24
25
, I I•Нет нужды доказывать, что хорошая видимость дороги — одно из основных условий безопасного и скоростного автомобильного движения. Вероятность дорожных происшествий, по свидетельству статистики, особенно резко возрастает именно тогда, когда прозрачность атмосферы снижается из-за туманов, ливневых дождей и снегопадов. А на территории СССР в среднем не менее 200 дней в году с туманами и осадками. Туман опасен не только потому, что снижается метеорологическая дальность видимости, ухудшается восприятие дороги и способность водителя ориентироваться в пространстве. К сожалению, мало кто знает, что из-за физиологических особенностей зрения при движении в тумане все дорожные объекты, препятствия, встречные автомобили кажутся в два-три раза более удаленными и смещенными от своего действительного положения.Светотехнические характеристики стандартных автомобильных фар таковы, что в тумане они не улучшают, а, наоборот, ухудшают видимость, потому что перед глазами водителя образуется молочно-белая «световая стена». Переключение дальнего света на ближний почти не меняет положения. Как это ни парадоксально, лучшая видимость наступает в тот момент, когда все огни на автомобиле погашены. Но тогда вы сами становитесь невидимкой. Облегчить управление автомобилем в этих условиях могут только противотуманные фары. Ведь видимость уменьшается главным образом потому, что яркая пелена светящихся частиц тумана вуалирует дорогу и препятствия, снижает их различимость. Чем меньший «пласт» тумана перед глазами водителя оказывается освещенным, тем лучше видно дорогу и все, что на ней происходит. Иными словами, максимальная видимость дороги и всяких препятствии на ней может быть обеспечена в том случае, когда толщина освещенного слоя тумана в направлении взгляда (линии зрения) водителя минимальна. Что и достигается при помощи противотуманных фар, расположенных ниже фар головного света. Хотя тут же надо сказать, что опускать их ниже чем на 4050 см над дорожным полотном нецелесообразно: уменьшение высоты противотуманной фары на 75 см (с 1м до 25 см) позволяет увеличить дальность видимости не более чем на 10 процентов. В то же время чрезмерно низкая установка противотуманных фар опасна тем, что водителям встречных автомобилей начинает казаться, будто дорога идет под уклон, а ваша машина движется на расстоянии в два-три раза большем, чем это есть на самом деле. Следовательно, рекомендовать очень низкую установку противотуманных фар нельзя, как и мотивировать это тем, что туман якобы «стелется» над землей. И то и другое грубые, хотя и весьма распространенные ошибки. Несостоятельно также и мнение, будто эффективность противотуманных фар обусловлена желтым рассеивателем света. Исследования, проведенные в нашей стране, показали, что цвет излучения не влияет на видимость, все дело в светораспределении и регулировке фар. Конечно, туманы имеют разную плотность и структуру. В каких же случаях какими фарами следует пользоваться ив каком сочетании? Ответ на этот вопрос был получен в результате длительных пробеговых испытаний на дорогах разных категорий ив различных метеоусловиях. Установлено, что в зависимости от прозрачности атмосферы следует применять следующие приборы ив таких сочетаниях: слабые туманы и дожди, когда видимость дороги в дальнем свете фар не менее 100 метров, но наблюдается дымка, — фары в режиме дальнего света и противотуманные фары; при появлении встречных транспортных средств необходимо переключить фары на ближний свет, а противотуманные погасить вовсе; туманы средней плотности и ливневые дожди, когда при дальнем свете фар возникает световая стена, исключающая возможность наблюдения за движением, — фары в режиме ближнего света и противотуманные фары как при одиночном движении, так и при разъезде со встречным транспортом; плотные туманы и сильные снегопады, когда дальность видимости в ближнем свете фар не превышает 10 метров, — только противотуманные фары. Однако все это справедливг. для условий движения в темное время суток. Иное дело днем» Многие водители ошибочно считают, что здесь помогают только противотуманные фары, а дальний свет обычных создает якобы пелену, снижающую видимость. В дневных туманах стандартные фары не могут ни улучшить видимость, ни ухудшить ее. Это объясняется тем, что яркость тумана и дороги в дневном солнечном свете в несколько десятков раз выше той, что создают фары. Но если учитывать, что в тумане важно как можно раньше заметить встречное транспортное средство, то станет ясна целесообразность движения и днем с дальним светом. Яркая пелена,24 которая так мешала ночью, теперь не оказывает влияний на условия видимости. В дневных туманахдальний свет фари не ослепляет. В то же время он имеет максимальную интенсивность излучения, столь нежелательную ночью итак необходимую днем. Вот почему сам аяхорошаяпротивотуманнаяфара будет видна днем гораздо хуже : ведь у нее излучение вверх очень незначительно. Мы проводили эксперименты на легковом автомобиле «Москвич-403» серого цвета. С выключеннымифарами он был виден в тумане за 30 метров, с включеннымипротивотуманными — на расстоянии 50 — 5 5 метров, при ближнем свете фар — на расстоянии 70—-75 метров, а при дальнем — около 100 метров. Следовательно, днем в туманную погоду необходимо двигаться с включенн ымифарами дальнего света. И сследования позволили также установить, что противотуманные фары благодаря особенностям светового пучка могут быть полезны ив обычных условиях движения . Они равномерно и широко высвечивают большой участок пол я зрения водителя, хорошо освещают обочины и при правильной регулировке не ослепляют водителей встречных автомобилей. Это приводит к выводу о целесообразности расширить область применения противотуманных фар , к акфар многоцелевого назначения . Что же , спросите вы, противотуманные фары без тумана ? Именно так . Ну скажем , на крутых поворотах дорог. Здесь рекомендуется включить противот уманныефары вместе сфарами ближнего света. Эксперименты показали , что в сравнении сфарами головного света они повышают дальность видимости на дорожныхзакругленияхв полтора-два раза, не ослепляя встречных участников движения , а стало быть, могут существенно повысить безопасность. Полезны противотуманные фарыинапрямой дороге при интенсивном движении транспорта, когда нередки случаи ослепления. Если непосредственно после встречного разъезда, вызвавшего ослепление, вместе сфарами головного света включить противотуманные, то благодаря усилению яркости дорожного полотна (яркости адаптации ) быстреевосстанавливается зрение, с нижается утомляемость. Кроме того, заметно улучшается освещение обочин, где могут быть пешеходы и препятствия. Следует отметить, что противотуманные фарыс еще большим успехом можно использовать на мотоциклах. Здесь они способны повысить видимость на 5—7 процентов благодаря отсутствиюСветовой пучок обычной (слева) и противотуманной (справа) фары. зонтальной площадкев 10 метрах от вертикального экрана (стены). Что такое противотуманная фара, сейчас знают все. Но не все умеют грамотно ее применять исмаксимальной пользой. Мы предприняли попытку вос-Такой видится водителю дорога И не шеход в свете обычных (слепя) и проти иотумвнных (спрапа) фар.Так освещается поворот дороги обычными (слева) и противотуманными (справа) фарами.Так распределяется световой поток обычных и противотуманных фар : 1 — световой пучок головных фар : 2 — световой пучок противотуманных фар : А — глаза водителя; Г — препятствие на дороге; АБВГ — линия зрения водителя; ВВ — вуалирующая пелена от фар головного света; ВГ — вуалирующая пелена от противотуманных фар.лобового стекла, на котором конденсируются частицытуманаи чистота которого на автомобилях оставляет желать лучшего. Кроме того, в случае установки противотуманной фары на переднем крыле мотоцикла улучшается видимость дороги на поворотах, т аккак источник света поворачивается в нап равлениидвиженияи выполняет функц ии фары-искателя. И последнее. С амаяхорошая против отуманная фара — это правильно отрегулированная фара . Уменьшите угол наклона на 1,5—2 градуса — и вы ликвидируете все ее преимущества. Ф араначинает ослеплять, а в тумане образует сильную мешающую пелену, к акифара дальнего света. Общее правило, которого необходимо придерживаться, если нет возможности точно отрегулировать фары, т аково : н аклоняйтефару только вниз, чтобы максимальнаяяр ­ кость светового пятна находилась в20 — 2 5 метрах от автомобиля. П омещаемая здесь таблица помогает правильно отрегулировать противотум анныефары на автомобилях и мотоциклах, эксплуатируемых в разных метеоусловиях. П ри этом транспортное средство должно находиться на гори-Таблмца для регулировки противотуманных фарР асстояние на экране между высотой установки фары и высотой верхней светотеневой границы, см в туманах 40 — 60 65 — 80 85 — 100 15 20 25 без туманов 10 15 20Высота установки фары на автомобиле (мотоцикле) от центра рассенв ателя до дороги, смполнить этот пробел в образовании водителей. В туман, в непогоду можно ездить достаточно быстро и безопасно. Если жеваш автомобиль противотум аннымифарами не оборудован, то тогда, конечно, слово «быстро» из этой формулы придется опустить. Тогда — только не спеша, только нескоро, чтобы путь остановки не превысил расстоя ния видимости. К. ЛЕВИТИН, старший научный сотрудник НИИ Автоприборов, кандидат технических наук25