22
23
От последствии причинамЗаместитель министра внутренних дел СССР генерал-лейтенант юстиции кандидат юридических наук Борис Алексеевич ВИКТОРОВ отвечает на вопросы редакции журнала Проблемы безопасности движения волнуют, конечно, всех. Однако порой можно слышать высказывания о том, что автотранспортные преступления, как деяния неумышленные, случайные, социальной опасности не представляют. Правомерно ли такое мнение и что • этой связи можно сказать о специфике дорожных происшествий! Дорожно-транспортные происшествия имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов происшествий. Но полагать, что аварии не представляют общественной опасности, по меньшей мере, ошибочно. Наносящие вред здоровью человека, государственному и личному имуществу, дорожно-транспортные происшествия должны расцениваться как общественно опасное явление. Почти каждое из них приводит к тем или иным отрицательным последствиям — страдают люди, серьезные материальные потери терпит народное хозяйство. Конечно, причиной тому многие факторы, как субъективные, так и объективные, но им есть что противопоставить. Я не буду говорить о том, как совершенствуются транспортные средства, улучшаются дорожные условия и т. д. Это темы для специалистов соответствующих областей науки и техники. Скажу о другом, о том, что в конечном счете решение вопроса зависит от самих участников движения и прежде всего — от водителя, его профессионального мастерства, технической грамотности, правовых знаний, общественной сознательности, физического и морального состояния. Слова о повышении уровня воспитательной работы и дисциплины в автохозяйствах, которые мы так часто произносим, должны оставлять глубокий след, малейшее отступление от правил безопасности движения надо расценивать как чрезвычайное происшествие. Бороться с дорожными происшествиями нужно совместными усилиями автомобилистов, градостроителей, медиков, юристов, социологов, работников печати, телевидения, радио. Над проблемами безопасности движения трудится сейчас и многоотраслевой коллектив НИИ МВД СССР. Понятно, что предпринять эффективные меры для повышения безопасности движения можно, лишь досконально изучив причины, которые приводят к авариям и способствуют им, а в этом одна из функций следствия по делам автотранспортных преступлений. Значит, правильное определение всех условий, способствующих автотранспортным преступлениям, и разработка ме(> повышения безопасности движения находятся в прямой связи с качеством следствия по этим делам. Не могли бы Вы, Борис Алексеевич, рассказать об этой зависимости подробнее! Дорожные происшествия относятся к категории весьма сложных дел. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность таких происшествий, их механизмы и обстоятельства абсолютно различны, и установить истинную причину подчас не просто. Бывает, что на месте все — и потерпевшие, и виновные, и свидетели. Однако каждый из них по-разному воспринял происшедшее даже в силу индивидуальных особенностей человеческого восприятия. Скоротечность события, его неожиданность для окружающих, мгновенность развязки также затрудняют расследование. Но если следы аварии в сознании человека запечатлеваются не очень точно, то в материальной среде они отражаются более стабильно. И вот тут-то необходимо искусство следователя, чтобы восстановить, как говорят юристы, материальную истину. Правильность юридической квалификации событий зависит от точного и полного воспроизведения таких факторов, как дорожная обстановка и взаимное положение машин, которое предшествовало происшествию, положение машин и пострадавших в момент аварии, взаимное положение машин после прекращения движения. От тщательного и своевременного осмотра месте происшествия, от внимания и четкости следователя в каждой мелочи зависит обнаружение и фиксирование всех следов, которые позволят ответить на вопрос: кто виноват? Конечно, следователь не работает голыми руками, у не- Кто виноват? Поиск ответа на этот вопрос начинается вот стакого сирупулезного, до сантиметра, до мельчайшей детали осмотра места происшествия, установления всех его следов и обстоятельств.Фото С. Т апкинаг о на вооружениисовременная техника, н еобходимая аппаратура, н аконец , в ер ­ ный помощник — специалист, который зачастую выезжаетсним на место авар ии . В случае необходимости по назнач ению следователя эксперты проводят те или иные исследования. Все собран ­ ные материалы идаютвозможностьсо ­ ставить единственно верноемнение по данному происшествию., В ысокое качество следствия имеет важное значение не только для конк ретного дела, но ив более широких масштабах. Сделать правильный вывод при расследованиинеобходимовпер ­ в уюочередьв соответствии с требованиями социалистической законности. К рометого , надо активно внедрять впо ­ вседневную практику борьбы с преступн остью новейшие научные методы и средства криминалистическойтехники , д остижениясовременной науки вдру ­ гих областях — права, о рганизациитру ­ да, т еорииорганизациии управления и т. д. С учетом этого МВД СССР прини ­мает определенныемеры для повыше ­ ния профессионального мастерства и улучшения уровня специальной подго ­ т овки следственных кадров , т вердопро ­ водит принцип специализации следователей. В крупных городах нами создают ­ ся специализированные подразделения для расследования автотранспортных преступлений. Но есть еще одна важная сторонаво ­ проса о качестве следствия и правильности его выводов. Д еловтом , что все материалы следствия по стране систем атизируютсяиподвергаются статистич ескойобработке , а затем глубокому анализу, на основании которого делаются соответствующие выводы . Анализ ма ­ териалов следствия служит статистике, с помощьюкоторой раскрывается действительное положение дел на дорогах страны. К этим даннымобращаются все, к то занимается вопросамибезопасностидви ­ ж ения . О ни , эти данные, п озволяютточ ­ нее определить главные направления исследований. С кажем , м едики на основании наших материалов разрабатывают свои нормы для «человека за рулем » , решают вопросы профотбора, предрейсового медицинского осмотра имногие другие. Обобщенные данные следственной практики по всемреспубликам были на ­ правлены, н апример , в Межведомствен ­ н уюкомиссию по разработке новых правил движенияи учитывались при их под ­ г отовке . Так что чем выше качество следствия, т ембольше шансов на успех вработе по предупреждениюдорожных происшествий. П риведу два примера . В минувшемгоду вблизи Душанбе автобус ЛАЗ-695, к оторым управлял води ­ тель Собиров , съехал сдороги , в ре ­ зультате чегопогибло семь человек.. Водитель понес уголовное наказание. Вместе с тем следователь установил, чтоОкончание — на стр. 28.23