вопрос интересует А. Чвирова из Казахстана, группу владельцев ИЖей из Свердловска и других мотолюбителей. Электронное реле ИЖРП-1С обладает большой долговечностью, и то, что оно находится под напряжением при включенном зажигании, мало влияет на срок его службы. Чтобы напряжение на реле ИЖРП-1С при существующей системе подавалось тольно при включении сигналов поворота, нужно подсоединить их к двухполюсному переключателю. Поскольку для мотоциклов таких переключателей не выпускают, можно использовать другие — типа Т12ШТ либо мотоциклетные—П200 или П-25А, переделанные по совету В. Евстафьева (см. «За рулем», 1971, № 10), включив их по приведенной там схеме.«ТОСОЛ-А» плюс водаКакие антифризы можно заливать в систему охлаждения «Жигулей»7 Можно ли добавлять в нее воду, если уровень охлаждающей жидкости упал ниже нормы? К ак определить допустимый предел такого разбавления антифриза? Эти вопросы беспокоят многих наших читателей. В качестве охлаждающей жидкости на автомобилях Волжского завода применяются водные растворы специальных концентратов «Парафлу 11» и «ТОСОЛ-А». Эти составы взаимозаменяемы, смешиваются между собой и одинаковы по качествам. Какие-либо иные антифризы отечественного производства для «Жигулей» не годятся, и применять их нельзя. Основной маркой охлаждающей жидкости для ВАЗов, ноторая, кстати, заливается в систему заводом, является «ТОСОЛА40». Это раствор, концентрация которого обеспечивает нормальную работу двигателя и его пуск при температуре до минус 40 градусов. Начало кристаллизации антифриза, нак известно, зависит от количества воды в составе. Приводим таблицу, по которой легко определить, в каких пропорциях смешивать чистый «ТОСОЛ» с водой, чтобы получить заданные физические свойства, к ак по плотности проверить качества залитого в систему антифриза, как изменятся они при добавлении воды. Соотношение весовое (в скобкахобъемное), проценты «Т0С0ЛА» 100 80 65(62) 56(50) 40 •0 2 Чистая вода 0 20 35(38) 44(50) 60 80муляторов водород выделялся так бурно, что не успевал рассеиваться. Возможно к тому же , что поверхность пробои батареи была загрязнена, и это еще больше препятствовало вентиляции. При определенной концентрации смеси водород — воздух в банках образовался так называемый гремучий газ. Достаточно было малейшей искры (а это возможно при неплотных или загрязненных контактах) — и произошел взрыв. Из сказанного ясны рекомендации: тщательно следить за исправностью приборов электрооборудования, периодически очищать аккумуляторную батарею, следить за чистотой и надежностью контактов распределителя. Теперь о взрывах катушек зажигания. Для начала — несколько слов о том, что такое «вариатор». Это дополнительное сопротивление из железной или нинелевой проволоки, включенное последовательно с первичной обмоткой катушки зажигания. Он обладает важной особенностью: при нагревании его сопротивление увеличивается, при остывании — уменьшается. Когда двигатель работает на малых оборотах, контакты прерывателя дольше находятся в замкнутом состоянии, через них проходит ток большей величины, дополнительное сопротивление сильнее нагревается и увеличивает общее сопротивление цепи. При этом уменьшаются общий ток в цепи, нагрев вариатора икатушкив целом. С увеличением оборотов вариатор нагревается меньше, его сопротивление понижается — ток в цепи увеличивается, возрастает и напряжение во вторичной обмотке. Такое устройство предохраняет контакты от обгорания, способствует более равномерной работе мотора. Катушка зажигания имеет клеммы ВК и ВК-Б. Обе они соединены с вариатором, расположенным на скобе катушки . Провод от «плюсовой» клеммы аккумулятора должен быть подсоединен к клемме ВК-Б. Если его ошибочно соединить с клеммой ВК, катушка будет работать без дополнительного сопротивления и через нее и по пружине прерывателя в этом случае станет протекать ток в два —два с половиной раза больший, чем обычно. Это явление хорошо знакомо тем, кто зимой, пуская двигатель рукояткой, закорачивает клеммы матушки. Если двигатель остановится при таком положении коленчатого вала, когда контакты прерывателя замкнуты и зажигание не выключено, то под действием тока пружина прерывателя и катушна нагреются до такой степени, что пружина потеряет упругие свойства, а масло, заполняющее катушку, .начнет испаряться. В результате создается избыточное, давление, разрывающее ее. Вот от чего взрывается катушка зажигания.Температура кристаллизации, °СПлотность при 20°С, г/см3Переделка и соединение переключателя П25А (П-200): 1 — 7 — контактные зажимы; 8 — рычажок; 9 — винт крепления лепестка; 10 — контактный лепесток. Внизу — контактный лепесток и его развертка. Материал — латунный лист толщиной 0,2—0,3 мм. Условные обозначения цвета проводов: Кр — красный; Рз — розовый; Ср — серый; Фл — фиолетовый. Несколько иной вариант переделки и соединения переключателя (см. рисунок) применяют В. Гайдуков и В. Моисеев из Смоленска. Они крепят контактный лепесток на оси рычажна, в ноторой для этого нарезают резьбу М2. Ось от пружины рычажка изолируют шайбой, ликвидируют перемычку между зажимами 1и7и соединяют проводом зажимы 1и 6. Затем прокладывают два дополнительных (красных) провода длиной около 700 мм и крепят их н зажимам 7 (снизу) и 1. Красный провод реле отключают от клеммы СЗ замка зажигания и соединяют с одним из дополнительных. Другой подключают к клемме СЗ замка зажигания.Куда течет токА. Смолин из г. Ишима Тюменской области просит разъяснить встреченное им в различных печатных источниках противоречие. Так, в учебниках шоферов от 3-го до 1-го классов написано, что ток «идет» от «плюса» к «минусу», а в некоторых книгах по электротехнике оговорено направление «движения» тока от «минуса» к «плюсу». Мы попросили ответить на этот вопрос специалистов из НИИАвтоприборов. Так уж сложилось исторически, что в элентротехнине было принято считать 'направление тока в проводниках от «плюса» к «минусу». На основании такого допущения были разработаны и сформулированы в учебниках правила, облегчающие понимание принципа действия многих электротехнических устройств. Например, «правило левой руки» для определения направления вращения якоря электромотора, «правило буравчика», помогающее разобраться в направлении магнитного потока проводников «под током», и другие. В этих случаях нам удобнее условно считать, что ток «идет» от «плюса» н «минусу». Физическое же направление течения электрического тока совпадает с направлением движения электронов — от «минуса» источника тона к его «плюсу». Р книгах действительно можно встретить и такое описание процесса, но обычно лишь там, где это нужно для понимания сущности явлений, например в электронике.— 21,5 1,120 — 1,140 — 45 -65 1,085 — 1,095 — 40 1,075 — 1,085 — 24 —8Видите, даже сильное разбавление позволяет эксплуатировать машину до глубокой осени. Но с наступлением морозов плотность нужно довести до уровня «ТОСОЛ-А40» или «ТОСОЛ-А65». Наиболее универсален для условий средней полосы страны, к акуже сказано, раствор «ТОСОЛ-А40». Если Вы будете готовить антифриз из концентрата или захотите долить в систему воду, советуем взять хорошо прокипяченную или дистиллированную воду, соблюдать чистоту и аккуратность. Запомните, что в мороз антифриз более текуч, тщательно следите за всеми соединениями, кранами и другими местами возможной утечки.Взрывы под капотом«Под капотом автомобиля раздался сильный взрыв. Разлетелась аккумуляторная батарея. Почему это произошло? Как бороться с возможностью такого взрыва?» — спрашивает житель города Байрам-Али Марыйской области Ф. Нурисламов. А М. ЗаЙпуллаев из Аральска задает те же вопросы ' относительно встречавшихся ему случаев взрыва катушки зажигания при неработающем двигателе. Прежде всего следует заметить, что подобные «взрывы» в автомобиле — явление чрезвычайно редкое. Сначала об аккумуляторе. Можно предположить, что первопричиной взрыва был отказ реле-регулятора. В результате батарея сильно перезаряжалась, «кипела», т аккак регулятор не отключал ее от генератора. При этом из аккуПоставьте двухполюсный переключательНа новых ижевских мотоциклах («Планета-3» и «Юпитер-3») реле ИЖРП-1С указателей поворота при включенном зажигании работает все время. Не сокращает ли это срок службы реле и что можно сделать, чтобы оно действовало только при включении сигналов поворота? Этот38