Окончание. Начало — на стр. 32. Как видите, подробный график дневного перехода предусматривает все: время начала и конца движения, среднюю скорость, пункты отдыха, обеда, заправки, посещение достопримечательных мест и т. п. Некоторых такой жесткий порядок и само слово «график» пугают. Напрасно. Опыт показывает, что без него ни в каком мало-мальски серьезном походе все равно не обойтись. Он — залог безопасности в пути и успеха в выполнении задуманных планов. Теперь самое время сказать, что же такоеМаршрутная книжкаВо многих наших городах существуют клубы автомототуристов. Они входят в систему Советов по туризму и экскурсиям и среди многих прочих дел занимаются оформлением спортивных разрядов по туризму. Если в вашем городе или в области есть такой клуб (а это легко узнать в Совете по туризму и экскурсиям), нужно обратиться в маршрутно-квалификационную комиссию клуба с просьбой зарегистрировать поход, определить его категорию сложности и выдать маршрутную книжку. Члены комиссии, опытные туристы, внимательно рассмотрят заявки, ознакомятся с квалификацией участников, готовностью группы. Они могут порекомендовать как-то изменить маршрут, может быть, подскажут более удобные варианты движения. Разрешение на поход вписывается в маршрутную книжку, которая выдается руководителю группы. Она — одна на всех. В узловых и поворотных пунктах маршрута в ней нужно делать отметки (ставить штампы). После возвращения книжка будет служить основным документом, подтверждающим прохождение маршрута. По ней комиссия клуба окончательно утвердит категорию сложности, выдаст всем участникам так называемые накопительные справки. По совокупности этих справок вы и будете в дальнейшем получать спортивные разряды в соответствии с Единой Всесоюзной спортивной классификацией. Все это, видимо, выглядит скучновато и отдает бумажной волокитой. Но, к сожалению, другого ничего не придумаешь. Ведь группа уходит, частодалеко, и то, что поход совершен, должно как-то подтверждаться. Мы рассмотрели все, основываясь на предположении, что в городе или области есть клуб автомототуристов. Если такого нет — и это не беда. Есть еще республиканский клуб (его адрес тоже можно узнать в республиканском Совете). Наконец, если ив республике клуба нет, нужно просить о помощи Центральный клуб автомототуристов (127473, Москва, И-473, ул. Делегатская, 21/2). А после похода, конечно, следует создать свою организацию на месте. Понятно, что одному со всем не справиться. Важно разделить труд, распределить обязанности. В какой-то мере эта задача уже решена — есть руководитель группы. Остается определить механика и ответственного за хозяйственное обеспечение.Механик в период подготовки должен лично осмотреть каждый мотоцикл, советом и делом помочь каждому подготовить технику наилучшим образом, составить список запчастей, распределить их по мотоциклам. А в дороге ему придется труднее всех — он будет замыкать колонну и отвечать за то, чтобы никто не отстал и не потерялся. Не менее серьезные задачи предстоит решить и «хозяйственнику». Он должен заранее продумать, какие продукты взять с собой (хотя бы как <НЗ»), как их упаковать и разместить, чтобы они за дорогу не превратились в малоаппетитное месиво, побеспокоиться о ночевках, о заправке машин, о дневках и питании. Словом, настроение группы в пути во многом зависит от этого человека. Одному ему, конечно, не справиться, но он может рассчитывать на помощь каждого. Здесь преднамеренно опущен список запчастей и снаряжения. Во-первых, в этом деле все зависит от сложности и протяженности похода, от состояния и типов машин, от подготовленности участников и еще от десятка причин, включая особенности характера водителя. Во-вторых, общие рекомендации на этот счет не раз приводились в книгах М. Гинцбурга, есть они ив последней брошюре В. Алексеенко и Ф. Мамаева «Мотоциклетный туризм». Я вспоминаю один из своих первых походов. Мы тогда, кажется, предусмотрели все. А когда 'Вернулись домой, оказалось, что у нас почти нет интересных фотографий, а о записях и говорить нечего. Чтобы этого не случилось, советую поручить ведение дневника и фотодневника пассажирам. В хлопотах время летит быстро. Но если у вас еще осталось хотя бы дветри недели до старта — используйте их для тренировочных выездов. Постарайтесь в эти субботне-воскресные поездки все делать «по-настоящему» — и отъезд, и движение, и привалы, и ночевки. Отработайте сигналы, взаимопонимание. Присмотритесь друг к другу. Может быть, пока не поздно, с кем-то лучше расстаться, кому-то что-то подсказать, кого-то поправить. Этот опыт очень пригодится в пути. Несколько замечаний по организации движения. Возглавить колонну должен, конечно, руководитель. Он оценивает ситуацию, выбирает скорость движения. Его сигналы должны дублироваться каждым участником и исполняться немедленно. Замыкает колонну механик. В середине группы^менее опытные. Скорость на широких, не загруженных дорогах лучше держать около 80 км/час, дистанция — примерно 3040 метров. Самый опасный маневр — обгон. Его каждый выполняет самостоятельно. Если вы отправляетесь в поход, не преследующий каких-то агитационных целей, лучше, чтобы группа состояла из трех-четырех мотоциклов, желательно — однотипных. Большие колонны обязательно следует разбивать на пятерки, назначая во главе каждой старшего. Вот, в основном, необходимые рекомендации, которыми хотелось поделиться. Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта/КНИГИпоЛитературы по мотоциклетному спорту до сих пор выпускается нрайне мало. Вот почему каждая книга, будь то учебное пособие или сборник очерков об известных спортсменах, встречается любителями мотоспорта, спортсменами и тренерами с большим интересом. Такую литературу трудно переоценить: она помогает популяризировать среди нашей молодежи технические знания, мотоциклетные соревнования, дает спортсменам и их тренерам рецепты повышения мастерства. Среди книг, выпущенных в последнее время издательством ДОСААФ, наибольший спрос имела «Мотоциклетный кросс (подготовка гонщиков)»* Ю. И. Трофимца. И это понятно. Ее автор — заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта хорошо известен как вдумчивый наставник и воспитатель. Он подготовил многих мастеров высокого класса, является тренером сборной номанды страны. В своей книге Ю. Трофимец, основываясь на богатом опыте и глубоних теоретических знаниях, дает практические советы не только по технине вождения мотоцикла на разных трассах, но и по воспитанию специальной и скоростной выносливости, ловкости и других необходимых мотоспортсмену качеств. Обращает на себя внимание научный подход автора в трантовне тех или иных элементов техники езды, задач психологической подготовки гонщика. Причем делается это ненавязчиво, с большим чувством танта. Труд Ю. Трофимца стал настольной книгой многих тренеров, спортсменов, инструкторов, работающих с начинающими и квалифицированными гонщиками, студентов и преподавателей мотоотделении институтов физической культуры и шнол тренеров. Удачной следует признать и другую книгу, выпущенную издательством ДОСААФ, — «Мотогонки по льду»**. Ее автора — заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР В. И. Карнеева нет нужды представлять любителям зимнего спидвея. Большой энтузиаст трековых гонон, он многое сделал для развития этих соревнований в нашей стране. В популярной форме в книге рассказывается об истории мотогонок по льду, устройстве мотоциклов, особенностях техники езды. В книге найдут полезные для себя советы не только спортсмены, но и тренеры, судьи, механини, организаторы соревнований. Она иллюстрирована фотографиями, показывающими лучшие способы шиповки покрышек мотоциклов и другие технические детали. Нам кажется, что основная цель, которую ставил перед собой автор нниги, — содействовать прогрессу зимнего спидвея, привлечению н нему новых поклонников — безусловно достигнута. Чем объяснить успех этих двух нниг у читателей? В первую очередь, конечно, тем, что написаны они знатоками, специалистами своего дела, имеющими большой опыт тренерской работы. Но, к сожалению, тан бывает не всегда. Пример тому — книга Я. С. Попова «Первоначальное обучение мотоспортсмена»***. Мы взялись за чтение ее с интересом, потому что слишном уж заманчивой казалась нам задача, сформулированная автором во введении, — помочь постигнуть азы мастерства в основном новичкам, владельцам собственных мотоцинлов. Кроме того, по замыслу Я. Попова, книга предназначается в качестве учебно-методического пособия и для тре-* Трофимец Ю. И. «Мотоциклетный кросс (подготовка гонщиков)». Издательство ДОСААФ, Москва, 1970, цена 48 коп, ** Карнеев В. И. «Мотогонки по льду». Издательство ДОСААФ, Москва, 1971, цена 13 коп. *** Попов Я. С. «Первоначальное обучение мотоспортсмена». Издательство ДОСААФ. Москва. 1971, цена 29 ноп.38ч__