В. Г. Шахвердов.ИСКАТЕЛЬЭто лишь штрихи к портрету удивительного человека. Он всю жизнь был ученым, хотя не раз присоединял к степени кандидата технических наук титул чемпиона по автоспорту. Репортеры называли его новатором. Талантливым изобретателем. Спортивным долгожителем. Но спортсменом доцент Ленинградской академии гражданской авиации Валерий Григорьевич Шахвердов... стал случайно.Чемпион поневолеВсе началось в 1935 году. Как-то летом он смастерил к своему старенькому велосипеду переключатель скоростей и поехал испытывать самоделку. На велотреке встретил однокашников с авиационного рабфака. Ребята готовились к гонкам на первенство Ленинграда. Он пристроился к ним и начал нажимать на педали. Обошел одного, второго. На финише к нему подбежал взволнованный тренер. — Это невероятно. Вы установили рекорд! Повторите дистанцию. Немедленно! Валерий почти со старта включил третью скорость и улучшил время. Потрясенный тренер долго ощупывал и встряхивал свой секундомер, а потом размашистым почерком вписал фамилию новичка в список студенческой сборной. Пришлось готовиться к соревнованиям. Для молодого изобретателя они окончились победой. Он легко выиграл 20-километровую гонку и стал чемпионом города. Нужно было ехать на первенство СССР. И тут Валерий забастовал. Он считал свою причастность к спорту явлением случайным и временным. Ведь настоящему спорту нужно посвящать всю жизнь, а он уже отдал ее своему делу, своей работе авиационного инженера. Но расстаться с трассой, где, кажется, сама машина рвется вперед, Валерий-ле смог. Она стала его увлечением. Как коллекционирование марок или старинных монет. Или ключей от городов, в которых бывал. На трассе инженер испытывал свои конструкции. Тихоходный велосипед был вскоре позабыт. Валерия манили большие скорости. Вот где пригодились технические знания. Два года, вечерами после работы, он переделывал на авиационный манер узлы мотоцикла. Потом вышел на старт. Его не принимали всерьез, а он выигрывал на своей машине одну гонку за другой. Получил спортивный разряд, звание мастера спорта. О талантливом гонщике заговорили. Газеты посвящали ему заметки и очерки. Специалисты прочили блестящую карьеру. А он вдруг, после очередной победы в Юкках зимой 1946 года снова исчез из спорта на много лет. — Чувство неудобства ощущал на пьедестале. Испытывая свою машину, получаешь весь комплекс удовольствий, а тебя еще и награждают. Да и подошло время писать диссертацию. К своему увлечению смог вернуться только в 1956 году. Правда, уже без мотоцикла.Четыре «метеора»Через час начнется защита проекта. А он сидит в своей комнате, отрешенный, сосредоточенный, и рисует на листке контуры необычного автомобиля. Рядом выстраиваются длинные строки формул. Трасса снова манит его. Он мечтает испытать на ней скоростнуюмашину, которую до него никто не строил. Но как реализовать замыслы на практике? Нет ни материальной базы, ни оборудования, ни помощников. — Валерий, опаздываешь на защиту, — торопит жена. Он быстро сворачивает исписанный расчетами листок и выходит на улицу. У Академии почти сталкивается с известным гонщиком, тренером спортивного клуба Армии Сергеем Максимовичем Сергеевым. — Слушай, Валерий, я тебя уже сто лет ищу. Помоги. Хочу строить гоночный автомобиль. — Гоночный? — Ну да. Вижу его во сне и наяву. Подыскиваю энтузиастов. А ты ведь и гонщик и конструктор. После этой встречи двое стали в свободное время вместе бегать по городу и разыскивать людей, одержимых любовью к автомобильному спорту. Постепенно сложилось ядро общественного конструкторского бюро. На первый случай решили не изобретать новых моторов и узлов, а максимально использовать агрегаты и детали серийных автомобилей. Так появились на свет четыре машины ГА-20, двенадцать ГА-500 и три ГА-22. Последняя развивала скорость до 220 километров в час. На «Метеоре» (так ее назвали) был установлен двигатель от «Волги». Первые четыре «метеора» ГА-20 решили испытать на первенстве страны в Минске. В одном сидел Шахвердов, в трех — его товарищи по общественному КБ. Стартовали они удачно и вскоре стали лидерами. Впереди шел Шахвердов. Победа уже близка, вдруг на последнем круге, незадолго до финиша, заглох мотор (потом выяснилисломался рычаг управления дросселем). Первенство было лично-командным — общее количество очков, набранных участниками, играло большую роль. Пришлось изобретателю самому толкать забастовавшую машину к финишу. Обливаясь потом, он подтащил ее к белой линии, и судья махнул флагом. По сумме очков четыре ленинградских «метеора» выиграли трудную 308километровую гонку. Год спустя, в 1958-м, на той же самой трассе Валерий Шахвердов испытал свой ГА-22 и стал чемпионом Советского Союза. Победителю было сорок четыре года. В сорок пять он блестяще защитил это звание. Удача следовала за удачей. Впрочем, можно ли назвать эти победы удачей? — Если чего-то добиваешься и все удается — это не удача. — говорит Валерий Григорьевич. — Помните у Бальзака: недостаточно быть просто человеком, надо быть системой. И Шахвердов старался подходить ко всему планомерно. Два-три вечера в неделю уделял подготовке и совершенствованию автомобиля. Тренировался. И непременно пополнял запас теоретических знаний. Он и поныне убежден, что одного мастерства гонщику, даже опытному, недостаточно для победы.НачалоВот и все. Целый месяц он жил надеждой, а теперь ее нет. Как нет ни одного шанса снова выйти на трассу.38