватые волокна, похожие на лен. Бросали их в огонь, но они не горели. Геологи, исследовав недра горного массива, обнаружили неисчислимые запасы первосортного асбеста. Вскоре здесь возник асбестовый комбинат. Всю готовую продукцию он вывозит к ближайшей железнодорожной станции Абаза. Через горы до нее 238 километров, а если ехать кружным путем по Усинскому тракту—на полтысячи больше. И вот началось строительство высокогорной автомобильной магистрали. На опасных кручах трудились два отряда. Шли они навстречу друг другу — один из Ак-Довурака, другой — из Абазы. Среди строителей было немало студентов из Москвы, Киева и Одессы. Тайга наполнилась рокотом самосвалов и бульдозеров. Вскоре новая автомагистраль связала не только комбинат с железной дорогой, но и западные районы Тувы с Хакассией. Водители на новой дороге предупреждают: зимой обстановка на трассе сложная — густые облака, снеговые заносы, таежное безлюдье. Не каждый шофер может водить машину в таких условиях. Автотуристам появляться здесь в зимнее время не следует. Летом — пожалуйста! На полдороге имеется заправочная станция и пункт технической помощи.5 0 ЛЕТСССРНовая дорога проходит сквозь сосново-кедровые леса, мимо живописных скал и гор и заканчивается в Абазе. Отсюда до Абакана тянется старый сибирский тракт длиной 190 километров. Сейчас он капитально реконструируется. Пройдет немного времени, и на его месте появится первоклассная автострада. Она замкнет Саянское дорожное кольцо — круговой маршрут протяженностью 1164 километра, связывающий воедино промышленные центры Тувы. Саянское кольцо для любителей авто- и мототуризма — это невиданная по красоте кольцевая высокогорная дорога. Она уже ждет гостей. Во всех районных центрах туристы найдут гостиницы, столовые, заправочные станции и пункты технической помощи. А в пути — волшебные места нетронутой природы. Усинский тракт — главная транспортная артерия Тувы. Суровую тишину поднебесья нарушают лишь двигатели тяжелых грузовиков, взбирающихся по серпантиеу горной дороги. Ал. КУЗНЕЦОВ Абанан —Кызыл — А н-Дову рак — Абакан Фото В. Опалина, А. Остапчуна, А. Полянова3. <3а рулем» № 513