16
17
ИЖЕВСКИЙ «МОСКВИЧ»В нынешнем году более ста тысяч автомобилей с маркой ИЖ сойдет с главного конвейера завода.Сегодня соседство этих двух слое стало уже привычным. Автомобили из Удмуртии колесят по всей стране, и число их растет день ото дня, обретая все новых и новых владельцев. В декабре:, когда будет отмечаться 50-летие образования СССР, выпуск их достигнет рекордной для предприятия цифры—105 тысяч за год. Каков же он, этот уральский двойник «Москвича», в чем его отличия от московского собрата? Чтобы ответить на эти частые о почте «За рулем» вопросы, мы обратились к руководству Ижевского завода с просьбой выделить автомобиль «Москвич-412» для испытания — ж ур ­ нального теста. Редакционная практика последних лет, равно как и опыт наших коллег из многочисленных автомобильных изданий социалистических стран, убеждают, что именно так лучше всего оценивать «потребительские качества» машины — ее надежность, удобства, особенности эксплуатации. Наша просьба была (удовлетворена, и мы вылетели а Ижевск. Панорама завода открывается издалека. Справа от нового шоссе, на возвышенности, воздвигнуты его корпуса, одетые в бетон и стекло. Вообще, каждого, кто не был в Ижевске последние семьвосемь лет, приятно изумляют происшедшие здесь перемены. Город разросся, похорошел. Появились новые улицы с современными домами. В центре поднялись административные здания, а Дворцу спорта и новому стадиону просто может позавидовать любой город. И все же самым значительным нам показался Ижевский автомобильный. Красавец завод! Увидев его, не только представляешь, какой большой вклад сделан здесь в наше автомобилестроение, но и начинаешь понимать, что об этом заводе еще мало пишут и мало знают. Сказалось, видимо, то, что он строился одновременно с автогигантом в Тольятти, масштабы которого невольно затмили меньшего «собрата по профессии». А Между Тем автомобильное производство в Ижевске не просто новое, а ещеи весьма интересное, если говорить о технической стороне дела. И даже не потому, что в его оснащении участвовали лучшие наши машиностроительные предприятия и такие известные зарубежные фирмы, как «Рено». В технологической схеме завода заложен самый перспективный и разумный метод — максимальной специализации. О н по сути превращает процесс производства автомобиля в сборку его из готовых агрегатов и узлов, поступающих с других предприятий. Сегодня, правда, можно еще говорить о некоторых неудобствах этой схемы — бывает, что качество получаемых изделий не отвечает высоким требованиям или срываются сроки поставок, но все понимают: это временное, так сказать, изд ержки роста. Линия же технического прогресса в автомобилестроении не в том, чтобы делать все самим, а в специализации и широкой кооперации. На новый завод поступает традиционная для всех автомобильных предприятий продукция «смежников» — покрышки, стекло, электрооборудование, резинотехнические изделия. И, наряду с этим, идут на сборочные конвейеры из Уфы, Перми, Воткинска и многих других городов готовые агрегаты — двигатели, коробки передач, передние подвески, задние мосты, радиаторы. Территория Ижевского автопроизводства — свыше 120 гектаров — меньше Волжского, но и его службы пешком не обойдешь. Да мы и не ставили перед собой такую задачу, понимая, что рассказать о современном автомобильном предприятии в небольшой журнальнойстатье дело непосильное. Нас интересовала более узкая тема. Как в процессе постройки автомобиля закладываются надежность и долговечность — качества, которые « е без основания считают своего рода визитной карточкой завода, аттестатом его технической зрелости. Из чего складываются эти качества, от чего зависят? В значительной степени от трех составляющих: а) конструкции, б) материалов и изделий смежных предприятий и в) технологии изготовления — штамповки, сварки, сборки. Поскольку конструкция «Москвича», спроектированного на автозаводе имени Ленинского комсомола, прошла самую строгую проверку временем, включая и сверхмарафонские ралли, а за качество комплектующих изделий отвечают заводы-изготовители, нас больше всего занимала третья составляющая. Принято считать, что легковой автомобиль — это прежде всего кузов. Д а , кузов наиболее дорогая, а потому и наиболее ответственная его часть. Основные поверхности кузова штампуют из листового металла и соединяют точечной сваркой. Как это делается? В путешествие по основным цехам мы отправились в сопровождении руководителя одной из групп отдела главного конструктора Михаила Алексеевича За сынкина. Как и большинство работающих здесь специалистов, он довольно молод и влюблен в завод. Ведет он нас к «началу начал» .— широкому въезду в прессово-кузовной цех, куда подается сырье — стальной лист. Мы следим за тем, как механические руки подхватывают листы и передают к прессам-великанам. Вот один из них зашевелился, проглотил заготовку, придавил ее многотонным штампом и тут же «выплюнул», придав форму кры-и ши кузова . На наших глазах гладкие листы металла обретают автомобильную плоть. Прессы-автоматы выплескивают поток будущихкрыш , д верей , бамперов, крыльев, капотов. М ыидем по цеху и то тут, то там замечаем желтые островки. Подходим кодному из них: к онтрольныеприспособ ­ ления, шаблоны, о крашенные яркой краской . Возле них девушкив таких же заметных халатах. Это службаконтро ­ ля. Она тщательно проверяет работу каждой линии прессов. Деталь кузовадолжна точно соответствовать эталону, или, к акегоеще называют, «мастер-модели». Малейшее, в миллиметр, о ткло ­ нение — останавливают пресс и, если требуется, р емонтируют штамп. М ы наб людаем , как ведется контроль по фор ­ м е , по прилеганию , по чистоте поверхности, и делаем для себя вывод: на сварочных операциях такие детали будут стыковаться идеально. — П о - д ругомуи быть не может , — подтверждает Михаил Алексеевич. — Если у детали будут неровности, «гофры», ее просто-напросто не подгонишь . М ыубеждаемсяв этом, к огдапере ­ х одимвсварочно - с борочный цех. Здесь, как ивпрессовом , — царство автоматов и полуавтоматов. Металлические шланги сприсосками придают сварочн ыммашинамподобиедиковинных осьм иногов . Но на этом сходство сживы ­ ми существами кончается. Все, что в той или иной степени сказывается на руч ­ ной сварке , — ф изическое состояние человека, настроение, усталость — здесь начисто исключено . О ператорнажима ­ ет кнопку , и все электродыодновремен ­ но припадают к металлу, а через мгно ­ венье так жедружно от него отходят. — Посмотрите шов ! — П еред нами только что вышедшая из сварочной ма ­ шины часть автомобиля. На языке заводчан она называется «гитара сбрыз ­ г овикомв сборе», а попросту говоря , — деталь кузова, к оторая образует нишу для заднего колеса. Ш ов идеальный. Точки сварки на абсолютно равном расстоянии, нет ни пропусков , ни следов пережога или непровара. Но и здесь контроль, контроль, контроль. Сварочные машинысгруппированыв линии «щитка», « б рызговика » , « б окови ­ ны» и т. д. Отштампованные панели сваривают на многоэлектродных машинах воедино — и появляется скелет, остов машины — «черный» к узов . Молодое ижевское предприятие ужестрадициями . Высокое качество кузо ­ вов — одна из них. Еще когда не было этого огромного завода, а существовало только экспериментальное производство (на привозных штамповках), сварка ку ­ зова была предметомособой заботы иособойгордости . Такое жеотношениек ней сохранилось и поныне. Так решается проблема качества на самом начальном этапе создания ижев ­ с кого автомобиля. Дальнейшие операции, к оторые мы толькоупомянем , п ри ­ званы, г оворяязыком военных, з акре ­ пить и развить успех. Это электрофореэ ная грунтовка кузова , о краскамсушка его сприменением новейших технологи ­ ческих процессов иоборудования и, нак онец , с борка на конвейерах. Общая длина их — почти 37 километров , но, как ивсюду на автозаводах, в центре внимания главный сборочныйконвейер . З адержимся здесь имы . Подвесные конвейеры протянулись заводу на многие километры. поСтало как-то привычным сравнивать его ерекой , по которой плывут кузо ­ ва, обрастая деталями. Это пусть иоб ­ разная, но все же внешняя сторона де ­ ла. Куда важнее его внутреннее содер ­ ж ание . Н есмотря на обилие механизмов , р ешающее слово на этой, заключительной стадии производства за людьми . Их квалификация, сознательность, трудовые навыки играют первостепенную роль. Не случайно именно здесь нет-нет да и появляется то, что потом дает о себе знать в виде рекламаций , п исемв редакцию, — дефекты сборки. Завод за короткийсрок сделал скачок к стотысячной отметке . А производ ­ ство все расширяется. Тут жев цехах идет установка нового оборудования , м онтаж , наладка. К концу пятилетки вы ­ пуск автомобилей удвоится, и «москвичей» завод будет давать столько, скольк оиАЗЛК . Вместе с новым пред ­ п риятием растут люди . О ни осваивают технику, п риобретают опыт итрудовуюсноровку . И в этом залог высокогока ­ чества ижевскоймарки . Наверно, на этом можно было быпо ­ ставить точку и от знакомства спроиз ­ водством перейти кредакционному тесту. Но статья об Ижевском автозаводе появится в знаменательное времяподго ­ т овкикпразднованию 50-летия СССР, а потому нуждается в послесловии. ...Удмуртия строит автомобили. В этом примере , как в тысяче других, видна глубокая сущность нашего социалистич еского строя. П одобномногимпред ­ приятиям, И жевский автозавод вызван кжизнитрудом советских людей всех национальностей. О н не мог бы появиться без плодотворной помощи братских республик. Вот лишь несколько фактов. На московском заводе имени Ленин ­ с когокомсомола учились ижевцыстро ­ ить автомобили. Щ едро , п о - д ружески раскрывали москвичи свой богатый опыт. Воздвигали производственныекорпу ­ са, монтировали оборудгвание , п уска ­ ли завод русскиеиудмурты , у краинцыи татары, б елорусыи чуваши. О товсю ­ ду, со всех концов страны шли сюдаэшелоныс металлом, с теклом , станками. Сегодня всозданииижевского « М оск ­ вича» участвуют десятки заводов из разных республик : Башкирия дает двигатели, М ордовская АССР — р езино ­ технические изделия, М осква — п окры ­ шки. «Концентрация материальных средствОкраска кузова проверяется в специальных бестеневых камерах. Фото Б. К орзинаи усилий, бескорыстная взаимная по ­ м ощь советских народов позволили соз ­ дать во всех республиках высокоразви ­ т ую промышленность...» — читаем мыв Постановлении ЦК КПСС «О подготов ­ ке к 50-летию образования СоюзаСо ­ ветских Социалистических Республик». Бывшая полуфеодальная окраина царс кой России — У дмуртия благодаря по ­ м ощи братских Советских республик стала крупным промышленным районом страны, к раеммашиностроения , к раем автомобилестроения. М . ТИЛЕВИЧ, спецкор «За рулем» Удмурская АССР, г. Ижевск