штурвале и не ослабляют внимания при езде, то нам, простым смертным, тем более надо следовать этому правилу. 2. Резко не тормозить! Представьте себе, что на скорости 130 км час у вашего автомобиля лопнула шина. Пусть ваш спутник в какой-то миг неожиданно, скажем, хлопнет в ладоши. В этот момент вы должны приказать себе: «Не тормозить! Руль держать крепко! Крепко!» Дайте автомобилю свободно катиться, если это, конечно, никому не мешает. Такое упражнение стоит периодически повторять до тех пор, пока вы не будете уверены в том, что если это действительно произойдет, то не станете тормозить, а крепко возьмете руль и постараетесь спокойно остановить автомобиль. Увы, довольно редко подводят вас только шины. Более частый случай — занос автомобиля на снегу или на льду, когда водитель начинает тормозить. В связи с этим многие пытаются тормозить мягче, плавнее. Но автомобиль все равно заносит. Почему? Потому что инстинкт «при опасности — тормозить, при большой опасности — резко тормозить!» настолько силен, что водитель, видя приближающуюся опасность, не в силах оторвать ногу от тормозной педали. И здесь может помочь предварительная, мысленная, что ли, тренировка. Представьте себе при движении по снежной или скользкой дороге, что впереди на расстоянии 50 метров перед вами препятствие. В этот момент нужно себе сказать: «Если теперь мой автомобиль при торможении занесет, немедленно ногу с тормоза! Не тормозить, а только управлять рулем! Не тормозить, а только управлять рулем!» В конце концов этот рефлекс войдег у вас в плоть и кровь и будет безотказно срабатывать в случае действительной необходимости. 3. Только не лобовое столкновение! Рулевое колесо заключает в себе значительно больше спасительных возможностей, чем тормозная педаль. Бесчисленные коллизии, которые возникают несмотря на тормоза или из-за тормозов, устранимы посредством простого маневра. Однако некоторые водители, видя преграду, ничего не делают для того, чтобы ее объехать. Как прикованные, они не могут оторвать взгляд от препятствия, нажимают изо всех сил на тормозную педаль, не предпринимая ни малейшей попытки изменить курс при помощи рулевого управления, избежать столкновения с автомобилем, столбом или деревом.Три случая из жизни ...На пятом круге у машины одного из гонщиков при скорости 240 км/час вдруг разорвало шину, однако спортсмен сумел остановить автомобиль, не причинив ему никаких повреждений. ...Когда машина приблизилась к железнодорожному переезду, неожиданно стал опускаться шлагбаум. Тормозить было уже поздно. Водитель дал полный газ, резко надвинул предохранительный шлем, пригнулся насколько мог ниже и рванулся на своем открытом «Порше» вперед под шлагбаум. Опасность миновала! ...После команды «Старт!» один из автомобилей в переднем ряду через несколько метров неожиданно встал как вкопанный. Водитель идущей сзади машины, которая набирала уже полную скорость, предотвратил неминуемую катастрофу тем, что, не став тормозить, резко направил ее с дороги в поле. Что общего в этих трех случаях? Каждый раз опасная ситуация разрешалась благополучно, так как водитель предпринимал то, что, казалось бы, противоречит человеческой натуре: в первом случае не тормозил, а действовал только рулем; во втором — дал даже полный «газ», а в третьем избрал совершенно необычный выход из опасного положения. «Обычный» водитель в любой из таких ситуаций, безусловно, попытался бы остаться на дороге и инстинктивно нажал бы на тормоз. Поступает он так не преднамеренно, а автоматически. И будет поступать всегда, хотя это и абсолютно неправильно. Но так не должно быть. Необходимо постоянно тренировать реакцию на опасные положения, морально готовить себя к тому, чтобы при возникновении опасной ситуации действовать и автоматически и правильно.Совершенно ясно, что автогонщики с честью выходят из трудных ситуаций только потому, что они внутренне к ним подготовлены. Но и мы, не спортсмены, можем подготовиться к тому, как вести себя в угрожающей обстановке. Надо только наши рефлексы поставить под строгий контроль. Такого рода тренировка состоит в том, чтобы во время езды на автомобиле (при свободном пути, разумеется) мысленно создавать опасные положения и постоянно искать правильный выход из них. Часто бывает так, что рефлекс своевременной и правильной реакции заложен где-то в подсознании, как в компьютере, и в нужный момент готов сработать. Журнал «Моторвельт» хочет помочь вам в этом несколькими рекомендациями.1. Все внимание должно быть подчинено езде! Для правильной своевременной реакции необходимо, чтобы водитель во время езды на автомобиле в любую минуту, в любую секунду был сосредоточен и внимателен, чтобы и на «скучных» участках пути он был в полной готовности к любым внезапным и сложным ситуациям. Кто хочет не быть застигнутым врасплох, должен постоянно и твердо держать обе руки на рулевом колесе. Постоянно! Кто хочет быть подготовленным к сложной ситуации, не должен за рулем есть и вести активный разговор. Активная беседа отвлекает внимание. Почти никто из автоспортсменов не курит во время езды, никто не держит штурвал одной рукой. Они постоянно начеку и тогда, когда ничто им не угрожает. И если уж большие мастера вождения постоянно держат обе руки на4. При необходимости с дороги!в сторону,По прямой, как стрела, дороге спускался грузовой автомобиль. Вдруг прицеп занесло, он вылетел вперед тягача и занял всю проезжую часть. Встречному водителю, казалось бы, нужно просто немедленно тормозить. Но он, вместо того чтобы нажать на тормоза (а это, конечно, ничем бы не помогло!),24