ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ Ш-51 и Ш-52Замена сальников. Внешним признаком, определяющим необходимость замены сальников и уплотнительных колец, является подтекание масла или топливной смеси в местах их установки. Неисправность правого сальника коленчатого вала можно определить по скоплению топлива и масла в зоне расположения генератора. О неисправности левого говорит постоянно уменьшающийся уровень масла в коробке передач, «дымление» двигателя, падение его мощности. Иногда наблюдается и разжижение масла в коробке передач из-за проникновения бензина. Для замены сальников коленчатого вала и коробки необходимо снять соответственно сцепление, генератор или ведущую звездочку. Новую деталь устанавливают при помощи цилиндрической оправки, избегая перекоса. На цапфах коленчатого вала установлены сальники размерами 35X15X7 (соответственно наружный и внутренний Окончание. Начало — в предыдущем номере журнала.ТЕМ, КТО ЕЗДИТдиаметры, высота в мм), а на ведущей звездочке — 3 2x21x6 , 5 . Для замены сальника (16X8X7) механизма выключения сцепления снимают левую крышку, пружинное кольцо и рычаг сцепления вместе с осью. При установке рычага следует обеспечить угол 30 градусов между плоскостью разъема крышки с картером и плоскостью рычага, как показано на рис. 1 (вид «А») в № 5 журнала. Заменить уплотнительные кольца на валу шатунов и тормозной втулке пускового механизма, а также кольцо механизма переключения передач (10 XX 5,8x3) можно только при полной разборке двигателя. Коленчатый вал. Потребность в ремонте коленчатого вала определяется обычно по стуку подшипника нижней головки шатуна. Ремонт коленчатого вала является одной из самых сложных ремонтных операций. Делать его своими силами не рекомендуется — проще и выгоднее заменить вал новым. Коробка передач. На двигателях Ш-51 и Ш-52 применена двухступенчатая коробка с шестернями постоянного зацепления и механизм переключения, показанный на рис. 2. Для включения передачи рукоятку 1 поворачивают от себя или на себя до упора. Усилие от нее через трос 10 передается на рычаг переключения 9. Он поворачивается на оси 5и передвигает ось и жестко связанную с ней вилку переключения передач 3 вправо или влево. Муфта переключения передач 4 перемещается и входит в зацепление с торцевыми выступами шестерни первой передачи или первичного вала. Эксплуатация двигателя с неотрегулированным механизмом переключения приводит к ускоренному износу муфты переключения, шестерни первой передачи или первичного вала. Регулировка заключается в обеспечении нужной длины троса. О необходимости его удлинения или укорачивания скажет положение рукоятки управления. Если при ее нейтральном положении включается одна из передач, а при положении, соответствующем первой передаче, — «нейтраль», то трос следует укоротить; если же «нейтраль» включается при повороте рукоятки в положение «вторая передача», трос надо удлинить. Если натяжение троса не удается установить регулировочным винтом, нужно уменьшить свободную длину троса перемещением его в рычаге. Разборка коробки передач бывает необходима для замены изношенных или поврежденных деталей. Делать это целесообразно в следующем порядке. Демонтировать двигатель мопеда, снять головку и цилиндр. Снять правую крышку картера и при помощи съемника удалить ротор генератора. Далее—очередь за основанием генератора и конденсатором, крышкой ведущей звездочки. Затем, отвернув гайку крепления звездочки, надо демонтировать ее при помощи съемника (см. вкладку в № 5) и снять левую крышку и сцепление. Выпрямить стопорную шайбу на ведомой шестерне, отвернуть гайку М16Рис. 2. Механизм переключения передач: 1 — рукоятка управления переключением передач; 2 — пружина вилки; 3 — вилка с осью в сборе; 4 — муфта переключения передач; 5 — ось рычага; 6 — шайба: 7 — пружинное кольцо; 8 — сухарь; 9 — рычаг переключения в сборе; 10 — трос; 11 — винт сухаря троса; 12 — оболочка троса; 13 — регулировочная гайка; 14 — контргайка; 15 — упор. 0, I и II — положения рукоятки для включения соответственно тральной, первой и второй передач. ней-Рис. 3. Схема карбюратора К-35В: 1 — направляющая втулка троса; 2 — крышка колодца дросселя; 3 — корпус карбюратора; 4 — винт регулировки дросселя; 5 — дренажное отверстие; 6 — главный жиклер: 7 — пробка; 8 — топливный канал; 9 — канал торможения воздуха; 10 — винт регулировки расхода топлива; 11 — поплавковый механизм; 12 — крышка; 13 — дроссель; 14 — утолитель поплавка; 15 — топливоприемный штуцер; 16 — пружина.