СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТАЦЕНТРИРОВАНИЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛАд аже посадочные гнезда вкартере . Коленчатые валы отечественных мотоциклов (кроме «Днепра»), а также «Явы» и «Паннонии» выполнены составными (рис. 1). Их цапфыи шейки (пальцы) соединены со щенами ( м аховиками ) посредством прессовой посадки — диаметр отверстия при этом меньше диаметра пальца или цапфы . В коленчатых валах двухцилиндровых ижевских двигателей (ИЖ-Ю, ИЖ-Ю2) цапфы после сборки приварены к щекам. Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфышли ­ ф уютуже на собранном коленчатом валу. Вследствие этогонаружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцент ­ р ичной по отношениюк запрессованному нонцу ; п ри ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна. Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникаетобычно после его ремонта, р азборки двигателя без соответствующих приспособлений (искл ючающих деформацию вала) и вдругих подобных случаях. Ремонт коленчатого вала, с вязанныйс заменой шатунныхподшипников , предусмотрен тольно на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный номплент: ш атунв сборе сроликовымподшипникоми пальцем. Методика этой работы подробно изложенавнниге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. С инельников , «Машиностроение», 1971). Соосность цапф (и коренной средней шейки ) вала определяют по биению их посадочных поверхностей привращении вала вповерочных центрах или центрахтокарногостанка (рис. 2). Величину биения — она вдвое больше величины несоосности — и змеряютзакрепленным на стойкеиндикатором часового типас ценой деления 0,002—0,01 мм . В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностьюможно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренныеподшип ­ н икитан , к ак они располагаютсяв двигателе. Если внутренниекольца их садятся со значительнымнатягом ( н апри ­ мер, у мотоциклов «Ява»), л учше воспользоваться другими , т ехнологически ­ ми подшипниками , даже изношенными, внутреннее отверстие которыхшлифуют (хотя бы шнуркой ) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал примонтажеи снятии подшипников. Далее кладут вал на М-образные подс тавки , деревянные или металличесние, у стойчивозакрепленные на столе (рус. 3). К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшиеинизшиеточки цапф, отмечая их соответственно знаками « + » и Поворачивают вал так , чтобы ось ша . т унного пальца располагалась горизонтально в одной плоскостисцапфами . Н аивысшие (или низшие ) т очкидолжны находиться при этом примернов одной плоскости . Если это условие нарушено , значит, щеки развернуты одна относи ­ тельно другой на шатунном пальце (рис. 4). У дарами молотка по выступающейщекеповорачивают ее всторонудругойщеки до совмещения их в одной плоско ­ сти. Д обившисьэтого , вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так , ч тобышатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки « + » о кажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу сторонымолотком или струбци ­ ной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, р аздвинутьщекирычагом . Постепенно меняя их положение , добиваются мини ­ мального биения цапф. Д опустимойсчи ­ тается величина до 0,03 мм . Иногда места наибольшихотклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит , что цапфыотстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, у странитьправкой вала нев озможно . Если оно превышает 0,05 мм , вал следует заменить . Ц ентровкуколенчатого вала двигателя «Ява-350», и меющегосреднююкореннуюшейку , проводят аналогичным образом. Сначала добиваются сооснрсти одной цапфы со средней шейкой , а затем другой. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер«Прочитали в февральском номере журнала «За рулем» за этот год, что в мастерской г. Каунаса ремонтируют коленчатые валы мотоциклов «Ява» заменой шатуна. Расскажите, пожалуйста, как проверяют после этого центровку вала. От группы «явистов» — П. Русанов, г. Ставрополья. «При ремонте двигателя «ИЖ-Планета» уронил коленчатый вал. Как восстановить теперь его центровку! — К. Пусков, г. Вышний Волочек».Соосность, цапф коленчатого вала (и коренной шейки в трехопорных валах) — обязательное условие нормальной работы двигателя . Чем больше их несоосность, тем сильнее вибрация двигателя, в ыше механические потери и меньше срокслужбыкоренныхподшип ­ н иковколенчатого вала ( в нутренние их кольца перекашиваютсяи защемляют шарики или ролики ) . Иногда страдают«—».ъШfc\i\sHi F^Tbw |'|1|1в1И Г^" ^VOB\N8в р§1 вчН