Автоинспектор на вертолетепан действовать в опасной ситуацииМотоциклисты: не переоценивайте свои возможности!Новые указательные знакиМ инувшим летом на Ярославском шоссе вПодмосковьевзоне действия знака, ограничивающего скорость до 40 км/час, водитель нажал на акселератор, п ересексплошнуюосевую линию и, выскочив на полосувстречногодвиже ­ ния, в опреки правилам, принялся обго ­ нять всех. Нарушитель действовал не на авось, он рассчитывал на полную безнаказанность, зная, что постов дорож ­ ного надзора поблизости нет. Послышавшееся вдругстрогое требование остановиться прозвучало для него как громс ясного неба. В прочем , так онои было. В небе, на небольшой высоте пря ­ м о над машиной повис голубойверто ­ лет сжелтойполосой , б уквами «ГАИ» на бортах имощнымигромкоговорите ­ лями. Пытаясь скрыться , водитель свернул на узкую лесную дорогуи погнал автомобиль в чащу. Но вскоре пришлось затормозить. Впереди, на уютной лесной полянке, е гоподжидал все тот же вертолет, с овершившийпосадкупрямо на пути бегства... Это один из эпизодов работы отделения вертолетного патрулирования Мос ­ к овской областной Госавтоинспекции. По составу своему оно невелико : семь человек и один многоцелевой вертолет К-26, а рендуемыйугражданской авиации. По технической характеристикеон оказался будто специально созданным для ГАИ. Обладая достаточной крейсер ­ с койскоростью , м ожети надолго непод ­ в ижно зависать над заданной точкойи совершать посадку на любом «пятачке». Специальное оборудование позволяет поддерживатьустойчивую радиосвязь сназемными патрульными автомобилямив радиусе десятков километрови отдавать распоряжениянепосредственно на месте событий. Работу ввоздухе мы начали вмартепрошлого года. Ни опыта, ни наставлений по службе летающей автоинспекции, к о ­ нечно, не было, д омногого доходили буквально интуитивно. Практика подска ­ зала два наиболее эффективных способа патрулирования — п ростой полет по курсуимаятниковый . В первом случае вертолет летит от начала доконца над всей контролируемой частью дороги , а на землеегосопровождают две патр ульные «Волги»: одна — в 3—5 кило ­ метрах впереди , д ругая — на такомже расстоянии сзади. Если замечено нарушение правил движения , ч ереззвуко ­ у силивающую установку дается соответс твующеераспоряжение водителю-наруш ителю . Если тот не подчиняется (или при других чрезвычайных обстоятельствах), н омериприметымашинысообща ­ ют находящемусявпередиэкипажу патр ульной «Волги». При маятниковом способе патрульные автомобили стоят на границах наиболее напряженного или опасного участка дороги , а вертолет кур ­ сирует между ними туда иобратно . При этом под наблюдением находится не вся дорога , а лишь наиболее ответственный ее участок, но эффективность контролянамного возрастает, не остается незам еченным почти ни одно нарушение. Наиболее удобным оказалось летать на высоте 40—50 метров над дорогой , но не над самой осевой линией, а метрах з 10—15 правее. С такой позициихоро ­ ш о читаются дорожные знаки иномера машин, четко определяется их скорость , видны сигналы, подаваемые при маневрировании. К онечно , этим не ограничивается работа отделения вертолетногопатрулиро ­ вания. П рошлой весной на Рязанском шоссе с воздуха было замечено , что угрузовика ЗИЛ-150 загорелсядвухосныйприцеп , а водитель, не подозревая ничего, п родолжалдвижение . Э кипаж вертолета приказал ему остановиться и вызвал на помощьближайшуюпатрульную машину. С овместными усилиями пожар был быстроликвидировани ценный груз спасен. С отрудники отделения участвовали втушении лесных пожаров. оказывали первуюмедицинскуюпомощь пострадавшим при авариях, р азыскива ­ ли заблудившихся в лесу детей, доставляли оперативные группык местам про ­ исшествий. Д есятки раз приходилось приземляться и оказывать техническую помощь водителям, застрявшим на проезжей части, в других случаях — р а ­ зыскивать пытающегося скрыться виновника аварии. На томжеРязанском шоссе води ­ тель грузовика ЗИЛ-130 Медведев , нарушив правила обгона , выехал на левую сторону дороги перед встречным автомобилем ГАЗ-53. Его водитель, чтобы избежать столкновения, вынужден был свернуть вкювет , машина опроки ­ нулась. М едведев не остановился, не по ­ м огпострадавшемуи попытался скрыть ­ ся впотокемашин . Н омер автомобиля с вертолета заметить не удалось. Его установил, о просив пострадавших, вызванный по радиок месту происшествия патруль. О н оказал медицинскуюпомощьраненомуводителю , а экипаж вертолета, получив по радио необходимые данные, отправился вдоль трассы на бреющем полете. Г рузовикМедведевабыл быстро обнаружен в гуще движущихся машин, Н езаменимым оказался вертолет ипри обеспечении безопасности движения в ходе спортивных соревнований на доро -22